Курсовая с практикой на тему Взаимоотношения федеральной власти и региональных элит на рубеже XX-XXI веков в рамках Центрального черноземья
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность федеральных и региональных органов государственного управления 7
1.1. Система государственного управления в Российской Федерации 7
1.2. Понимание региональных элит и федеральной власти в современном обществе 18
Глава 2. Взаимоотношения федеральной власти и региональных элит на рубеже XX-XXI вв. 26
2.1. Изменение отношений Центр-регионы на примере Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей на рубеже XX-XXI вв. 26
2.2. Качество политической системы на рубеже XX-XXI вв. в рамках Центрального черноземья 30
Заключение 37
Список использованной литературы 40
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена как научной, так и политической ситуацией, сложившейся в настоящее время:
1. Феномен «бизнес-элит» и «варяжества» в российской политической действительности влияет на структуру государственного управления.
2. Интерес к изучению данных феноменов в России обусловлен отсутствием данных политических процессов в других странах.
3. Влияние региональной элиты как на воздействие федерального центра на регион, так и на политическое и экономическое пространство региона.
Актуальность данной научной работы заключается в особенностях формирования элиты в данном политическом пространстве. Забегая вперед, следует сказать о форме формирования элиты в данном регионе – конфликте региональной и федеральной политической элиты. Данный политический конфликт находит отражение во всех сферах региона – политической, экономической, инвестиционной, социальной и т.д. Политические конфликты, возникающие на почве «варяжества» являются практическим примером противостояния властей, отстаивающих интересы различных социальных и политических групп.
Данная проблема является основополагающей частью социально-экономического и политического развития региона, обуславливает его политическую уникальность, во многом является стимулом развития региона.
Проблема региональных элит в российской политике – явление молодое. Первые тенденции данного феномена сложились в позднее советское время, но советскими исследователями не изучалось.
Впервые проблема региональных элит затронула российские научные круги в конце 1990-х г.г. Данным феноменом занимались как федеральные, так и региональные представители зарождающейся тогда в России политической науки. Первопроходцем в изучении данной темы стал вице-президент РАПН Р.Ф. Туровский, опубликовавший ряд научных работ и статей, таких как «Политическая регионалистика » и «Центр и регионы: проблемы политических отношений ».
Актуализация научного дискурса приобрела силу после «либерального курса» президента Д.А. Медведева. О данной проблеме заговорили в регионах, а действия федерального Центра создавали эмпирическую базу для данных исследований. К ведущим исследователям данной проблематики относят А.Е. Чирикову, опубликовавшую в 2010-м году «Региональные элиты ». Также, данной проблематике посвящены работы Д.Г. Сельцера , В.М. Очировой , Е.А. Чеботарёвой. Также в основу теоретической базы исследования легли информационно-аналитические статьи политического центра «Минченко Консалтинг» и фонда «Петербургская политика».
Анализ существующей литературы показывает, что проблемами региональных элит занимаются не только в сфере научной литературы, но и в кругах политических исследовательских центров и фондов.
Объектом исследования в данной работе выступает региональная элита Черноземья.
Предметом исследования выступает влияние фактора федеральной власти на формирование региональной элиты.
Целью данного исследования является раскрытие структурных и динамических характеристик формирования региональной элиты в политическом пространстве Черноземья, а также федерального фактора на особенности формирования данной региональной элиты настоящий период и прогноз формирования элиты в дальнейшем.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть генезис и развитие элитологии
Рассмотреть специфику российской элитологии
Выявить особенности формирования политической элиты Черноземья, выявить характерные черты, оценить ресурсы и баланс сил
Проанализировать динамику развития региональной элиты на основе элитарных групп политического пространства Черноземья.
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов и приемов научного познания. В первую очередь, это общенаучный диалектический метод познания, который предоставляет возможность исследовать проблемы в единстве их политико-правовой формы и социального содержания. Были использованы также отдельные научные методы познания: формально-логический, историко-правовой, системно-функциональный, статистический, позволяющие сформулировать теоретические обобщения и предложить практические рекомендации.
Теоретическую основу исследования составляют монографии, учебные пособия и статьи таких авторов как С.С. Алексеев, Р.Р. Алиуллов, А.Б. Венгеров, Е.С. Дубинина, Н.М. Коркунов, Д.Г. Красильников, В.В. Лазарев, Р.Т. Мухаев, В.И. Осейчук, Е.В. Охотский, Б.А. Райзберг, А.Л. Слепышев, И.И. Смотрицкая и другие.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, регулирующие вопросы механизма государственного управления Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в создании авторской концепции механизма государственного управления, в комплексном теоретическом анализе проблем, связанных с механизмами государственного
Заключение:
В данной работе произведено комплексное исследование институциональной и функциональной характеристики механизма государственного управления в современной России. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Органы государственной власти осуществляют свою деятельность посредством воздействия на объект государственного управления, который имеет сложный характер и включает в себя территорию, население и общественные процессы. Воздействие органов государственной власти на объекты государственного управления осуществляется посредством политической воли с целью защиты существующего государственного строя общественного порядка.
Между субъектами и объектами государственного управления формируются прямые и обратные связи. Оптимальная система функционирования прямых и обратных связей между субъектом и объектом государственного управления может быть построена только в таком государстве, которое на практике ориентируется на законность, цивилизованные рыночные отношения, демократические преобразования и уважительное отношение к общественному мнению, в котором система государственного управления характеризуется гибкостью и динамичностью и осуществляет вмешательство только в те сферы, где ее присутствие социально обусловлено, политически необходимо, экономически и социально эффективно.
Формирование механизма государственного управления в современной России происходило в условиях постепенного отказа от командно-административной модели государственного управления и перехода к демократическому принципу разделения властей. Институциональные и функциональные основы механизма государственного управления современного российского государства были заложены в 1993 году с принятием Конституции Российской Федерации.
Принятие Конституции Российской Федерации являлось значимым политическим шагом для становления современной государственности, однако ее вектор был ориентирован не столько на построение правового демократического государства, сколько на преодоление продолжительного переходного периода распределения власти и укрепление позиции президента в сфере государственного управления.
В этот же период в Российской Федерации начала разрабатываться и приводиться в действие глобальная административная реформа как комплекс мер, направленных на построение эффективной системы органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их деятельности. Начальные фазы административных преобразований датируются периодом с 1991 по 1999 гг., дальнейшие реформы были связаны с принятием президентом и правительством РФ концепций административного реформирования.
В настоящее время ключевым направлением совершенствования механизма государственного управления является внедрение цифровых технологий в практику управленческого воздействия, анализа, контроля и оказания государственных услуг. Значительный потенциал в процессе реформирования системы государственного управления Российской Федерации представляет также внедрение современных западных управленческих моделей New Public Management и Good Governance.
Интеграция New Public Management и Good Governance в российскую систему государственного управления требует соответствующего институционального контекста, включающего комплекс элементов в виде зрелого гражданского общества и коммерческого сектора, способных наряду с государством сформировать активные политические сети партнерства и сотрудничества при принятии управленческих решений, а также профессионального и ответственного бюрократического аппарата, обеспечивающего эффективное исполнение принятых решений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие и сущность федеральных и региональных органов государственного управления
1.1. Система государственного управления в Российской Федерации
Региональные элиты в России имеют ряд актуальных и закономерных проблем, напрямую связанных с российской элитой в целом. В силу объективных обстоятельств региональные элиты считаются ключевым узлом государственной политики, и является связующим в рамках реализации властных полномочий. Сегодня процесс регионализации, или как его ещё называют «Центр-регионы», является обязательным в исследовании российской элиты .
«Феномен регионального вызова», являющийся сложным структурным процессом российской политической науки, берет своё начало с 1990-х г.г. Это обуславливалось возрастанием роли региональных элит в российском политическом пространстве. В период первого президентства В. Путина региональные элиты были вытеснены из федерального пространства путём создания федеральных округов. Таким образом, власть ограничивала политическое влияние губернаторов внутри региона. С появлением феномена «партии власти» в лице «Единой России» в регионах начали создаваться партийные региональные отделения, подавляющий политический контроль «непартийных» губернаторов внутри региона.
Рыночные преобразования в 1990-е годы не только не угрожали правящим региональным группам, но и укрепляли их, открывая путь к личному обогащению. Федеральная власть столкнулась с проблемой укреплённости региональных элит в политических и экономических аспектах. Социально-экономические условия и различные методы управления территориями создают ярко выраженную региональную асимметрию, являющуюся современной проблемой взаимоотношений «Центр-регионы».
На вторую половину 1990-х гг. приходится период укрепления политических позиций региональных элит и регионов в целом. Создаётся система формального представительства региональных интересов в федеральной властной структуре. Появилась высшая палата российского парламента — Совет Федерации. Таким образом, в Государственной думе сформировалось мощное региональное лобби. Главной особенностью отношений центра и регионов в этот период стало публичное признание интересов регионов, зафиксированное в двусторонних договорах между президентом РФ и главой субъекта Федерации. К началу нового столетия соглашения были заключены больше чем с половиной субъектов РФ.
«Ельцинская эпоха» ознаменовала становление ассиметричной федерации. К её основным характеристикам относят: взаимоотношения главы государства и региональных лидеров по принципу взаимного воздействия, фактическое и юридическое неравенство субъектов РФ между собой и в отношениях с политическим центром, отсутствие универсальных правил и законов в управленческой модели «Центр-регионы». Несмотря на отсутствие политической стабильности был достигнут компромисс, позволивший не только стабилизировать взаимоотношения между федеральными и региональными элитами, но и формализующий их. Федерализм конца 1990-х — начала 2000-х гг. не являлся результатом политического выбора российской элиты. Он носил ситуативный и стихийный характер, а также отражал слабость политической системы, выстроенной Б. Ельциным в период «парада суверенитетов». Региональная асимметрия тех лет имела системный характер и охватывала три ключевых аспекта — политический, экономический и бюджетный. На фоне относительной независимости региональной власти от федерального Центра, это давало региональным элитам возможность вести себя в роли главных игроков российского политического пространства. Главная черта – выбор прав для своих регионов исходя из своих собственных, а не федеральных интересов .
Избрание в 2000-м году В. Путина ознаменовало новую эпоху взаимоотношений «Центр-регионы». Новая политика государства понимала под своей целью интеграцию российского пространства и распределение ресурсов и полномочий в сторону федерального центра. Формирование единого правового, экономического, административного пространства отвечало ожиданиям части элиты и общества в целом. Государственная политика была направлена на поиск механизмов, которые могли бы сделать региональную ситуацию управляемой из федерального центра. С этой целью в России выстраивалась вертикаль власти; создавались федеральные округа, призванные контролировать региональную власть; система двусторонних договоров между губернатором и президентом отменялась; устанавливались принципы «бюджетного унитаризма», позволявшие концентрировать финансовые средства в столице. Результатом первого президентского срока В. Путина стал выстроенный в России режим контролируемого плюрализма, при котором федеральная власть укрепила свои позиции, но полностью освободиться от политического влияния региональных элит не смогла .
Опыт первого четырехлетия убедил правящий класс России в том, что для повышения управляемости политическими процессами следует кардинальным образом реформировать политическую систему власти. В сентябре 2004 г. Кремль приступил к новому этапу политического реформирования: выборы глав регионов отменялись; утверждался новый порядок выборов в федеральные и региональные представительные органы власти. Одновременно началось укрупнение регионов за счет ликвидации сложносоставных субъектов Федерации. Первым «объединенным» субъектом РФ стал Пермский край, в состав которого вошел Коми-Пермяцкий АО (федеральный закон об образовании нового субъекта