Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь эмпатии и агрессии старшеклассников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ И АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Понятие эмпатии в психологии 5
1.2 Агрессия, как психологическое понятие 8
1.3 Проявление эмпатии и агрессии у детей старшего школьного возраста 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ И АГРЕССИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 16
2.1 Цель, задачи и гипотеза исследования 16
2.2 Методика исследования 16
2.2.1 Испытуемые 16
2.2.2 Используемые методики 16
2.2.3 Процедура проведения эксперимента 17
2.3 Результаты исследования 18
2.4 Обсуждение результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЯ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………31
Введение:
Актуальность исследования. Человек в своем духовном развитии прошел длительный и очень сложный путь. Выразителем уровня человеческого духа в этом развитии всегда была, прежде всего, моральное сознание в его гуманных, исторически прогрессивных проявлениях. Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на необходимость широкого гуманистического осмысления, поскольку она, как никогда ранее, тесно связана с проблемой будущего.
Позитивный настрой, умение понимать чувства и эмоции окружающих людей, оказывать помощь – все это проявление эмпатии. Умение сопереживать и сочувствовать является важным качеством каждого человека. Это непосредственным образом влияет на развитие его коммуникативных навыков и социализации. Особо остро это вопрос встает, когда речь идет старшеклассниках. В этом возрасте они начинают познавать себя как личность, пытаться определить свое место в обществе, понять свою значимость. Для этого им важно общение и успешная социализация.
Однако у старшеклассников, которые проявляют вербальную или физическую агрессию, существуют проблемы в общении со сверстниками и взрослыми, они чувствуют себя покинутыми и одинокими. Такие дети нуждаются в психологической помощи.
Но решать проблему необходимо в комплексе. Ведь если агрессивные люди не умеют сопереживать, то чтобы исправить ситуации нужна научить их распознавать эмоции и чувства других людей. Важно знать имеет ли эмпатия и агрессия взаимосвязь. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования – выявление взаимосвязи эмпатии и агресси старшеклассников.
Объект исследования – эмпатия и агрессия старшеклассников
Предмет – взаимосвязь эмпатии и агрессии старшеклассников.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие эмпатии;
2) изучить агрессию, как психологическое понятие;
3) исследовать проявление эмпатии и агрессии у детей старшего школьного возраста;
4) подобрать методики и организовать эмпирическое исследование;
5) диагностировать уровень эмпатии и агрессии старшеклассников;
6) интерпретация результатов исследования;
7) сделать выводы.
Гипотеза исследования. Предполагается, что эмпатия и агрессия старшеклассников взаимосвязаны: чем выше уровень эмпатии, тем ниже уровень агрессии.
Методика исследования. Для исследования уровня эмпатии испытуемых мы использовали методику диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; для выявления уровня агрессии мы использовали методику изучения агрессии А. Басса, А. Дарки; для того, чтобы выявить взаимосвязь эмпатии и агрессии старшеклассников мы использовали метод математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности школьными психологами, а также для обучения студентов, изучающих психологию
Заключение:
Эмпатия рассматривается в психологии с различных сторон. В целом можно отметить, что она представляет собой сложную категорию, которая содержит в себе множество различных аспектов. Эмпатия характеризует личность, как нравственную, эмоционально зрелую, умеющую сопереживать. Также она определяет социальное поведение и является частью эмоционального интеллекта.
Агрессия в психологии рассматривается, как форма поведения, которая направлена на причинение вреда окружающим. Агрессия может быть физической, вербальной, а также проявляться в виде раздражения, тревоги и так далее. Кроме этого, в последний годы ученые выделяют такое понятие как кибертретирование.
В старшем школьном возрасте развитие эмпатии связано с собственным эмоциональным опытом и внешним контролем. В основе понимания эмоций других людей лежит рефлексия собственных эмоций. Поэтому развитие эмпатии осуществляется через эмоциональное осознание старших школьников. У детей с низким уровнем эмпатии наблюдается повышенная агрессивность, которая в старшем школьном возрасте приводит к различным формам девиантного поведения, нервно-психическим расстройствам, ухудшению развития социальных связей.
Для того, чтобы выявить взаимосвязь между эмпатией и агрессией старшеклассников мы провели эмпирическое исследование на базе школы № 1514 г. Москвы. В нем приняли участие 30 учащихся девятых классов в возрасте 15-16 лет. Среди них 14 мальчиков и 16 девочек.
Для исследования уровня эмпатии испытуемых мы использовали методику диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; для выявления уровня агрессии мы использовали методику изучения агрессии А. Басса, А. Дарки; для того, чтобы выявить взаимосвязь эмпатии и агрессии старшеклассников мы использовали метод математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона.
Результаты исследования показали, что в целом старшеклассники имеют средний уровень эмпатии. То есть они способны понимать чувства других людей, сопереживать и сочувствовать им.
Проанализировав уровень агрессивности мы пришли к выводу, что чуть больше половины старшеклассников имеют нормальный уровень агрессивности, они не склонные к давиантному поведению. Остальные дети агрессивно реагируют на окружающих людей и проявляют враждебность к окружающей действительности. В ходе наблюдения за этими детьми выяснилось, что они практически не общаются со сверстниками, очень агрессивно настроены к окружающим, что подтвердили результаты следующего исследования.
При интерпретации результатов исследования, проведенного по методике А. Басса, А. Дарки выяснилось, что старшеклассники, которые имеют очень низкий и заниженный уровень эмпатии склонны к агрессии. Также повышенную агрессивность проявляют некоторые дети со средним уровнем эмпатии. Большинство детей со средним уровнем эмпатии и абсолютно все с высоким продемонстрировали уровень агрессии и враждебности в пределах нормы. Для проверки нашего психологического наблюдения мы воспользовались методом математической статистики – коэффициент корреляции Пирсона. Коэффициент корреляции по выборкам равен 0,8. Это говорит о высокой взаимосвязи между ними.
Таким образом, эмпатия старшеклассников тесно взаимосвязана с их агрессий. Чем выше уровень эмпатии, тем меньше агрессии и враждебности проявляют дети. Старшеклассникам с низким уровнем эмпатии свойственно враждебное отношение к окружающей действительности и агрессивное поведение к людям.
Итак, гипотеза исследования подтвердилась, задачи – выполнены, цель – достигнута.
Фрагмент текста работы:
ЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ И АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие эмпатии в психологии
Эмпатия является ключевым психологическим механизмом, который обеспечивает способность человека понимать и управлять эмоциями других людей. Учитывая это, проанализируем теоретические подходы к исследованию природы эмпатии.
Проблема эмпатии, ее место в структуре личности, в системе общечеловеческих ценностей, ее роль в процессе общения и межличностные взаимодействия рассматривались многими философами-этиками, психологами, педагогами. Анализ научных источников позволил выделить несколько основных подходов к пониманию психологической природы эмпатии, которые сложились в современной психологической науке.
Представители первого подхода (У. Мак-Дугалл, Т.И. Пашукова и др.) Рассматривают эмпатию как эмоциональное явление, которое обеспечивает эмоциональную соучастие в переживаниях другого человека и его эмоциональное принятие. В процессе социального взаимодействия, личность эмоционально откликается на чувства другого, воспринимает радость другого как собственную, чувствует его боль как свою.
В контексте второго подхода (Т.П. Гаврилова, О. Ковалев, А.В. Соломатина и др.) эмпатия трактуется как аффективно-когнитивное явление, которое обеспечивает не только сопереживание с другим, но и познания другого, проникновение в его внутренний мир.
Третий подход (В. Войтко, А.П. Сопиков, Р.Б. Карамуратова и др.), определяет эмпатию как когнитивное явление, которое обеспечивает понимание и анализ переживаний другого человека. Эмпатия трактуется как «… понимание отношений, чувств, психических состояний другого лица в отличие от симпатии, для которой характерно сопереживания» [13, 40].
Представители четвертого подхода (С.Б. Борисенко, Л. П. Журавлева, Т. Рибо и др.) рассматривают эмпатию как сложное интегральное психологическое явление, которое сочетает в себе эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Эта совокупность взаимосвязанных элементов отражает сложную иерархическую структуру и динамику этого явления, которое в развернутом виде состоит из четырех звеньев: созерцание – сопереживание – переживание по поводу чувств другого – содействие [8, 92].
Исследователи (Т.П. Гаврилова, А. П. Сопиков и др.) выделяют также и определенные виды эмпатии: эмотивную, познавательную, предикативную, поведенческую (деятельностной, конативную).
Эмотивная эмпатия предполагает эмоциональный отклик на любые проявления чувств со стороны других. Как правило, происходит восприятие эмоциогенной ситуации, заражение эмоциями другого человека, проявляется способность чувствовать ее эмоциональное благополучие или неблагополучие.
Познавательная эмпатия обеспечивает понимание эмоциональных переживаний, осмысления внутреннего состояния другого человека.
Вследствие этого может проявляться способность предвидеть эмоциональные реакции других людей (предикативная эмпатия), а также сопереживание или сочувствие, которые могут побудить к содействию, эмоциональной поддержки, помощи другому человеку (конативная эмпатия).
Как видим, перечисленные виды эмпатии выделяются на основе функционирования ведущего компонента в ее структуре.
Заметим, что в начале XXI века разработана целостная концепция развития эмпатии человека на основе интеграции системного, эволюционно-генетического, социокультурного и гуманитарного подходов [7]. Доказано, что эмпатия является целостным иерархически структурированым, многомерным образованием. Выделены и основательно описаны психологические механизмы ее возникновения и функционирования. Установлено, что отражение переживаний другого человека и их трансформация может быть разной степени сложности и происходить на соответствующих уровнях: неосознанном (физиологическом), частично осознанном (психофизиологическом), осознанном (социопсихологическом) и сверхсознательных (духовном).
На физиологическом уровне, как правило, происходит созерцание и восприятие емпатогенной ситуации, заражение эмоциями объекта эмпатии (эмпат). На психофизиологическом уровне – идентификация субъекта эмпатии с ее объектом, следствием чего является переживание субъектом эмпатии эмоций, идентичных эмоциям эмпата (сопереживание). На социопсихологическом уровне субъект эмпатии переживает по поводу чувств, переживаний Другого в форме сочувствия, сорадости, зависти или злорадства, строит модели поведения содействия или противодействия, реализует эти модели. На духовном уровне постигаются смысловые, экзистенциальные образования объекта эмпатии и ощущаются его вершинные, мистические переживания. Происходит это в виде сверхчувствительности, вершинных переживаний, трансперсонального общения, альтруизма [8].
Итак, многоаспектное рассмотрение содержания категории «эмпатия» дает нам возможность рассматривать ее как интегральное личностное образование, которое являет особой способностью субъекта к отображению внутреннего мира другого человека, позволяет партнерам достичь взаимосогласованных позиций в процессе общения и реализовать субъект-субъектное межличностное взаимодействие [11, 96].
В то же время эмпатия рассматривается как условие развития нравственного сознания личности (И. Бех, Л. И. Божович, М.И. Боришевский и др.), ее эмоциональной зрелости (М. Браслав, Я. Чебыкин и др.), механизм социального поведения (Т.П. Гаврилова, А. В. Соломатина и др.), структурная составляющая эмоционального интеллекта, которая заключается в способности распознавать эмоции других людей, которые, в свою очередь, способствует лучшей социальной адаптации личности в обществе (Д. Гоулман) [10, 30].
Таким образом, эмпатия рассматривается в психологии с различных сторон. В целом можно отметить, что она представляет собой сложную категорию, которая содержит в себе множество различных аспектов. Эмпатия характеризует личность, как нравственную, эмоционально зрелую, умеющую сопереживать. Также она определяет социальное поведение и является частью эмоционального интеллекта.