Психология девиантного поведения Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимосвязь агрессии у подростков и стиля воспитания в семье

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. Теоретическое изучение
взаимосвязи агрессии подростка и стиля семейного воспитания. 5

1.1. Характеристика
стилей семейного воспитания. 5

1.2. Изучение агрессивного поведения у
подростков. 11

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование
изучения взаимосвязи агрессии подростка и стиля семейного воспитания. 17

2.1. Организация исследования. 17

2.2 Анализ и интерпретация
результатов. 19

Рекомендации. 24

Заключение. 26

Список использованных источников. 27

Приложения

  

Введение:

 

В наше время большое внимание уделяется
семье и подрастающему поколению. Семья — это первый социальный этап в жизни
человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством
родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, базовые знания об
окружающей действительности, навыки и жизненные навыки в обществе. Велика роль
семьи в формировании основ мировоззрения, в усвоении моральных норм поведения,
в определении отношения к людям, их делам и поступкам.

Основная характеристика семейного
воспитания состоит в том, что оно эмоционально по своему содержанию и включает
любовь родителей к детям и взаимное чувство детей к родителям. Теплота
домашнего микроклимата, комфорт домашней среде побуждают ребенка обучать
правилам, которые существуют в семье, поведению, отношениям и стремлениям.
Чтобы семья могла успешно воспитывать детей, родители должны знать основные
педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания
ребенка в семье. Ведь общеизвестно, что семья оказывает большое влияние на
формирование направленности поведения ребенка. Исследование подростков и юношей
с деструктивной и асоциальной ориентацией на агрессивное поведение, а также
предрасположенность к физической, вербальной, косвенной агрессии и негативу
позволило выявить стили семейного воспитания, вызывающие указанные выше
поведенческие нарушения.

Подростковый возраст — возраст, занимающий
важное место в общем процессе онтогенетического развития человека. В этот
период значительно расширяется сфера деятельности ребенка, качественно меняется
его характер. Этот возраст отличается радикальными изменениями, связанными с
перестройкой ранее сформированных психологических структур и возникновением
новых образований. Здесь закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общее направление в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Цель изучить
взаимосвязь агрессии и стиля воспитания в семье.

Объект исследования: агрессия и агрессивное поведение
подростка.

Предмет исследования: агрессия и агрессивное поведение
подростков в семьях с различными стилями воспитания

Общей гипотезой нашего исследования является предположение о том, что
существует взаимосвязь между стилем воспитания и агрессивным поведением
подростков.

Частной гипотезой выступает предположение, что авторитарный стиль
семейного воспитания будет способствовать высокому агрессивному уровню
подростков.

Задачи исследования:

1. проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья для подростка
очень важна, т.к. в семье происходит влияния семьи и семейных связей на формирование
его личности. Поэтому будет важно качество отношений между родителями и детьми.

Роль семьи в обществе
несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как,
именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит
овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации
ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с
которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье
закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения,
раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья
способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека,
стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Там, где есть негатив,
безучастии в воспитании матери и отца, либо наоборот присутствует авторитарный
стиль это будет свидетельством того, что это дисгармоничная семья. В это семье
ребенку жить очень тяжело, он сам не понимает, что от него требуют родители,
либо они очень активно присутствуют в его жизни, либо наоборот, не проявляют
никакого участия, отсюда и возникают в будущем проблему у ребенка.

 Доверие и страх, уверенность и робость,
спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность
отчуждению и холодности – всему этому подросток учится, прежде всего, в семье,
поэтому родителям следует понимать свою ответственность в формировании
сбалансированной и разносторонней личности подростка. Для этого воспитание
подростка, следует начинать… с воспитания самих себя, ведь задачей родителей
является создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные
и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на
необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье,
счастье и благополучие самых дорогих нам людей – наших детей.

Цели и задачи курсовой работы достигнуты, а именно была проанализирована психолого-педагогическая литература
по проблеме исследования; были даны характеристики стилей семейного воспитания;
мы раскрыли понятие психологическая
сущность агрессивности; также было проведено экспериментальное исследование,
которое подтвердило нашу гипотезу. Для родителей и учителей были составлены
рекомендации.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИИ ПОДРОСТКА И СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА 1.1.
Характеристика стилей семейного
воспитания Говоря о стилях семейного воспитания необходимо
понимать наиболее характерные способы воспитания ребенка с использованием
определенных средств и методов педагогического воздействия, которые выражаются
в своеобразной манере словесной обработки и взаимодействия.

В настоящее время существуют различные
классификации стилей семейного воспитания.

Алмазов Б.Н, выделяет четыре типа
неблагополучных семей, способствующих появлению трудных детей:

1) Семьи с недостатком образовательных
ресурсов. Сюда будут входить неполные семьи; семьи с общим уровнем
недостаточного развития родителей, которые не могут помочь своим детям в учебе;
малообеспеченные семьи. Эти семьи сами по себе не образуют трудных детей.
Известно немало случаев, когда в таких семьях росли морально здоровые дети.
Однако в этих семьях создается неблагоприятная среда для воспитания ребенка.

2) Конфликтные семьи, в которых родители
не пытаются исправить недостатки своего характера или в которых один из
родителей проявляет неуважение или конфликтность к другому. В таких семьях дети
часто ведут себя оппозиционно, иногда проявляют демонстративность в конфликтной
ситуации, а также могут стать на сторону одного из родителей.

3) Морально неблагополучные семьи. Среди
членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации
семьи, стремление добиваться поставленных целей за счет интересов других,
использование чужого труда, стремление подчинять других членов семьи своей
воле.

4) Педагогически некомпетентные семьи. В
них проявляются натянутые или устаревшие представления о ребенке, которые заменяют
истинную картину его развития. Например, вера в возможность полной
самостоятельности ребенка, приводящая к пренебрежению, вызывает у него
дискомфорт, эмоциональное напряжение, желание защитить себя от всего нового и
неизведанного, недоверие к другому человеку.[38]

Рассматривая еще один негативный пример –
распространенный среди многих родителей — стремление сохранить у старшего
ребенка и подростка те модели поведения, которые им нравятся на более ранних
стадиях развития, например, меньшая активность, послушание.

Рассмотрим классификацию Г.П. Бочкаревой:

1) Семья с неблагоприятным эмоциональным
окружением, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительно
относятся к своим детям.

2) Семья, в которой нет эмоционального
контакта между ее членами, есть безразличие к потребностям ребенка с внешним
благополучием отношений. Естественным будет то, что ребенок будет стремится
найти эмоционально значимые отношения вне семьи.

3) Семья с нездоровой моральной
атмосферой. Там ребенку прививают социально нежелательные потребности и
интересы, он ведет аморальный образ жизни.

Эта классификация основана на содержании
переживаний ребенка.

Решающим фактором, формирующим личностные
черты, по Гарбузову В.И., Захарову А.И
и  Исаеву Д.Н.  будет предрасположение
к возникновению отклонений в поведении детей и подростков, которые считаются
неправильным семейным воспитанием. В своих трудах они выделяют три типа
неадекватного образования:

1) Отвержение (непринятие).
В данном направлении у родителей существуют грани, они либо слишком
требовательны к своим детям, либо наоборот проявляют попустительство.

2) Гиперсоциализация. Он возникает из-за настораживающей подозрительности
родителей к здоровью ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка
среди знакомых и друзей, и особенно его учебной успеваемости. Также проявляется
в чрезмерной заботе о будущем ребенка и его семьи.

3) Эгоцентрический. Это наблюдается в
семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается идея «Я-большой»
как самодостаточная ценность для других. [17]

Н. Штирман выделяет три типа родительских
отношений с детьми с психосоматическими расстройствами:

1) «связывание» — жесткое стереотипное
общение; такие дети чаще всего инфантильны, а их эмоциональное развитие отстает
от нормы;

2) «отвержение» — ребенок «отказывается»
от своей личности, что приводит к аутизму, излишней автономности;

3) «делегирование» — игнорируются истинные
достижения детей; родители, перекладывая на них свои несбывшиеся надежды,
манипулируют ими как продолжением своего «я».

Известный психиатр Андрей Евгеньевич Личко
А.Е., предложил следующую схему анализа семьи:

1. Структурный состав: полная семья (есть
мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или
деформированная семья (отчим вместо отца или мачеха вместо матери).

2. Функциональные особенности: дружная
семья; дисгармоничная семья.

В зависимости от причин дисгармонии Э.А.
Личко различает четыре типа семей.

1) семья, в которой нет партнерства между
родителями (один доминирует, другой только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет
взаимопонимания между членами семьи, есть чрезмерная автономия, нет
эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи для решения
жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликт, высокий
риск развода);

4) ригидная псевдосоциальная семья
(доминирование члена семьи с чрезмерной зависимостью от других, жесткое
регулирование семейной жизни, отсутствие двусторонней эмоциональной теплоты,
ведет к автономии членов семьи духовного мира от вторжения могущественного
лидера) .

Следует отметить, что Е.А. Личко и Е.Г.
Эйдемиллер разработали классификацию стилей воспитания детей-подростков.

Основываясь на основных характеристиках
типов воспитания ребенка (степень гиперзащиты; удовлетворение потребностей;
требования к ребенку; наложенные на него санкции; неопределенное образование
родителей), они дают формальное описание стилей.

1. Гипопротекция. Характеризуется
отсутствием надзора и контроля. Ребенок остается без присмотра. Подростку
уделяется мало внимания, его дела не интересуют, физическая заброшенность и
пренебрежение — обычное дело. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят
формальный характер, родители не включены в жизнь ребенка. Неспособность
включить ребенка в семейную жизнь ведет к антиобщественному поведению из-за
неудовлетворенности потребностью в любви и привязанности.

2. Доминирующая гиперпротекция. Он проявляется в повышенном внимании и заботе о
ребенке, чрезмерной опеке и мелком контроле над поведением, слежке, запретах и ограничениях.
Ребенка не учат быть самостоятельным, родители подавляют развитие у него
чувства независимости и ответственности. Это приводит либо к реакции
эмансипации, либо к безынициативе, неспособности постоять за себя.

3. Потворствующая
гиперпротекция. В семье воспитывают своего рода «семейного кумира»’. Родители
стараются освободить ребенка от малейших затруднений, стремятся удовлетворить
его желания, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же
восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне
стремления, готовности к лидерству при недостаточной настойчивости и
независимости.

4. Эмоциональное неприятие. Ребенок
обременен. Его потребности игнорируются. Иногда с ним плохо обращаются.
Родители (или их « заместители»: мачеха, отчим и т. Д.) Относятся к ребенку как
к обузе и демонстрируют общее недовольство ребенком. Часто встречается скрытое
эмоциональное неприятие: родители стараются скрыть свое истинное отношение к
ребенку, проявляя больше внимания и заботы. Такой стиль воспитания наиболее
негативно влияет на развитие ребенка.

5. Жестокие
взаимоотношения. Они могут проявляться открыто, когда ребенок получает
травму в результате применения насилия, или могут быть скрытыми, когда между
родителем и ребенком существует «стена» эмоционального холода и враждебности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы