Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимодействие школы и семьи в воспитании подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей на современном этапе 5
1.1. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы: научно-теоретический подход 5
1.2. Особенности развития и воспитания подростков 7
Выводы по I главе 9
ГЛАВА II. Результаты исследования эффективности взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей на уровень воспитанности подростка 11
2.1. Характеристика форм, принципов и условий взаимодействия образовательного учреждения с семьёй по вопросам воспитания школьников 11
2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности предложенных форм, методов и условий взаимодействия образовательного учреждения с семьёй по вопросам воспитания школьников 14
Выводы по II главе 21
Заключение 22
Глоссарий 23
Список использованной литературы 24
Приложение А 27
Приложение Б 29
Приложение В 30

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Изменения в системе образования, принятие базовых документов: федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, законопроект «Об образовании в Российской Федерации», определили необходимость тесного взаимодействия родительского сообщества с образовательными учреждениями. Только вместе с родителями школа может эффективно решать такие задачи, как выбор образовательной программы для ребенка, предотвращение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, семье и образованию.
Степень научной разработанности. Смысл понятия «взаимодействие» отражен в педагогических трудах Н.Ф. Родионова, Л.И. Маленкова, О.А. Щекина. Практика взаимодействия школы и семьи в последние годы описана З.П. Бушминой [5], Н.К. Колмаковой [21], Т.В. Лодкиной [23], В.В. Мартыновой [25], М.Н. Недвецкой [28], Л. Панфиловой [30] и другими.
Тем не менее, изучение научной литературы по вопросам взаимодействия с семьей в современных условиях позволило исследователям выделить ряд проблем: отсутствие единства и системности; недостаточное использование индивидуальных и групповых форм работы с родителями; недостаточность в практике данного вида взаимодействия позитивных традиций; неумение некоторых педагогов и родителей применять в общении эффективные техники; неумение объективно оценивать воспитательный потенциал семьи и др.
Анализ теории и практики взаимодействия школы с родителями в образовательном учреждении свидетельствует о наличии противоречия:
— между необходимостью взаимодействия с родителями в образовательном учреждении и недостаточной теоретической и практической разработанностью современных форм данного взаимодействия;
— между потребностью в использовании различных форм взаимодействия с родителями в образовательном учреждении и недостаточным уровнем практической готовности школы к их применению во взаимодействии с родителями в образовательном учреждении.
Выявленное противоречие обусловили проблему исследования: какие формы будут эффективны во взаимодействии образовательного учреждения с родителями по вопросам воспитания школьников?
Объект исследования — формы взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания школьников.
Предметом исследования: процесс реализации форм взаимодействия образовательного учреждения и родителей обучающихся по вопросам воспитания школьников.
Целью исследования: разработать и апробировать рекомендации по взаимодействию семьи и школы в воспитании школьников.
Мы предположили что, процесс взаимодействия семьи и школы будет более эффективным, если для родителей будут разработаны рекомендации, в которых будут предложены различные формы взаимодействия по воспитанию школьников.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей на современном этапе,
2. дать характеристику форм, методов и условий взаимодействия образовательного учреждения с семьёй по вопросам воспитания школьников,
3. провести опытно-экспериментальную работу по апробации эффективности рекомендаций по взаимодействию семьи и школы в воспитании школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные рекомендации позволяют повысить эффективность взаимодействия семьи и школы в воспитании школьников. Предложенные рекомендации могут быть использованы в практике образовательных учреждений.
База исследования: МОУ СОШ №77 г. Москвы. Всего в исследовании прияло участие 40 детей среднего школьного возраста (12-14 лет).
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, взаимодействие школы с родителями направлено на решение задач по психолого-педагогическому просвещению родителей, формированию объективной оценке родителями работы коллектива класса и школы, созданию атмосферы сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности, выявлению проблем и координации работы родителей, детей и учителей-предметников, планированию и организации необходимой помощи родителей классному коллективу, организации взаимодействия внутри коллектива родителей.
В целом оно создает условия, необходимые для делового и доброжелательного контакта между родителями, классным руководителем, учителями-предметниками и детьми.
Во второй главе был описан опыт работы педагогов с родителями по вопросам воспитания школьников.
Были рассмотрены такие виды работы как родительские тренинги, ролевые игры, дискуссии, мозговой штурм, аукционы, родительские клубы, родительские чтения, совместные досуговые мероприятия.
Так же был предложен перспективный план работы с родителями по вопросам воспитания школьников.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в двух классах (контрольный и экспериментальный). В экспериментальном классе педагог активно взаимодействовал с родителями по вопросам воспитания школьников.
По результатам констатирующего этапа исследования, было выявлено, что в целом уровень воспитанности школьников в обоих классах друг от друга не отличается и находится на низком уровне. Рассматривая результаты контрольного этапа исследования, следует отметить, что в целом уровень воспитанности школьников экспериментальной группы стал значительно выше и находится на высоком уровне. Действительно, проводя совместную работу с родителями школьников можно добиться значительного повышения уровня воспитанности.
Тем самым гипотеза исследования полностью доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами, опытом общения, относительно молод. Это было раскрыто в работах В.В. Мартыновой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий образования с целью решения проблем семейного воспитания и основывалось на общем понимании[25].
И. Аникина рассматривает взаимодействие как составную часть человеческого общения. Она справедливо отмечает, что, несмотря на объективно существующую связь между общением и взаимодействием, разделить эти понятия довольно проблематично. Автор определяет взаимодействие как отличное от коммуникативной стороны общения. По ее мнению, это сторона, которая закреплена за обменом информацией и организацией совместных действий, позволяя партнерам осуществлять какую-то общую для них деятельность [1, С. 45].
В. Вершинин определяет взаимодействие как способ социализации, который определяется диалогом субъектов, обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур и, преследуя конечную цель развития социальных групп сообществ и стратегий, общих действий индивидов, [8, С. 146].
Л.В. Байбородова описывает взаимодействие как признак совместной деятельности основных и отличительных [3, С. 63].
Педагогическое взаимодействие — сложный процесс, состоящий из множества компонентов — социально-педагогического, дидактического и образовательного взаимодействий. Основой педагогического взаимодействия является сотрудничество, которое считается началом социальной жизни человека [36, С. 67].
Н.К. Колмакова, рассматривая сущность педагогического взаимодействия, выделила в нем следующие составляющие:
1. общение как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, что порождает необходимость единой стратегии взаимодействия, самопознания; понимание и восприятие другого человека в целом.
2. совместная деятельность как организованная система активно взаимодействующих лиц, направленная на целесообразность и производство предметов материальной и духовной культуры [21, С. 13].
К толкованию педагогического взаимодействия авторы подходят с разных точек зрения: как базовой категории педагогики, как характеристики образовательного процесса и др. С учетом изучения различных точек зрения на сущность характеризуемого феномена нами уточнено понятие «педагогическое взаимодействие с семьей», которое рассматривается как вид совместной деятельности «педагог – родители», направленной на развитие их партнерских отношений и способствующей эффективности воспитания ребенка в семье и школе.
В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится развитию взаимодействия между семьей и школой с целью достижения качественного образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социальных и педагогических проблем ребенка [32].
Ведущей идеей системы работы педагогического коллектива школы с родителями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является установление партнерских отношений с семьей каждого учащегося, создание атмосферы взаимной поддержки и общие интересы.
Расширяя роль семьи в воспитании ребенка в свете духовно-нравственных традиций, Т. Симакова подчеркивает, что семья является «основным лоном человеческой культуры». Каждый человек в течение своей жизни остается духовным представителем своей родительской семьи. Семья открывает ребенку источники его будущего счастья или несчастья, здесь развивается личность ребенка[31].
С момента появления на свет ребенок находится в семье. Это для него первый коллектив. Важно обращать внимание на то, какое внимание уделяет семья воспитанию ребенка.
Следующим социальным учреждением после семьи, важным для развития и воспитания ребенка, является школа. Как социальный институт, школа отвечает потребностям общества и семьи в образовании. Следует отметить, что семья и школа как субъекты воспитания и образования ребенка имеют как общие, так и специфические особенности.
Таким образом, эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества между школами и семьями играют учителя. Именно их работа определяет, насколько семьи понимают политику, проводимую школой в отношении воспитания и образования детей, и участвуют в ее реализации. В то же время семья должна рассматриваться как основной клиент и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и учителя создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции учителя класса разнообразны, работа с семьями их учеников является важной сферой его деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы