Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь чувства одиночества и агрессии у подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ. 6
1.1.
Психологические особенности подросткового возраста. 6
1.2.
Различные подходы к изучению чувства одиночества у подростков. 9
1.3. Агрессивность
и особенности ее
проявления в подростковом
возрасте 11
1.4. Влияние
чувства одиночества на
развитие агрессивности у
подростков 13
2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ У
ПОДРОСТКОВ.. 16
2.1.
Организация и методы исследования. 16
2.2.
Анализ и интерпретация результатов исследования. 18
2.3.
Рекомендации по профилактике агрессивности у подростков. 21
ВЫВОДЫ.. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
ПРИЛОЖЕНИЯ. 31
Введение:
Актуальность темы исследования. Сегодня
остро стоит проблема агрессивного поведения в подростковом возрасте, когда
происходит переход к новой ступени развития личности. В этот период часто можно
заметить ничем не мотивированные реакции подростков на, казалось бы,
незначительные, но справедливые замечания тех, кто их окружает. Среди причин
агрессивности подростков можно выделить как социальные, обусловленные
социальной напряженностью, психологической неуравновешенностью всего общества,
так и психологические, связанные с возрастными психологическими особенностями
подростка, характером межличностных взаимоотношений. Одной из основных причин
возникновения агрессивности у подростков психологи называют именно чувство
одиночества.
Чувство одиночества у подростков возникает
в связи с активными миграционными процессами в обществе. Переезд, смена школы,
изменение социального окружения у подростков вызывает чувство одиночества и
тяжелую адаптацию (Д. Качиопо, Л. Бонетти и др.). Е. Федосенко обращает
внимание на негативное влияние семей, в которых не учитывают особенности
подросткового возраста своих детей, чем отгораживают их от себя, и дети, не
находя понимания со стороны родителей, чувствуют себя одинокими, на фоне чего
прибегают к депрессии, трудно адаптируются в новых условиях, что значительно
замедляет их социализацию.
Проблема подросткового одиночества, как и
тема самого одиночества, изучена недостаточно. В опубликованных исследованиях
за последние два десятилетия чувство одиночества подростков, в основном,
определяется как особенность этого периода их жизни (В.П. Бондарев [3], Я.Л. Коломинский [8], И.С. Кон [9], А.М. Прихожан и Н.В. Толстых
[16], Д. Элкинд [26]). Проблемы в обучении и общении со
сверстниками, учителями, взрослыми вызывают смысловые барьеры, которые вызывают
у подростков чувство одиночества.
Подростками одиночество переживается
достаточно остро из-за повышенной чувствительности этого возраста к изменениям
микро- и макросоциума, проявляющееся в неумении конструктивно выражать свои
агрессивные чувства, склонности к воспринимать окружающее в черно-белых тонах.
Одной из защитных реакций подростка может выступать агрессивное поведение.
Отметим, что современные научные
исследования ограничиваются констатацией фактов наличия такого явления, как
одиночество, в подростковом возрасте. Вместе с тем целостного исследования подросткового
одиночества как социально-психологического феномена, а не как временного
состояния подростка, не существует; значимость этого явления на дальнейшее
социальное и психологическое развитие личности не доказана.
Объект исследования
– дети подросткового возраста.
Предмет исследования
– особенности взаимосвязи чувства одиночества и агрессии у подростков.
Цель исследования –
изучить взаимосвязь чувства одиночества и агрессии в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Описать теоретические аспекты изучения
взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности у подростков.
2. Провести эмпирическое исследование
взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности у подростков.
3. Разработать рекомендации по
профилактике агрессивности у подростков.
4. Обобщить результаты исследования.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что существует взаимосвязь чувства одиночества и
агрессии у подростков: чем выше степень чувства одиночества, тем выше степень
проявления агрессии.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования, синтез и обобщение; тестирование,
количественный и качественный анализ результатов исследования.
Выборку исследования
составили подростки 14-15 лет в количестве 20 человек.
Заключение:
Подростковый возраст является достаточно
сложным и противоречивым периодом в жизни человека, нуждающегося в постоянном
психологическом сопровождении.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что
подростки по своим возрастными особенностями, с одной стороны, имеют
значительные резервы пластичности, ведь процесс личностного роста еще не
завершен, с другой – они часто находятся в состоянии подросткового кризиса,
имеют ограниченный жизненный опыт. Вместе с тем, именно на данном возрастном
этапе развития, опосредствуясь Я-концепцией, эмоциональные и волевые качества
становятся устойчивыми личностными образованиями.
Довольно часто подростки испытывают
чувство одиночество, возникновение которого обусловлено непринятием
сверстниками, непонимание подростков взрослыми и пр., что ведет к проявлению
агрессии. Такое состояние нарушает процесс социализации подростков в обществе.
Поэтому данная проблема является особо актуальной для современного социума.
Проведенное исследование имеет свою
практическую значимость. Собранный теоретический и фактический материал может
быть использован в дальнейших разработках данной проблемы. Обобщение
результатов исследования показало, что среди испытуемых есть дети подросткового
возраста, у которых зафиксировано проявление агрессии. Проявления агрессии
выявлены у подростков, испытывающих глубокое переживание актуального
одиночества и очень глубокое переживание одиночества. Данная взаимосвязь была
подтверждена на уровне практической значимости с помощью автоматического расчет
критерия Спирмена.
Перспективами дальнейшего исследования
считаем изучение влияния взаимоотношений в семье на возникновение у подростков
чувства одиночества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Психологические
особенности подросткового возраста Подросток (12-17 лет) – это уже не
ребенок, который целиком опирается на мнение родителей, но еще и не взрослый,
готовый принимать взвешенные самостоятельные решения. Этим по большей части и
характеризуется поведение подростка – поиском и познанием себя, обретением
психологической независимости, регулярной проверкой своих сил и возможностей, в
том числе и в учебном процессе [23].
Подросткам свойственен максимализм, что
говорит о поиске подростком границ своих возможностей и притязаний. Взрослые
уже представляют грани того, что они могут, а что нет, того, что их устраивает,
а что недостаточно. Стремясь к невозможным идеалам, подросток как раз начинает
нащупывать эту границу для себя [11].
Часто родители жалуются на то, что
тинэйджер очень эмоционален: постоянно, без видимых причин, впадает в депрессии
или истерики. Это связано не только с серьезной гормональной перестройкой, но
еще и с изменением характера: те способы, при помощи которых подросток раньше
справлялся с эмоциональными сложностями, больше не работают для него, ведь он
уже не ребенок. А новые, взрослые способы, он еще не успел освоить.
Это придет только с большим опытом
переживания «эмоциональных всплесков» и трудных ситуаций [5]. Необходимо помнить, что
двенадцатилетний человек принадлежит уже к категории «подростков». И с этого возраста
родители и педагоги должны воспринимать его более серьезно, учитывая все
особенности психологии подростка. Учет этих особенностей позволит организовать
эффективный процесс обучения.
Школа и обучение сейчас
не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и
противоположным полом