Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь агрессивности и тревожности у детей младшего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические основы изучения тревожности младшего школьника в современной психологической литературе………………………6

1.1. «Тревожность»: понятие и причины.…………………………………6

1.2. Проявления тревожности в младшем школьном возрасте….………11

1.3. Краткие выводы по первой главе………………………………………19

Глава II. Изучение агрессивности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………………………..21

2.1. Причины и проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………..……………….21

2.2. Агрессивность и ее взаимосвязь с тревожностью у детей младшего школьного возраста………………………….………………………………….33

2.3. Краткие выводы по второй главе…………………………………….36

Глава III. Экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста….38

3.1. Краткая характеристика группы и методы диагностики……………38

3.2. Результаты эксперимента..………………………………………..……44

Заключение………………………………………..…………………………….54

Список использованной литературы…………………………………………56

Приложения……………………………………………………………………………………………..59

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в настоящее время возрастает количество детей имеющих высокий уровень агрессивности и тревожности.

Изучением тревожности занимались как отечественные психологи: Н.Д. Левитов, А. М. Прихожан, В. П. Астапов, так и зарубежные: З. Фрейд, А. Адлер, В. П. Астапов и другие. А. Л. Вегнер, О. А. Слепичева, А. К. Дусавицкий, Е. Н. Новикова выделили ряд причин, по которым возникает школьная тревожность, вызванная обстановкой дома или в школе, а также социальным окружением. К ним относятся смена учебного коллектива, неблагоприятные отношения со сверстниками либо особенности взаимодействия с учителем, учебные перегрузки, неадекватные требования со стороны родителей.

Изучением агрессивности младших школьников также осуществлялось, это работы Бережковой Е.И., Копового А.С., Коротченковой Н.И. Однако исследования этой возрастной группы представлены, главным образом, западными исследователями Берковиц Л., Бютнер К., Миллер А., Поппер П., Раншбург И. Более того, в концепции психоаналитического направления младший школьный возраст рассматривается как «латентный», характеризующийся низкой активностью, в том числе невыраженной агрессивностью.

Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д. Б .Эльконина, В. В. Давыдова, их сотруднков и последователей (Л. И. Айдарова, А. К. Дусавицкий, А. К. Маркова, Ю. А. Полуянов, В. В. Репкин, В. В Рубцов, Г. А. Цукерман и др.)

Значимость проблемы обусловила выбор темы исследования и параметры выпускной квалификационной работы «взаимосвязь тревожности и агрессивности у младших школьников».

Объектом данного исследования являются дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – агрессивность и тревожность детей в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: выявить взаимосвязь агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы в экспериментальной части исследования поставлены следующие задачи:

1) провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме особенностей агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте;

2) осуществить эмпирическое исследование по изучению взаимосвязи агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте;

3) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.

Гипотеза: уровень агрессивности младших школьников находится в зависимости от уровня тревожности: чем выше уровень тревожности, тем выше уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Методы и методики исследования:

1. Анализ научной литературы

2. Проективный тест «Несуществующие животное».

3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

4. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

5. Методы математической статистики: критерий Вилсона.

Новизна данного исследования заключается изучении взаимосвязи агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте на конкретной группе испытуемых.

Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами и психологами школ в своей деятельности, студентами педагогических вузов.

Этапы исследования. Исследование проводилось с июля 2022 года по январь 2023 года, и включало в себя констатирующий эксперимент.

База исследования: МАОУ СОШ №6 г. Южно-Сахалинска. В исследовании принимали участие 25 детей в возрасте от 6 до 8 лет

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность, определяются параметры исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, новизна, практическая значимость исследования, методы исследования, база исследовательской работы, структура работы.

В главе I «Теоретические основы изучения тревожности младшего школьного возраста в современной психологической литературе» на основе анализа научной литературы дали характеристику понятию тревожность, определили проявление тревожности в младшем школьном возрасте.

В главе II «Изучение агрессовности у детей младшего школьного возраста» на основе анализа научной литературы мы определили причины и проявления агрессивности у дктей младшего школьного возраста, агрессовность и ее взаимосвязь с тревожностью у детей младшего школьного возраста».

В главе III «Экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи тревожности и агрессивности у детей младшего школьного возраста» дана краткая характери стика группы и методы диагности, а также определены результаты проведенного эксперимента на основании методик:

1. Проективный тест «Несуществующие животное».

2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

3. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

4. Методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Т-критерий Вилкоксона.

В заключении подведены итоги работы в целом. Представлены выводы по результатам исследования, определена степень подтверждения гипотезы. Список литературы составляет 31 источника. Работа составляет 64 страниц печатного текста, 3 таблицы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В психолого-педагогической литературе негативные эмоциональные проявления воспринимаются как цельное реагирование ученика на ситуации в процессе учебной деятельности, включающее в себя проявление, установку и оценку психологических состояний, в свою очередь, которые вызывают соответственный эмоциональному состоянию. Один из ведущих эмоциональных состояний можно выделить тревожность, как образование личности, которое имеет сложную структуру, так же характеристика личности во многом обуславливает поведение человека.

Положительные эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением тех или иных потребностей организма. Они вызываются возбуждением центров удовольствия центральной нервной системы. Отрицательные (негативные) эмоции – эмоции, связанные с неспособностью удовлетворить определенные потребности организма. Негативные эмоции возникают от возбуждения центров протеста центральной нервной системы. Эмоциональное состояние, сформированное на основе отношений, определяется оценкой реальности и выполняет реактивную функцию к факторам окружающей среды.

Это означает, что у нас есть целый набор мотивов: мотивы, потребности, интересы и мотивация к обучению — это внутренняя мотивация человека к определенному виду деятельности, связанному с удовлетворением потребностей. Рефлексивные действия формируются в процессе обучения учеников 2- го класса, что позволяет им приобретать опыт в понимании внутреннего психического состояния ребенка, а также в процессе установления причинноследственных связей о том, что происходит в их умах, зная их мысли, интуицию опыт, включая реакцию) того, как люди видятся, воспринимаются и ценятся в окружающей среде.

Во втором классе дети вступают в фазу оценки, во время которой формируется множество проявлений различных форм эмоционального опыта. Наступление негативных эмоциональных 69 состояний у детей младшего школьного возраста часто ассоциируется со школьным обучением: тесты, ответы учеников, страх ошибиться, получить «плохие» оценки, обвинения и предупреждения учителя.

На начальных этапах адаптации детей начальных классов, роль школы становится основным источником проявлений разнообразных эмоций и чувств по отношению к обучению. Влияние эмоциональных состояний на процесс обучения достаточно часто рассматривается в медицинской, психологической, педагогической литературе.

По данным исследований Л.М. Митиной ребенок чаще всего сталкивается в учебном процессе с такими отрицательными эмоциональными состояниями как тревога, страдание, гнев, страх и стыд .

Для достижения поставленной цели наше исследование имеет следующие этапы: поисково–подготовительный, опытно– экспериментальный, контрольно–обобщающий. Исследование ситуативной тревожности младших школьников проводилось с помощью комплекса методов и методик.

1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психологопедагогической литературы, моделирование, целеполагание.

2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам: тест школьной тревожности Филлипса, шкала тревожности Сирса, тест тревожности «Несуществующее животное».

3. Математико-статистические: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Т-критерий Вилкоксона.

По результатам диагностики школьной тревожности Филипса по шкале: общая школьная тревожность мы выявили что у 4 детей высокая тревожность, что составила 31%; у 9 детей тревожность в норме, что составила 69%; низких показателей тревожности не было выявлено.

 

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы изучения тревожности младшего школьника в современной психологической литературе

1.1. «Тревожность»: понятие и причины

Понятие тревожности было впервые введено в психологию психоаналитиками и психиатрами, а в последние годы феномен тревожности получил очень широкое распространение. Стоит отметить, что существующие в психологии понятия «тревожность» и «тревога» очень похожи, но не одинаковы.

Тревога – это «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий» [9]. Тревожность – это «склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом появления тревоги» [9].

Из этих определений становится понятно, что тревога – это эмоциональное состояние, а тревожность – психическое свойство индивида. Представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство индивида, помогающее ему адекватно реагировать в ситуациях опасности.

Основатель психоанализа австрийский психолог З. Фрейд утверждал, что у человека есть врожденные биологические инстинкты, являющиеся побудительной силой его поведения и определяющие его настроение. По его мнению, столкновение биологических побуждений с социальными запретами порождает тревожность и неврозы. Конфликт биологического и социального начинается с рождения и длится всю жизнь, а выход из этой ситуации З. Фрейд видит в сублимации «либидиозной энергии» – направление энергии к другим жизненным целям: производство и творчество. В свою очередь, успешная сублимация освобождает человека от тревожности [11].

З. Фрейд выделил три типа тревоги, которые зависят от происхождения угрозы для Эго: реалистическая, невротическая, моральная [3]. Американский психотерапевт Р. Mэй разделяет мнение психоаналитиков, утверждая, что тревогу, а не страх, следует рассматривать как первичное явление. Традиционный подход, при котором тревога изучается в зависимости от чувства страха и относится к более общей категории Р. Mэй считает неправильным, и предлагает, в первую очередь, разобраться в проблеме тревоги, поскольку она является не только первичной реакцией на опасность, но и может угрожать глубинной сущности индивида. Между тем, страх – это скорее реакция на внешнюю, физическую угрозу [24].

Основатель системы индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на возникновение неврозов, в основе которого, по его мнению, лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид не может достичь из-за индивидуальных особенностей или социальных условий. А. Адлер выделяет условия, при которых у ребенка могут сформироваться неправильная позиция и неправильный образ жизни: органическая (физическая неполноценность организма), избалованность, отверженность ребенка [12].

В литературе отмечается многозначность подходов к определению понятия «тревожность», однако в основном данное понятие учеными трактуется как эмоциональное состояние (временное и ситуативное состояние) и как свойство личности (постоянное проявление тревожности).

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами было установлено, что появление тревожности у детей старшего дошкольного возраста отражает неблагоприятное эмоциональное состояние, вызванное неудовлетворенностью физиологической потребности или потребности в безопасности.

В исследованиях Е.В.Барышникова отмечается, что страхи и тревоги являются нормальной реакцией ребенка на измененные условия или незнакомое социальное окружение и не являются патологическим состоянием [3].

Исследования ученых подтверждают, что низкий и высокий уровни тревожности, сохраняющиеся в течение длительного времени, свидетельствуют о неблагоприятном эмоциональном состоянии дошкольника, поэтому адекватным считается преобладание среднего уровня тревожности [1-3].

Неблагоприятное эмоциональное состояние может привести к нарушениям в психическом развитии, нарушению социальных контактов, депрессии или дезадаптации.

Среди причин появления тревожности у дошкольников учеными определяются неблагоприятный психологический климат в образовательной среде, изменение образовательной среды, новый социальный статус и новые социальные отношения [2; 3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы