Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимодействие школы и семьи в воспитании подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЫ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ 5

1.1 Научные исследования проблемы взаимодействия школы с семьями учащихся 5

1.2 Содержание работы школы с родителями учащихся 12

1.3 Основные формы совместной деятельности школы и семьи 14

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ 17

2.1. Основные формы совместной деятельности школы и семьи 17

2.2. Работы педагогического коллектива С УВК № 6 3 и семей учащихся 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

  

Введение:

 

Актуальность темы. Семья – это коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования. Совместное ведение хозяйства, проведения досуга, различные увлечения семьи – все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. Только в семье ребенок получает опыт семейного жизни. И каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым разным: нормальным, когда семья и родители проявляют заботу, любовь к ребенку и всем, кто его окружает, и аномальным. Именно во втором случае школа компенсирует эту духовную ущербность, чтобы ребенок, вопреки семейным отношениям, вырос хорошим человеком, здоровой, культурной личностью.

Школа выступает одним из главным социальным институтом в жизни любого ребенка. Она обеспечивает воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи заключается в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями – активизировать воспитательную, педагогическую деятельность семьи, придать ей общественно значимый, целенаправленный характер. Поэтому данная тема курсовой работы является актуальной.

Цель исследования: проанализировать особенности содержания и основных форм работы школы с семьями учащихся.

Объект курсовой работы: взаимодействие школы с семьями учащихся.

Предмет исследования курсовой работы: специфика особенностей содержания и основных форм работы школы с семьями учащихся.

Согласно целью исследования можно выделить следующие задачи:

— рассмотреть научные исследования проблемы взаимодействия школы с семьями учащихся;

— проанализировать опыт работы школы с родителями учащихся;

— выделить основные формы совместной деятельности школы и семьи;

— охарактеризовать смысл работы педагогического коллектива С УВК № 6 3 и семей учащихся.

Выделить основные формы совместной деятельности педагогического коллектива МБОУ ДО ДШИ «Синтез» и родителей учеников.

При написании курсовой работы будут использованы следующие методы исследования: анализ, исследования литературных и научных источников, метод теоретического уровня и обобщения.

Практическое и теоретическое значение полученных результатов заключается в обобщенном анализе научных исследований по данной проблеме и практических выводов по внедрению педагогического опыта взаимодействия школы и семьи учеников.

Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Эффективности работы школы и семьи с подростками зависит от многих факторов: материально-технических ресурсов, комплексного подхода к проблеме, развития Законодательной базы, в частности ювенальной юстиции, участия молодёжных, общественных организаций и объединений, деятельности учреждений социального обслуживания; кадрового вопроса, в частности нужны психологи-девиантологи, разбирающиеся в тонкостях проблем несовершеннолетней девиации, организации досуга несовершеннолетних, нужно апробировать новые методики и методы работы.

В организации внеклассной работы подростками большое значение имеет развлекательно-познавательные (досуговые) мероприятия, сплачивающие коллектив, помогающие детям хорошо отдохнуть. Досуговые мероприятия имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы:

Общение с подростками может осуществляться в форме полилога. Это предполагает наличие обратной связи, позволяет педагогу наблюдать за реакцией воспитанников.

В школе дети чрезвычайно склонны к подражанию. Это даёт возможность учителю в присутствии класса влиять на мнение и поведение отдельных учащихся. Однако необходимо учитывать, что мнение, высказанное одноклассниками, для ученика порой важнее мнения учителя.

В ходе мероприятий создаются условия, которые способствуют улучшению результатов педагогической работы с классом. А так же поддерживают естественную доброжелательную атмосферу общения. Развлекательно-познавательные мероприятия не должны быть назидательными.

При подготовке досугового мероприятия педагог должен:

— определить его тему и задачи, наметить время и место проведения;

— разработать план подготовки и проведения мероприятия;

— определить ключевые моменты мероприятия;

— выбрать участников его подготовки, распределить задания между участниками и группами.

В школе можно использовать следующие формы досуговых мероприятий:

— беседы;

— дискуссии;

— встреча с интересными людьми;

— викторины по различным областям знаний;

— КВН;

— театрализации;

— читательские конференции.

Целесообразно включать в эти мероприятия задания и игры на развитие памяти, внимания и мышления, которые способствуют лучшему усвоению материала в процессе учебной деятельности.

Таким образом, для выбора того или иного метода досуговой педагогики нужно определить цели и задачи, а так же содержания досуговой деятельности, и конечно же выбор того или иного метода зависит от возрастных особенностей воспитанников и от форм организации досуговой деятельности школьников.

Подводя итог сказанному, отметим, что лучшая профилактика – это целенаправленное воспитательное воздействие, организуемое с четким определением средств, форм и методов. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу.

 

Фрагмент текста работы:

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЫ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

1.1 Научные исследования проблемы взаимодействия школы с семьями учащихся

Семья и школа — это изобретения культуры, заинтересованной в предельно эффективном формировании человека.

Необходимость и важность взаимодействия семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. До поступления ребенка в школу родители выступают ее первыми и основными воспитателями. Результативность деятельности школы по обучению и воспитанию детей во многом зависит от того, насколько плодотворно построена сотрудничество педагогов с родителями [1, 50].

Проблему взаимодействия семьи и школы необходимо отнести к разряду «вечно старых и в то же время вечно новых» проблем. Анализ зарубежной и отечественной педагогической литературы показывает, что проблема воспитания и роли семьи и школы, их взаимоотношений в этом процессе постоянно привлекала внимание педагогов.

В настоящее время для эффективного осуществления взаимодействия семьи и школы целесообразно обратиться к опыту прошлого, поскольку в течение нескольких столетий эта проблема привлекала к себе внимание многих философов, педагогов, психологов (Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, К. Ушинского и других ученых).

Так в середине XIX в. выдающиеся ученые М. Чернышевский, М. Добролюбов, К. Ушинский, П. Лесгафт и др. впервые в своих трудах акцентировали внимание на необходимость согласования воспитательных воздействий на ребенка со стороны семьи и школы, основной целью которого является раскрытие внутреннего потенциала

 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей на современном этапе 5
1.1. Педагогические основы взаимодействия семьи и школы: научно-теоретический подход 5
1.2. Особенности развития и воспитания подростков 7
Выводы по I главе 9
ГЛАВА II. Результаты исследования эффективности взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей на уровень воспитанности подростка 11
2.1. Характеристика форм, принципов и условий взаимодействия образовательного учреждения с семьёй по вопросам воспитания школьников 11
2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности предложенных форм, методов и условий взаимодействия образовательного учреждения с семьёй по вопросам воспитания школьников 14
Выводы по II главе 21
Заключение 22
Глоссарий 23
Список использованной литературы 24
Приложение А 27
Приложение Б 29
Приложение В 30

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Изменения в системе образования, принятие базовых документов: федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, законопроект «Об образовании в Российской Федерации», определили необходимость тесного взаимодействия родительского сообщества с образовательными учреждениями. Только вместе с родителями школа может эффективно решать такие задачи, как выбор образовательной программы для ребенка, предотвращение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, семье и образованию.
Степень научной разработанности. Смысл понятия «взаимодействие» отражен в педагогических трудах Н.Ф. Родионова, Л.И. Маленкова, О.А. Щекина. Практика взаимодействия школы и семьи в последние годы описана З.П. Бушминой [5], Н.К. Колмаковой [21], Т.В. Лодкиной [23], В.В. Мартыновой [25], М.Н. Недвецкой [28], Л. Панфиловой [30] и другими.
Тем не менее, изучение научной литературы по вопросам взаимодействия с семьей в современных условиях позволило исследователям выделить ряд проблем: отсутствие единства и системности; недостаточное использование индивидуальных и групповых форм работы с родителями; недостаточность в практике данного вида взаимодействия позитивных традиций; неумение некоторых педагогов и родителей применять в общении эффективные техники; неумение объективно оценивать воспитательный потенциал семьи и др.
Анализ теории и практики взаимодействия школы с родителями в образовательном учреждении свидетельствует о наличии противоречия:
— между необходимостью взаимодействия с родителями в образовательном учреждении и недостаточной теоретической и практической разработанностью современных форм данного взаимодействия;
— между потребностью в использовании различных форм взаимодействия с родителями в образовательном учреждении и недостаточным уровнем практической готовности школы к их применению во взаимодействии с родителями в образовательном учреждении.
Выявленное противоречие обусловили проблему исследования: какие формы будут эффективны во взаимодействии образовательного учреждения с родителями по вопросам воспитания школьников?
Объект исследования — формы взаимодействия семьи и школы по вопросам воспитания школьников.
Предметом исследования: процесс реализации форм взаимодействия образовательного учреждения и родителей обучающихся по вопросам воспитания школьников.
Целью исследования: разработать и апробировать рекомендации по взаимодействию семьи и школы в воспитании школьников.
Мы предположили что, процесс взаимодействия семьи и школы будет более эффективным, если для родителей будут разработаны рекомендации, в которых будут предложены различные формы взаимодействия по воспитанию школьников.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы взаимодействия общеобразовательного учреждения с семьей на современном этапе,
2. дать характеристику форм, методов и условий взаимодействия образовательного учреждения с семьёй по вопросам воспитания школьников,
3. провести опытно-экспериментальную работу по апробации эффективности рекомендаций по взаимодействию семьи и школы в воспитании школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные рекомендации позволяют повысить эффективность взаимодействия семьи и школы в воспитании школьников. Предложенные рекомендации могут быть использованы в практике образовательных учреждений.
База исследования: МОУ СОШ №77 г. Москвы. Всего в исследовании прияло участие 40 детей среднего школьного возраста (12-14 лет).
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, взаимодействие школы с родителями направлено на решение задач по психолого-педагогическому просвещению родителей, формированию объективной оценке родителями работы коллектива класса и школы, созданию атмосферы сотрудничества взрослых и детей в процессе совместной деятельности, выявлению проблем и координации работы родителей, детей и учителей-предметников, планированию и организации необходимой помощи родителей классному коллективу, организации взаимодействия внутри коллектива родителей.
В целом оно создает условия, необходимые для делового и доброжелательного контакта между родителями, классным руководителем, учителями-предметниками и детьми.
Во второй главе был описан опыт работы педагогов с родителями по вопросам воспитания школьников.
Были рассмотрены такие виды работы как родительские тренинги, ролевые игры, дискуссии, мозговой штурм, аукционы, родительские клубы, родительские чтения, совместные досуговые мероприятия.
Так же был предложен перспективный план работы с родителями по вопросам воспитания школьников.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в двух классах (контрольный и экспериментальный). В экспериментальном классе педагог активно взаимодействовал с родителями по вопросам воспитания школьников.
По результатам констатирующего этапа исследования, было выявлено, что в целом уровень воспитанности школьников в обоих классах друг от друга не отличается и находится на низком уровне. Рассматривая результаты контрольного этапа исследования, следует отметить, что в целом уровень воспитанности школьников экспериментальной группы стал значительно выше и находится на высоком уровне. Действительно, проводя совместную работу с родителями школьников можно добиться значительного повышения уровня воспитанности.
Тем самым гипотеза исследования полностью доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами, опытом общения, относительно молод. Это было раскрыто в работах В.В. Мартыновой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий образования с целью решения проблем семейного воспитания и основывалось на общем понимании[25].
И. Аникина рассматривает взаимодействие как составную часть человеческого общения. Она справедливо отмечает, что, несмотря на объективно существующую связь между общением и взаимодействием, разделить эти понятия довольно проблематично. Автор определяет взаимодействие как отличное от коммуникативной стороны общения. По ее мнению, это сторона, которая закреплена за обменом информацией и организацией совместных действий, позволяя партнерам осуществлять какую-то общую для них деятельность [1, С. 45].
В. Вершинин определяет взаимодействие как способ социализации, который определяется диалогом субъектов, обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур и, преследуя конечную цель развития социальных групп сообществ и стратегий, общих действий индивидов, [8, С. 146].
Л.В. Байбородова описывает взаимодействие как признак совместной деятельности основных и отличительных [3, С. 63].
Педагогическое взаимодействие — сложный процесс, состоящий из множества компонентов — социально-педагогического, дидактического и образовательного взаимодействий. Основой педагогического взаимодействия является сотрудничество, которое считается началом социальной жизни человека [36, С. 67].
Н.К. Колмакова, рассматривая сущность педагогического взаимодействия, выделила в нем следующие составляющие:
1. общение как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, что порождает необходимость единой стратегии взаимодействия, самопознания; понимание и восприятие другого человека в целом.
2. совместная деятельность как организованная система активно взаимодействующих лиц, направленная на целесообразность и производство предметов материальной и духовной культуры [21, С. 13].
К толкованию педагогического взаимодействия авторы подходят с разных точек зрения: как базовой категории педагогики, как характеристики образовательного процесса и др. С учетом изучения различных точек зрения на сущность характеризуемого феномена нами уточнено понятие «педагогическое взаимодействие с семьей», которое рассматривается как вид совместной деятельности «педагог – родители», направленной на развитие их партнерских отношений и способствующей эффективности воспитания ребенка в семье и школе.
В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится развитию взаимодействия между семьей и школой с целью достижения качественного образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социальных и педагогических проблем ребенка [32].
Ведущей идеей системы работы педагогического коллектива школы с родителями в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является установление партнерских отношений с семьей каждого учащегося, создание атмосферы взаимной поддержки и общие интересы.
Расширяя роль семьи в воспитании ребенка в свете духовно-нравственных традиций, Т. Симакова подчеркивает, что семья является «основным лоном человеческой культуры». Каждый человек в течение своей жизни остается духовным представителем своей родительской семьи. Семья открывает ребенку источники его будущего счастья или несчастья, здесь развивается личность ребенка[31].
С момента появления на свет ребенок находится в семье. Это для него первый коллектив. Важно обращать внимание на то, какое внимание уделяет семья воспитанию ребенка.
Следующим социальным учреждением после семьи, важным для развития и воспитания ребенка, является школа. Как социальный институт, школа отвечает потребностям общества и семьи в образовании. Следует отметить, что семья и школа как субъекты воспитания и образования ребенка имеют как общие, так и специфические особенности.
Таким образом, эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества между школами и семьями играют учителя. Именно их работа определяет, насколько семьи понимают политику, проводимую школой в отношении воспитания и образования детей, и участвуют в ее реализации. В то же время семья должна рассматриваться как основной клиент и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и учителя создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции учителя класса разнообразны, работа с семьями их учеников является важной сферой его деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы