Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь агрессивности с эмоциональным состоянием медработников во время активности пандемии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ 6
1.1. Психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников в условиях пандемии 6
1.2. Проявления агрессивности в профессиональной деятельности медицинских работников в период пандемии 14
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИВНОСТИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ МЕДРАБОТНИКОВ ВО ВРЕМЯ АКТИВНОСТИ ПАНДЕМИИ 26
2.1. Методы и методики исследования 26
2.2. Результаты проведенного исследования и их интерпретация 28
Выводы по Главе 2. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Введение:
Актуальность исследования. Медицинская профессия – это очень сложный и ответственный выбор в жизни. На весы поставлены жизнь и борьба за пациента.
С одной стороны, представитель этой профессии должен иметь высокие нравственный и этические качества, с другой стороны он должен иметь крепкую нервную систему и устойчивую психику, ведь ни один медицинский работник не застрахован от ошибок и стечений обстоятельств, от которых порой, зависит жизнь и благополучие пациентов.
Именно поэтому данный вид профессии в первую очередь связан с большими моральными и эмоциональными перегрузками, внезапно возникающими стрессовыми ситуациями, зачастую дефицитом времени, а также необходимостью принимать быстрые и правильные решения, от которых зависит судьба и жизнь человека.
Влияние критической ситуации, в данном случае — COVID-19 на профессиональное выгорание медицинских работников играет существенную роль, т.к. вызывает негативные эмоциональные реакции – агрессия, тревожность, паника, эмоциональная неустойчивость.
Именно поэтому выбранная тема исследования подтверждает свою актуальность и несет проблемный характер, заключающийся в том, что агрессивность непосредственно связана с профессиональной деятельностью медицинского работника в условиях пандемии.
Цель исследования – выявить взаимосвязь агрессивности с эмоциональным состоянием у медицинских работников в условиях пандемии — COVID-19.
Объект исследования – профессиональная деятельность медицинских работников в условиях COVID-19.
Предмет исследования: взаимосвязь агрессивности с эмоциональным состоянием медицинских работников в период пандемии (COVID-19).
В рамках нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности профессиональной днятельности медицинского работника.
2. Проанализировать понятие агрессивности и ее проявление в профессиональной деятельности медицинского работника.
3. Провести эмпирическое исследование выявления эмоциональных особенностей связанных с агрессивностью медицинских работников в период пандемии.
4. Представить результаты проведенного исследования и их интерпретацию.
Осуществляя исследовательскую работу, мы руководствуемся следующей гипотезой в нашем исследовании: эпидемиологическая обстановка в стране влияет на уровень проявления агрессивности медицинских сотрудников.
Экспериментальная база исследования: Городское бюджетное учреждение РД г. Махачкала, Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи № 4. В исследовании приняли участие 20 медицинских работников (медсестры).
Методологическая база исследования: личностно-ориентированный подход (З.Фрейд, К. Хорни, И.В., Кочубей Б.И., Н.А. Анисимова, Немов Р.С., Перлз Ф., Прихожан А.М., Тейлор Дж. и др.); исследования отечественных и зарубежных ученых по проблеме профессионального\эмоционального выгорания (В.В.Бойко, Н.Е. Водопьянова, К. Маслач, В.Е. Орел), исследования в рамках агрессивности и ее влияния на личность (А. Басс, И, Дарки, Н.П. Телеснов, ГИ. Первенко, С.Д. Катаркина и др.).
Методы исследования:
• диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН);
• тест «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку);
методика «Определение психического выгорания» (автор А.А Рукавишников);
опросник исследования уровня агрессивности (А. Басс и А. Дарки).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (теоретическое и практическое иследование), выводов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Медицинская профессия в рамках психологического аспекта относится к типу «человек-человек». Это означает, что она неразрывно связана с отношениями (между медицинским работником и его объектом (человеком, нуждающимся в помощи).
От внутриличностной готовности и отношения к выбранной профессии определяется и развивается профессиональное будущее специалиста. От того, насколько он готов отдать себя работе и всецело принимать все ее положительные и отрицательные стороны – зависит его психоэмоциональное благополучие.
Медицинская профессия – это очень сложный и ответственный выбор в жизни. На весы поставлены жизнь и борьба за пациента. С одной стороны, представитель этой профессии должен иметь высокие нравственный и этические качества, с другой стороны он должен иметь крепкую нервную систему и устойчивую психику, ведь ни один медицинский работник не застрахован от ошибок и стечений обстоятельств, от которых порой, зависит жизнь и благополучие пациентов.
Очень часто медицинские работники испытают негативное отношение к себе со стороны пациентов. Это может быть связано с различными причинами и обстоятельствами: отношение пациентов к своей болезни, отношение пациентов к личности врача и лечению в целом, степень зависимости пациентов от своего заболевания, возрастные условности, степень эмоционального истощения из-за имеющейся болезни и многое другое. медработников.
Не только для медицинских работников, но и для всего человечества в целом пандемия COVID-19 самым тяжелым кризисом. По данным министерства здравоохранения, требуемые меры срочного реагирования (карантин, изоляция, меры предосторожности) – резко изменили условия жизни и оказали на ее течение неблагоприятное воздействие.
Медицинские работники всех уровней оказались на передовой борьбе за жизни тысяч пациентов, и от их мобилизации зависят как клинические исходы в каждом конкретном случае, так и разрешение кризиса в целом.
Стоит отметить, что в сложившейся ситуации ни число имеющихся ИВЛ, ни рост отделений интенсивной терапии не могут достигнуть главной цели борьбы с пандемий при отсутствии единственного, но очень важного условия – адекватного медицинского персонала.
И речь здесь идет не только о профессиональной компетентности, но и о способности выполнять непосредственные профессиональные обязанности. А для того, чтобы из выполнять, необходимо иметь стабильность в психическом, моральном и эмоциональном отношении.
Таким образом, профессиональная деятельность медицинских работников является одной из наиболее опасных профессий типа «человек-человек». И правильное отношение к работе (в плане эмоционального реагирования) определяют уровень успешности как для профессионального становления, так и для сохранения положительного, эмоционально устойчивого восприятия. А для этого необходимо обладать качествами, способствующими адекватному восприятию внешних ситуаций, которые порою в силу своих определенных тенденций носят деструктивный характер.
Понятием «агрессивность» мы привыкли определять качество личности, которое выражается в определенных действиях и поступках. Нередко эти действия и поступки наносят как психологический, так и физический ущерб для личности (в том числе и своей).
Частыми проявлениями таких действий становятся враждебность, нанесение различных травм (физических и психологических), оскорбления и унижения, игнорирование и мн.др.
Сама по себе агрессивность носит деструктивный характер для ее носителя. Такие проявления как раздражительность, обидчивость, часто переживаемый гнев, злость, ярость – уничтожают эмоциональный позитивный баланс, приводя к различным физиологическим травмам (нервный срыв, эндокринные заболевания, истерии, психозы, развитие опухолей различного генеза).
Таким образом, рассмотрев основные особенности агрессивности, мы можем утверждать, что профессиональная деятельность напрямую связана с проявлениями агрессивности и эмоциональной устойчивостью личности.
Чем выше уровень эмоциональной устойчивости, тем больше контроля со стороны личности над своей агрессивностью и наоборот, чем слабее эмоциональная устойчивость, тем ниже агрессивность может поддаваться контролю со стороны личности и тем больших усилий требуется со стороны
Таким образом, теоретический анализ проблемы исследования показал высокие риски развития агрессивности как ответного реагирования на чрезвычайную ситуацию, проявленную в рамках пандемии. Агрессивность принимает широкие масштабы и носит разрушительный характер для своего носителя.
Для того чтобы выявить наличие агрессивности и ее взаимосвязь с эмоциональными состояниями у медицинских работников в период пандемии, мы провели экспериментальное исследование в рамках выбранной темы.
Цель – определить наличие взаимосвязи между агрессивностью и эмоциональными состояниями медицинских работников в период пандемии COVID-19.
Объект исследования – медицинские работники.
Предмет исследования – особенности эмоционального состояния медицинских работников в период пандемии COVID-19.
Экспериментальная база исследования: базой исследования была выбрана Городское бюджетное учреждение РД г. Махачкала, Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи № 4.
Для этого мы отобрали группу медицинских работников в количестве 20 человек (медсестры). Данный выбор был неслучайным.
Именно здесь сосредоточилось наибольшее поступление больных COVID-19 за 2020-2021 гг. поэтому, медсестры, работающие здесь, лучше всего понимают ту тяжесть, с которой столкнулись специалисты данной области и на своем опыте ощутили последствия этого тяжелого времени.
Основными особенностями эмоциональных состояний этих медсестер служили: повышенная тревожность, фрустрация, ригидность, замкнутость, агрессия (в том числе аутоагрессия), безысходность, желание отгородиться и уединиться в безопасном месте, неуверенность в себе и собственных силах, эмоциональное истощение.
В исследовании были использованы следующие методики:
диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН). Самочувствие в рамках данной методики представляет собой ощущения испытуемого, которыми он отражает степень собственной комфортности состояния.
Это говорит о том, что условия пандемии негативно сказываются на субъективном представлении респондентов.
Активность, согласно представленной методике, представляет собой внутреннюю динамику жизнедеятельности. По результатам нашего исследования в рамках констатирующего этапа активность у респондентов была ниже среднего уровня: инертность, пассивность, безынициативность
Это говорит о том, что медицинские работники по-разному воспринимают сложившиеся условия труда и в силу своих личностных черт пытаются продолжать профессиональную деятельность.
• тест «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку).
методика «Определение психического выгорания» (автор А.А Рукавишников). По шкале «психоэмоциональное истощение» у 85% испытуемых выявлен низкий уровень, средний уровень у 15% испытуемых и высокий уровень психоэмоционального истощения у 0%.
Из этого следует, что у большей части медработников нет ярких признаков синдрома психоэмоционального выгорания и они находятся на низком и среднем уровнях.
А это значит, что признаки и симптомы истощения не обнаружены в хронической форме эмоциональной и физической утомляемости, а также не выявлены признаки проявления депрессии, безразличия и раздражительности и агрессивности.
Что касается шкалы «профессиональная мотивация», то здесь результаты оказались следующими: у 10% — высокий уровень, средний уровень показали 40% исследуемых и 50% имеют совсем низкий уровень.
Согласно представленным данным, мы видим, что большинство медработников достаточно низкий уровень рабочей мотивации и энтузиазма, что свидетельствует об их низком стремлении (а скорее его отсутствии) достичь высоких результатов в работе.
Неудачи испытуемые переносят не очень легко, но не имеют тенденции к их болезненному переживанию. Также можно утверждать, что у большинства испытуемых нет стремления подвергать ревизии собственную профессиональную компетентность.
опросник исследования уровня агрессивности (А. Басс и А. Дарки).
Проведенное исследование позволило нам определить субъективную оценку состояния наших испытуемых и позволить нам спрогнозировать необходимые условия для реализации психокоррекционной программы социально-психологического тренинга.
Таким образом, согласно полученным результатам, мы пришли к выводу, что большинство испытуемых имеют сложности в эмоциональном состоянии и в их работе и деятельности проявляется агрессивность.
В рамках полученных результатов агрессивность является проявлением защитной реакции на возникшие обстоятельства, связанные с пандемией.
Как результат, это ведет к осознанному ограничению социальных связей, нетерпимости в общении, в полном отсутствии желания работать, безразличию к возможной карьере, к основным трудовым обязанностям и т.д. Усложняет профессиональную ситуацию наличие того факта, что медработники по долгу своей службы сталкиваются и оказывают помощь большому числу людей – пациентам, чья жизнь балансирует на грани со смертью.
Таким образом, проведя экспериментальное исследование, мы можем заявить, что пандемия COVID-19 действительно поставила в новые рамки все человечество, заставив их по-новому взглянуть на угрозу мирового масштаба.
Профессиональная деятельность медработников сказалась на их эмоциональной устойчивости, которая была подвержена многочисленным атакам (как внешним, так и внутренним).
Тем не менее, результаты исследования показали, что агрессивность проявляется далеко не у всех медицинских специалистов. А это значит, что необходимо иметь в своем профессиональном арсенале необходимые копинг-механизм для правильного регулирования психоэмоционального состояния и всех вытекающих отсюда последствий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1. Психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников в условиях пандемии
Медицинская профессия в рамках психологического аспекта относится к типу «человек-человек». Это означает, что она неразрывно связана с отношениями (между медицинским работником и его объектом (человеком, нуждающимся в помощи) .
От внутриличностной готовности и отношения к выбранной профессии определяется и развивается профессиональное будущее специалиста. От того, насколько он готов отдать себя работе и всецело принимать все ее положительные и отрицательные стороны – зависит его психоэмоциональное благополучие .
Медицинская профессия – это очень сложный и ответственный выбор в жизни. На весы поставлены жизнь и борьба за пациента. С одной стороны, представитель этой профессии должен иметь высокие нравственный и этические качества, с другой стороны он должен иметь крепкую нервную систему и устойчивую психику, ведь ни один медицинский работник не застрахован от ошибок и стечений обстоятельств, от которых порой, зависит жизнь и благополучие пациентов .
Именно поэтому данный вид профессии в первую очередь связан с большими моральными и эмоциональными перегрузками, внезапно возникающими стрессовыми ситуациями, зачастую дефецитом времени, а также необходимостью принимать быстрые и правильные решения, от которых зависит судьба и жизнь человека.
Важно отметить то обстоятельство, что по долгу своей службы медицинский работник имеет высокий уровень межличностного взаимодействия и это также влияет на его психику. Поэтому ему необходимо владеть арсеналом определенных копинг-механизмов .
Рассмотрим подробнее ресурсы среди копинг-механизмов у представителей медицинской специальности:
Эмпатия.
Эмпатия является наиболее приоритетным и доминирующим качеством в плане необходимости для типа профессии «человек-человек». Однако, наряду со своей значимостью, эмпатия может вызвать и противоположные профессиональные качества, которые больше мешают, нежели помогают медицинскому работнику в его профессиональной деятельности .
К таким качествам можно отнести опасения причинить людям лишнее беспокойство, слишком чуткое реагироване на настроение собеседника, повышенная уязвимость и ранимость.
Подобные проявления могут проявиться в следующих отрицательных (с точки зрения профессионализма) качествах: нерешительность, отсутствие целеустремленности и настойчивости.
Также, чрезмерное эмпатическое восприятие сказывается и на самом здоровье медицинского работника: эмоциональное выгорание, и тянущееся за ним эмоциональное и физическое истощение.
Аффилиация.
Является важной составляющей высокого профессионализма в типе профессии «человек-человек» . Данное качество подразумевает под собой высокую степень стремления быть отнесенным к к какой-либо значимой (для себя) группе или сообществу (в данном случае, исходя из профессиональной значимости).
Аффилиация подразумевает также устанавливать и поддерживать контакты (эмоциональные связи) и после этого быть задействованным в межличностном взаимодействии. В рамках медицинской профессии это качество помогает наладить контакт и поддерживать заинтересованное отношение к пациенту .
Помимо этого, аффииация также способствует защите от профессиональных деформаций и равнодушия с присущим ему формализмом.
Эмоциональная стабильность.
Ничто так не вызывает чувство надежности у пациента, как твердая уверенность и непоколебимое спокойствие медицинского работника. Эмоциональная стабильность как раз характеризует оба эти качества. Именно они в большей мере способствуют созданию доверительной обстановки, вызывают чувство надежности, защищенности и твердой уверенности в успехе .
Однако неустойчивое эмоциональное состояние может привести к серьезным осложнениям в рамках профессиональной деятельности медицинского работника: агрессивность, ожесточенность, резкость, вспыльчивость, неуверенность, повышенная возбудимость .