Экономическая теория Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь экономической и социальной политики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1 Теоретические основы направлений государственного
регулирования рыночной экономики. Фискальная и монетарная политика
. 5

1.1 Общая характеристика государственного регулирования
экономики
. 5

1.2 Бюджетно-налоговая политика государства. 6

1.3 Монетарная политика. 10

Глава 2 Социальная политика государства. 15

2.1 Определение
социальной политики государства. Основные мероприятия социальной политики
государства
. 15

2.2 Государственная политика в сфере занятости населения как
часть социальной политики
. 17

2.3 Система социального страхования как часть социальной
политики государства
  21

Заключение. 28

Список используемой литературы.. 30

Приложение 1. 32

Приложение 2. 33

  

Введение:

 

Базовым критерием определения социального
государства как отдельного являлся государственный патернализм, который
обращался ко всем членам социума независимо от принадлежности человека к тому
или иному классу. В итоге меняется сама природа государственности.

Государство переходит от «полицейского»
типы к «государству высшей формы власти». Теперь государство берет на себя
ответственность за то, каково благосостояние граждан в стране, государство
обеспечивает доступность поддержки в социальном плане, формирует
государственные структуры социального обеспечения и защиты, формирует бюджетное
финансирование программ социальной политики, социального страхования и пр.
Первая треть двадцатого века характеризовалась принятием социальных законов и
введение в политику многих стран принципов социального государства. Вводились
законы социального и медицинского страхования, законы, связанные с
безработицей, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев. Это
коснулось следующих стран: Австралия, Дания, Канада, США, Италия, Норвегия и
пр. Социальное законодательство в этих странах стало влиять на всю нормативную
базу государства. 1930 год ознаменовался введением термина «социальное правовое
государство», которое делало приоритет правам гражданина на социальных гарантиях
со стороны государства. Таким образом, уже тогда за государством закрепляются
социальные функции, которые приобретают правовую базу и становятся
приоритетными для государства, меняя и правовую базу государства. Приоритетными
становятся личные права человека. Важным становится избирательное право.
Социальные функции государства теперь носят обязательный характер. Теперь
социальными функциями занимается не общество, а непосредственно государство.

Теперь вечное
противостояние свободы и равенства заменяется компромиссом. Теперь ограничение
свободы возможно ради социального благосостояния.

Сформировалось социальное
государство, создавало и принцип естественных социальных прав человека.
Формируется совершенно новая правовая коллизия, которая заключается в несимметричности
прав и обязанностей. Теперь государство имеет особый статус монопольного
субъекта социальной деятельности. Государство стало посредником между общностью
прав и обязанностей при помощи социальной политики. Государство теперь
функционировало как механизм перераспределения благ и обеспечивало формальное
равенство людей[1].

Целью данной работы
является рассмотрение основных направлений и методов государственного
регулирования рыночной экономики.

Задачи:

1)      
Характеристика направлений государственного
регулирования экономии;

2)      
Описание сущности денежно-кредитной, налоговой
политики государства;

3)      
Анализ социальной политики государства.

Объект исследования – государственное
регулирование рыночной экономики.

Предмет исследования –
особенности современного государственного регулирования экономики РФ.

Курсовая работа включает
в себя две главы, введение, заключение и список используемой литературы.

 



[1] См. Норт Д. Понимание процесса
экономических изменений – М.: Издательский дом Государственного университета —
Высшей школы экономики, 2010.- 253 с

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная
работа посвящена рассмотрению основных направлений и методов государственного
регулирования рыночной экономики. На основе проведенного анализа мы можем
сделать следующие выводы.

1
Дифференцируют следующие виды политики государства в отношении регулирования
экономики:

1) Антициклическая политика (нацелена на
поддержание определенных темпов роста экономики);

2) Научно-техническая  и 
инновационная  политика
(государство направлено на развитие науки и техники, обеспечение научных
приоритетов, внедрение научных результатов в производство);

3) Фискальная 
(бюджетно-налоговая)  политика
(определение источников финансирования казны, налоговая система,
государственный бюджет);

4) Кредитно-денежная (монетарная) политика;

5) Внешнеэкономическая  политика 
государства (аспекты внешней торговли, контроль миграции);

6) Социальная политика.

2
Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается изменение доходов
государства и расходов для поддержания равновесия на рынке, стимулирования
развития конкретных областей национальной экономики. Данный способ
государственного воздействия на экономику подразумевает регулирование при
помощи налогообложения и правительственных расходов. Поскольку реализация
расходов государства – это применение средств бюджета государства, а налоги –
это базовый источник пополнения бюджета, то налоговая политика сводится к
манипулированию бюджетом государства.

Цели
фискальной политики:

1) Обеспечение стабильности экономического роста;

2) Обеспечение полной ресурсной занятости (решение
проблем циклической безработицы);

3) Обеспечение стабильного ценового уровня
(решение инфляционной проблемы).

3
Кредитно-денежная (монетарная) политика – это один из видов антициклической
(стабилизационной) политики, которая нацелена на сглаживание колебаний
экономики. Цель монетарной государственной политики – это обеспечение:

1) Роста экономики;

2) Полной ресурсной занятости;

3) Стабильности ценового уровня;

4) Равновесия платежного баланса.

4
Социальная политика государства – это целенаправленная деятельность
правительства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов,
смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение
социальных конфликтов на экономической почве.

К
основным мероприятиям социальной защиты относят:

1) Социальную гарантию – это определенный набор
благ, предоставляемых государством независимо от материального положения
гражданина (бесплатное здравоохранение, образование).

2) Социальное обеспечение – это предоставление
определенным группам населения социальных благ со стороны государства (детские
сады, ясли, пенсии).

3) Социальную помощь – предоставление определенных
благ малообеспеченным слоям населения в виде пособий, дотаций.

4) Социальная защита населения должна основываться
на принципах гуманизма и адресности.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы направлений государственного
регулирования рыночной экономики. Фискальная и монетарная политика

1.1 Общая характеристика государственного регулирования
экономики

Государственное   регулирование   экономики представляет собой совокупность
мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, которые
направлены на достижение социальных и экономических целей, которые реализуются
уполномоченными на это органами государства в отношении экономических
субъектов. Государственной поддержкой являются меры положительного воздействия.

Дифференцируют
следующие виды политики государства в отношении регулирования экономики:

1)  Антициклическая
политика (нацелена на поддержание определенных темпов роста экономики);

2)  Научно-техническая  и 
инновационная  политика
(государство направлено на развитие науки и техники, обеспечение научных
приоритетов, внедрение научных результатов в производство);

3)  Фискальная  (бюджетно-налоговая)  политика (определение источников
финансирования казны, налоговая система, государственный бюджет);

4)  Кредитно-денежная
(монетарная) политика (государственное обеспечение нужным денежным количеством,
регулирование кредитного и денежного рынков);

5)  Внешнеэкономическая  политика 
государства (аспекты внешней торговли, контроль миграции);

6)  Социальная
политика[1].

В
Приложении 1 и 2 мы представили инструменты и объекты государственного
регулирования экономики.

1.2 Бюджетно-налоговая политика государства

Под
бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается изменение доходов
государства и расходов для поддержания равновесия на рынке, стимулирования
развития конкретных областей национальной экономики. Данный способ
государственного воздействия на экономику подразумевает регулирование при
помощи налогообложения и правительственных расходов. Поскольку реализация
расходов государства – это применение средств бюджета государства, а налоги –
это базовый источник пополнения бюджета, то налоговая политика сводится к
манипулированию бюджетом государства[2].

Цели
фискальной политики:

1)  Обеспечение
стабильности экономического роста;

2)  Обеспечение
полной ресурсной занятости (решение проблем циклической безработицы);

3)  Обеспечение
стабильного ценового уровня (решение инфляционной проблемы).

Бюджетно-налоговая
политика представляет собой политику регулирования правительством, прежде
всего, совокупного спроса. Экономика регулируется при помощи влияния на
величину совокупных расходов.  

Инструменты
фискальной политики:

1)  Закупки
государства;

2)  Налоги;

3)  Трансферты.

Инструменты
бюджетно-налоговой политики влияют на совокупный спрос по-разному. Например,
изменение государственных закупок влияет непосредственно на совокупный спрос, а
налоги и трансферты влияют косвенно на него, меняя уровень расходов потребления
и расходы инвестиций. При этом увеличение государственных закупок увеличивает
совокупный спрос, а их уменьшение инициирует сокращение совокупного спроса,
поскольку государственные закупки – это часть совокупных расходов. Увеличение
трансфертов также увеличивает совокупный спрос. 

Увеличение
налогов работает противоположно. Рост налогов инициирует снижение
потребительских и инвестиционных расходов и уменьшает совокупный спрос.
Сокращение налогов растит совокупный спрос, что связывается с увеличением
реального ВНП. Поэтому инструменты бюджетно-кредитной политики могут
применяться для достижения равновесия в экономике на различных этапах цикла
экономики[3].

Дифференцируют
следующие виды бюджетно-кредитной политики:

1)  Стимулирующая
(применяется при спаде и характеризуется уменьшением рецессивного разрыва
выпуска и снижением уровня безработицы и нацелена на увеличение совокупного
спроса). Инструменты: увеличение государственных закупок; сокращение налогов;
увеличение трансфертов.

2)  Сдерживающая
(применима при «перегреве» экономики и нацелена на уменьшение совокупного
спроса). Инструменты: уменьшение государственных закупок, увеличение налогов,
уменьшение трансфертов.

Кроме
того, существуют следующие виды фискальной политики:

1)
дискреционная (законодательное изменение правительством уровня государственных
закупок, налогов и трансфертов для экономической стабилизации)

2)
автоматическая (недискреционная) (встроенные стабилизаторы – инструменты,
величина которых не меняется, но само присутствие которых автоматически
стабилизирует экономику – подоходный налог, косвенные налоги, пособия по
безработице, пособия по бедности).

К
налогово-бюджетной политике относятся только те манипуляции с государственным
бюджетом, которые не связаны с трансформацией числа находящихся в обращении
денег. Создание бюджета основывается на соблюдении определенных принципов,
выработанных различными государствами еще в начале прошлого столетия:

1)  Единство
(концентрация в бюджете расходов и доходов государства). В государстве должна
быть единая система бюджетов, общие финансовые документы и бюджетная
классификация;

2)  Полнота
(по каждой бюджетной статье принимаются во внимание все поступления и затраты);

3)  Реальность
(правдивое отражение доходов и расходов государства).

4)  Гласность
(обязательное информирование граждан об основных расходах и источниках
доходов).

Если
бюджетные доходы являются недостаточными, чтобы произвести расходы, формируется
экономический недостаток, который измеряется в виде процента с ВНП. В России
нет перераспределения государственного долга вследствие его обслуживания.
Отличие от США, например, состоит в том, что в РФ задолженность инициирует
сокращение национального дохода.

Небольшой
уровень доходов населения, структура распределения доходов мешают сохранению
качества трудовых ресурсов и формированию человеческого капитала[4].

Различные
экономисты, изучая государственный долг и его последствия для экономической
жизни страны, приходили к выводу, что его присутствие пагубно воздействует на
финансовую сферу страны. А. Смит, например, говорил о том, что увеличение
государственного займа приводит к банкротству самого государства, поскольку
потребление средств в таком смысле – не продуктивно, потому как государственный
долг – это затраты для экономики страны.

Долг
государства увеличивается по причине постоянного дефицита бюджета государства.
Как правило, в экономике государства, так или иначе, присутствует долг. Это,
скорее, правило. Развитые страны имеют внушительный государственный долг[5].

Наличие
долга государства инициирует вытеснение частного капитала, поскольку уровень
рыночной ставки увеличивается, увеличение налогов для оплаты долга делаешь
меньше уровень активности экономики. Доход перераспределяется в пользу тех, кто
обладает облигациями государства.

Бременем
долга называется соотношение государственного долга к внутреннему валовому
продукту. Бремя долга определяется уровнем реальной процентной ставки, темпами
роста реального ВВП и уровнем первичного дефицита.

Государственный
долг и бюджетный дефицит также коррелируют в выпуске займов для покрытия долга
и последствиями увеличения последствий самого долга. Растет величина долга и
увеличивается сумма его процентом. Постепенно текущие займы трансформируются в
последующие налоги[6].

В
странах, где есть огромные долги, часто практикуется погашение процентов по
долгу. В случае, если старый долг покрыт, государство берет еще больший займ.
Кризис может наступить в момент, когда уровень долга выше величины годового
валового внутреннего продукта. Как следствие, уменьшается возможность
потребительского роста в государстве, растут налоги для оплаты текущего долга
и, соответственно, проценты по нему. Также ситуация может привести к перераспределению
доходов населения и утечке национального капитала за рубеж[7].

Перечислим
основные последствия увеличения долга государства:

1) Поиск способов погашения государственного долга
связан с увеличением уровня налогов. Это не стимулирует развитие экономики.
Снижается спрос и уровень сбережений населения.

2) Ограничение развития малого бизнеса и
экономического роста.

3) Значительно ухудшается материальное состояние
населения.

4) Доходы населения перераспределяются в пользу
держателей государственных ценных бумаг.

5) Ухудшается состояние финансово-кредитной
системы государства.



[1] См. Мельников  В. 
В.    Государственное  регулирование 
национальной экономики/ В. В. Мельников. – М.: Омега-Л,  2017. С. 51

[2] См. Государственное регулирование
национальной экономики/  под  ред. 
Н.  А.  Платоновой, 
В.  А.  Шумаева, 
И.  В. Бушуевой. -Москва : Альфа-М
: ИНФРА-М, 2018. С. 42

[3] См. Райзберг  Б. 
А.  Государственное  управление 
экономическими  и социальными
процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2019. С. 94

[4] См. Конституционализм и правовая
система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2015. С.
108

Похожие работы