Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь эмпатии и эмоционального выгорания у медицинских работников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
I Глава. Теоретические подходы к пониманию эмпатии и эмоционального выгорания у медицинских работников 3
1.1. Зарубежные и отечественные подходы к изучению эмпатии 3
1.2. Освящение проблемы эмоционального выгорания в научной литературе 3
1.3. Психологические особенности эмпатии эмоционального выгорания медицинских работников 3
II Глава. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания у медицинских работником 3
2.1. Организация эмпирического исследования (описать – цель, задачи, методы, гипотеза, корреляция) 3
2.2. Психологические особенности эмпатии 3
2.3. Психологические особенности эмоционального выгорания 3
2.4. Взаимосвязь эмпатии и эмоционального выгорания медицинских работников 3
Заключение 3
Список литературы 3

  

Введение:

 

На современном этапе развития проблемы личностного благополучия и профессионального здоровья докторов все больше заинтересовывают внимание и зарубежных и отечественных умов. Среди их числа Н. Е. Водопоя нова, В.В. Бойко, Н. В. Гришина, Л. Н. Юрьева, C. Cherniss, C. Maslach, H.J. Freudenberger и др.
Это можно связать с достаточно высокой ценой, которую может нести в себе врачебная ошибка. Ее вероятность может повышаться в тех ситуациях, в которых повышается состояние высокого психоэмоционального стресса и напряжения.
Врачи — представители такой профессии, при которой от них требуется содержательно насыщенное и интенсивное взаимодействие с людьми. К таким относятся родственники, коллеги, родственники пациентов.
Также можно рассматривать проблему эмоционального выгорания как медико-социальную проблему разрушения индивидов специалистов высокой профессиональности, как одной из массовых профессий гуманистического ряда. Среди них М. Ч. Баке, Г. Н. Гончарова, В. И. Ларенцова.
В работе доктора всегда присутствуют интенсивные рабочие нагрузки разнообразного типа, включая обслуживание постоянного потока пациенты, и одновременной переработкой большого информационного потока, также сюда входит высокие цены на внутренние затраты, которые требуются при решении трудовых задач, социальной, профессиональной, юридической ответственностью за результаты проведенного лечения.
Учеными было сделано такой вывод, что, как правило, синдром выгорания является «болезнью» специалистов из «помогающих» профессий.
Согласно мнения Н. В. Гришиной, существуют определенные последствия выгорания, которые заметно проявляются в личной сфере человека, а также в разнообразных аспектах его бытия, а не только в профессиональной сфере [13].
Именно по этой причине есть определенная обеспокоенность, которая вызывается патогенностью медицинской работы со стороны практикующих докторов, ведь именно их здоровье очень важное для качества и безопасности той помощи, которую они оказывают. Именно поэтому важно достаточно серьезно относится к психическому и физическому благополучия медиков.
Исходя из этого, актуальностью изучаемой проблемы является развитие научных знаний, ведь существуют потребности социальной практики. Важной теоретической и практической задачей является изучение взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и синдромом выгорания, которая требует актуальных исследований и разработки.
В концепции эмоционального интеллекта отражается идея единства интеллектуальных и аффективных процессов.
В современной психологии, изучение эмоционального интеллекта — интенсивно разрабатываемое направление. Сейчас есть несколько моделей которые, объясняют этот феномен, и их условно можно разделить на три группы.
Среди всех моделей эмиратами являются разработанная модель Дж. Майера и П. Соловея. Они отметили эмпатию как набор иерархически организованных способностей, которые связаны с переработкой эмоциональной информации [2].
Стоит также уделить внимание модели Д. В. Люсина, в ней эмпатию является способностью понимать и управлять эмоциями. У него есть такие виды — межличностный, включающий понимание и управление эмоциями другого человека, а также внутри личностный (который отвечает за понимание и управление своими эмоциями.
Р. Бар-Он в основу своей модели положил принцип изучения эмоционального интеллекта как черты. В этой теории эмоциональный интеллект является некогнитивной способностью, знанием и компетентностью, которые дают человеку шанс успешно решать разные жизненные ситуации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный механизм профессионального поведения в форме совершенного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, предполагающий нравственное и моральное опустошение, профессиональную деформацию личности медицинского работника, выражающуюся негативными изменениями в здоровье, чувствах, поведении, мышлении [34].
По роду своей профессиональной деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей обстановки и самого трудового процесса (ответственность за жизнь и здоровье пациентов, высокие требования к профессиональной компетенции, большая самоотдача, постоянное общение с больными людьми и их родственниками, длительное пребывание в поле негативных эмоций и др.), что значительно увеличивает риск развития эмоционального выгорания.
Анализ психологической литературы показал, что проблема эмоционального выгорания медицинских работников является актуальной и практически значимой. Данное утверждение подтверждается данными проведенного нами исследования. У почти половины (33%) исследованных медицинских работников констатируется высокие показатели уровня эмоционального выгорания, проявляющиеся отчаянием из-за неразрешимости психотравмирующей ситуации; в ощущении «загнанности в клетку»; избеганием «тяжелых» эмоциональных моментов трудового процесса; а также «халатным» отношением к пациентам; и исключением эмоций в профессиональной деятельности.
На основании, полученных данных, было доказано, что эмпатийные тенденции положительно связанны с профессиональной успешностью сотрудников и отрицательно — с их эмоциональным истощением и эмоционально-нравственной дезориентации. Это говорит о том, что развитая эмпатия является залогом не только успешности сотрудника как профессионала, но и способом совладания с эмоциональным фоном пациентов. Так, специалисты с высоким и средним уровнем эмпатии реже испытывают эмоциональное истощение, а также более внимательны к пациентам и чувствительны к их проблемам.
На основании проведенного исследования были разработаны рекомендации по устранению и нивелированию симптомов эмоционального выгорания:
— необходимо на систематичной основе проводить диагностику социально-психологического состояния отдельных работников и персонала в целом, используя различные методики (прохождение диагностики уровня эмоционального выгорания должно быть обязательным).
— довести до руководства учреждения результаты данного исследования и в дальнейшем информировать его о всех результатах диагностики; также ознакомить с проблемой эмоционального выгорания персонала и предложить учитывать полученную информацию в управленческой деятельности
— необходимо усилить социально-психологическую работу с персоналом, сделать ее систематичной и разнообразной, т.е. ввести психопрофилактические мероприятия в работу с медицинским персоналом: занятия с психологом, аутогенную тренировку, методы релаксации, физические упражнения (посещение бассейна, занятия в спортзале, сауна, массаж), санаторно-курортное лечение;
— данные мероприятия должны быть направлены на оптимизацию эмоционального состояния и поддержание общего соматического благополучия сотрудников
— работникам, которые имеют высокие показатели эмоционального выгорания и те, кто попал в группу «риска», в данном учреждении, в рамках социально-психологической работы с персоналом, уделять особое внимание.

 

Фрагмент текста работы:

 

I Глава. Теоретические подходы к пониманию эмпатии и эмоционального выгорания у медицинских работников

1.1. Зарубежные и отечественные подходы к изучению эмпатии

Одна из важных проблем в современности социума является проблема гуманизпции человека с обществом, его окружающим. Особая актуальность приходится на сам процесс утверждения новых ценностей, главная из них — развитие и формирование духовной культуры личности.
Эмоциональная зрелость, умение принимать и понимать, возможность сопереживать, является неотъемлемой частью этого вида культуры. Ключевое условие этого процесса — эмпатия. Ныне актуальным считается развитие эмпатией ной личности, которая отличается гибкостью в коммуникации, а также положительным мышлением, альтруистическим поведением и способностью к децентрализация [1].
Во многих зарубежных и отечественных работах изучается эмпатия. Зарубежная психология определяет эмпатию как внутреннюю активность, как результат происходит интуитивное понимание чувства других. Возможности к сопереживаемому, и возможности поставить себя на место другого. Такую теорию поддерживали Д. Бэтсон, Дж. Иган, К. Роджерс, Д. Эберштейн и другие.
В российской психологии феномен эмпатию, как правило, очень схож с позицией зарубежных ученых. У них эмпатия изучается как возможность к спонтанной, произвольном эмоциональной отзывчивости , а также полное прочувствование скрытого смысла в словах и действиях другого. Среди таких авторов можно назвать В. В. Бойко, н. Н. Обозов, И. М. Юсупов и другие [9].
Хоть в отечественной и зарубежной психологии описывается недостаточная однозначность в понимании смысла феномена эмпатии, открытым остается вопрос о проблеме изучения и развития эмпатии в профессиональном становлении в психологии.
В профессии доктора или другого медицинского сотрудника важно понимать эмоциональное состояние пациентов, уметь быть при общении исконным, и сопереживать пациенту при его жалобах. Без такого феномена очень сложно достигнуть эффективности в профессиональной сфере.
Проявлять эмпатию к своему собеседнику означает взглянуть на всю ситуацию с его точки зрения, испытать подобные ему чувства, принимать и понимать его нынешнее эмоциональное состояние.
Находится в состоянии эмпатии — это означает воспринимать достаточно точно внутренний мир другого, сохраняя эмоциональные и смысловые оттенки. Как результат это дает возможность достижения эффективности в профессиональной сфере, и приобретает некую актуальность в изучаемой теме.
Эмпатия как феномен изучается достаточно длительное время. Имеется достаточное количество определений и подходов для ее изучения.
Согласно работ Д. Эберштейна, эмпатия происходит от греческого «empatos», что переводится как проникновение, вчувствование. Это понятие появилось в начале ХХ века, дал этому феномену название американский психолог Э. Типиченер. Уже в 50-тых годах этот Термин был широко использован. К. В. Ягнюк считает, что отражает изучение эмпатии в разных сферах деятельности.
В настоящем данного рода проблемы изучаются с целью решить практические задачи: облегчить взаимодействие между людьми, помочь в адаптации. А также оказывать психологическую помощь пациентам [4].
Много из отечественных психологов считают схожими такие понятия как эмпатия и интеллектуальное познание. Эмпатия изучается как процесс, в котором неразрывным единством являются эмоциональные м мыслительные стороны. Среди таких авторов А. А. Бодалева, Л. П. Стрелкова и другие.
Те учёные, которые изучают эмпатию, выделяют в эмпатийном взаимодействии эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент [16].
Главный интерес составляют работы, в которых эмпатия изучается как мотив альтруизма. Такое понятие можно встретить в работах П. М. Ершова, В. А. Петровского, В. В. Шалинского.
В работах, которые изучают эмпатию и поведение, интересным является подход, выделяющий действенную эмпатию, которая характеризуется активным содействием, а также помощью другому субъекту или группе.
В трудах Н. Н. Обозова эмпатия является откликом одной личности на переживание другой. Также автор пишет о том, что что коллективное и индивидуальное существование не может существовать без взаимной поддержки и сопереживания.
У автора существует несколько форм эмпатии: эмоциональная, когнитивная, действенная. Такие формы эмпатии были частями иерархической структурно-динамической модели, включающей субъект и объект самой эмпатии. Также автор более подробно охарактеризовует эти три компонента, которые соответствуют формам эмпатии [20].
Согласно В. И. Долговой, существует прямая взаимосвязь между формой эмпатии и типом межличностных отношений. Если человек привлекательный для другого, то в таком случае и эмпатия проявляется в большей мере в каждой из ее форм.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы