Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь денежно — кредитной и фискальной политики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и взаимодействия фискальной и монетарной политики в современных условиях 5
1.1 Фискальная и монетарная политика: понятие, принципы, функции 5
1.2 Особенности взаимодействия фискальной и монетарной политики в современных условиях 10
Глава 2. Анализ зарубежного и российского опыта взаимодействия фискальной и монетарной политики. 17
2.1 Фискальная и монетарная политика в современной России 17
2.2 Зарубежный опыт 20
Глава 3. Пути совершенствования фискальной и монетарной политики государства 26
3.1 Проблемы фискально-монетарной политики и пути их решения 26
3.2 Фискально-монетарная политика в системе экономической безопасности государства 34
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложения 46
Введение:
Актуальность исследования. Современная экономическая мысль, независимо от его конкретного теоретического направления, признает ответственность государства за состояние развития экономики страны, а значит и ее право влиять на экономическую жизнь общества. Сегодня все признают, что для реализации своего влияния государство должно разрабатывать соответствующую экономическую политику.
По способу и характеру воздействия на поведение экономических субъектов все мероприятия этой политики разделяют на три группы:
1) меры бюджетно-налоговой (фискальной) политики;
2) меры денежно-кредитной (монетарной) политики;
3) меры прямого воздействия.
Цель работы — исследование теоретических и практических аспектов фискальной и монетарной политики в РФ и зарубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, а именно:
— изучить сущность, виды и взаимодействие фискальной и монетарной политики;
— выявить собенности фискальной и монетарной политики в современных условиях в Росии;
— рассмотреть зарубежный опыт;
— разработать пути совершенствования фискальной и монетарной политики государства.
Объектом данной работы является — фискальная и монетарная политика России.
Предметом работы является инструменты фискально-монетарной политики государства.
Исследованием проблем бюджетно — фискальной политики посвящено значительное количество научно -исследовательских работ отечественных ученых. Отметим, например, на — працювання А. А. Епифанова, И. В. Сало, Л. М. Бабич, В. В. Войтенко, А. Г. Гончарук, А. И. Демкива, В. Г. Демья — нишина и др.
Учитывая динамичность процессов, происходящих в сфере бюджетно — фискальной политики, изменения достигнутых показателей каждого года, а также и в общей системе взглядов органов государственного управления на перспективные направления развития этой сферы, возникает необходимость осуществлять ее постоянный мониторинг. Поэтому важнейшей проблему, которую необходимо решить, — это формулирование конкретных мер, направленных на преодоление выявленных проблем в бюджетно -фискальной политике.
Заключение:
После проведённого исследования по теме работы можно сказать, что её основная цель достигнута. С данной работы сделаем следующие выводы.
Итак фискальная политика — это меры правительства, направленные на снижение безработицы или инфляции и достижения естественного объема производства — через изменение государственных расходов, уровня налогообложения или через одновременное сочетание обоих мероприятий. Налоги и государственные расходы являются основными орудиями фискальной политики, а следовательно налоговая система здесь играет немаловажную роль., То есть по своей сути она должна формировать доходы государственного бюджета, будучи наряду с другими экономическими инструментами (таким как цены, зарплата, проценты за кредит, бюджетное финансирование ), эластичным рычагом воздействия на поведение экономических и социальных структур.
Что же касается денежно-кредитной политики, то она является оперативным и гибким дополнением бюджетной политики. Мировая практика показывает, что с ее помощью государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, соответственно, — на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика основывается на принципах монетаризма.
Отрицательные моменты заключаются в том, что эта политика косвенно влияет на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег, а потому не может непосредственно заставить их уменьшать или увеличивать кредиты. Задачи денежно-кредитной политики в России — обеспечить финансовую стабильность, постепенно снизить инфляцию, вывести экономику из кризиса. То есть Центральный банк использует орудия монетарной политики для стабилизации национальной экономики, в частности для достижения следующих целей: 1) экономический рост; 2) высокий уровень занятости; 3) стабильный уровень цен; 4) стабильность на финансовых рынках; 5) стабильность процентных ставок; 6) стабильный курс национальной валюты. Хотя много целей монетарной политики совпадают (например, высокая занятость сочетается с экономическим ростом), но отдельные противоречат друг другу. Так, достижения стабильного уровня цен часто не соответствует таким целям, как стабильность процентных ставок и высокий уровень занятости в краткосрочном периоде.
Результат взаимодействия фискальных и монетарных властей в рамках подхода, основанного на фискальной теории цен, зависит от режима, в котором находится та или иная политика. Стабильная динамика цен будет наблюдаться в двух случаях: активной монетарной и пассивной фискальной политики (таргетирование инфляции центральным банком и стабилизация государственного долга правительством), либо пассивной монетарной и активной фискальной (центральный банк занимается стабилизацией государственного долга, а правительство стимулирует выпуск).
В эмпирических исследованиях делаются попытки идентификации режимов взаимодействия, выделяемых как в рамках теоретико-игрового подхода, так и подхода, основанного на фискальной теории цен. Однако большая часть современных работ посвящена исследованию переключения режимов фискальной и монетарной политики с активного на пассивный, существование которых предсказывает подход, использующий идеи фискальной теории цен.
Проведенные исследования дают основание сделать выводы, что за период развития национального денежно-кредитного рынка, в России удалось создать полноценные финансово-экономические механизмы, которые обеспечивают функционирование денежно-кредитного рынка. Сегодня же о развитии монетарной политики в одном из периодических изданий говорится следующее: Россия должна переходить к новой монетарной политике и готовить рубль к полной конвертируемости в мире. Однако без стабильной банковской системы проводить такую монетарную политику невозможно.
Если говорить о сегодняшней ситуации, необходимо заметить, что экономический блок правительства России проведет консультации с Национальным банком по поводу сочетания монетарной и фискальной политики и недопущению снижения валютных резервов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и взаимодействия фискальной и монетарной политики в современных условиях
1.1 Фискальная и монетарная политика: понятие, принципы, функции
Термин «фискальная политика» происходит от латинского «Пассив», что означало в Древнем Риме «императорская казна (казна)» . В современной интерпретации — это государственное аккумулирования ценностей (денег, драгоценностей и других материальных и нематериальных активов) для выполнения государством своих функций. Фискальная политика — это целенаправленная деятельность государства по изменению государственных расходов и налоговых поступлений с целью увеличения объема производства, занятости и снижение темпов инфляции. В экономической литературе термин «фискальная» в основном используется как синоним бюджетно налоговой политики. Определим, какие же основные цели и виды этой политики.
Основными целями фискальной политики являются :
1) сглаживания колебаний экономических целей;
2) стабилизация темпов экономического роста;
3) достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Различают два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая политика направлена на поддержание высоких темпов экономического роста и достижение высокого уровня занятости. Для ее проведения правительство может использовать один из трех основных вариантов фискальных мер:
1) увеличить государственные расходы;
2) снизить налоги;
3) применить определенную комбинацию первого и второго способов.
Это увеличивает инвестиции и безработицей. Однако понятно, что стимулирующая фискальная политика ведет к возникновению дефицита государственного бюджета. Ее влияние на национальную экономику зависит от выбранного способа финансирования дефицита бюджета: за счет создания новых денег и через получение займов (выпуск государственных ценных бумаг).
Под монетарной (или денежно-кредитной) политикой понимают комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, которые проводят государства через свой центральный банк.
В экономической литературе существует несколько толкований денежно-кредитной политики. Некоторые авторы относят к ней любые меры государства, касающиеся денежной сферы, включая и те, что осуществляются без участия центрального банка. В частности, это меры, направленные на изменение уровня налогообложения, структуры бюджетных расходов и тому подобное. Однако такой подход слишком широк и не дает возможности выявить специфику денежно-кредитной политики и использовать присущие ей механизмы максимально эффективно. В этом смысле она превращается лишь в понятийное явление .
Случаются и слишком узкие толкования денежно-кредитной политики, например как совокупности мероприятий государства по обеспечению оптимального валютного курса. При таком подходе суть денежно-кредитной политики сводится к одному из возможных вариантов развития регулятивного процесса, когда за тактическую цель политики выбирается стабилизация валютного курса. Все другие возможные варианты его развития остаются без внимания, что существенно обедняет механизм и результативность денежно-кредитной политики.
Наиболее приемлемым является определение, которое относит к денежно-кредитной политики те меры и действия регулятивного характера, осуществляемые непосредственно центральным банком или с его участием и реализуются через денежный рынок во всех его разновидностях, включая валютный. При таком подходе денежно-кредитная политика приобретает четкие, экономически обусловленных границ, внутренне единой институциональной основы, то есть охватывает денежный рынок и банковскую систему. В такой трактовке денежно-кредитная политика выступает как системный, организационно оформленный регулятивный механизм со своими специфическими целями, инструментами и ролью в экономической системе Именно в этом смысле мы будем использовать в дальнейшем понятие монетарной политики.