Курсовая с практикой на тему Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 6
1.2. Изучение воспитания духовно-нравственной культуры детей в отечественной и зарубежной литературе 11
Глава 2. Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры учащихся младших классов 21
2.1. Взаимодействие школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию младших школьников как педагогическая проблема 21
2.2. Формы и методы работы школы с семьей учащихся младших классов по духовно-нравственному воспитанию 24
2.3. Программа совместной работы школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы 28
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 40
Введение:
Актуальность проблемы воспитания духовно-нравственной культуры школьников обусловлена кризисом современного российского общества. Повсеместно наблюдается пренебрежение духовными законами, исчезли представления о высших идеалах и ценностях. Выход из сложившейся ситуации заключается в возрождении и сохранении духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, определены основные направления этой работы. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе выступает социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, компетентного, творческого гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в культурных и духовных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Эту задачу призваны решать и школа, и семья. Федеральный государственный стандарт нового поколения отдает приоритет семье, родителям в образовательном процессе. Семья выступает в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование образовательных потребностей ребёнка, его личности, а также в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Одной из важнейших задач школы является педагогическая поддержка семьи, повышение педагогической культуры родителей.
Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям и направляя при этом образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Проблема взаимодействия школы и семьи нашла отражение в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.В. Байбородовой и других, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Объект исследования – воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника.
Предмет исследования – формы и методы работы школы и семьи в системе воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников.
Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы и методы работы с родителями в системе воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что систематическая работа с родителями учащихся по воспитанию духовно-нравственной культуры будет успешной, если будет использована совокупность взаимосвязанных видов деятельности по педагогическому просвещению и вовлечению их во внеучебный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) Дать характеристику младшего школьного возраста;
2) Изучить процесс духовно-нравственного воспитания детей в отечественной и зарубежной литературе;
3) Рассмотреть взаимодействие школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию младших школьников как педагогическую проблему;
4) Выявить формы и методы работы школы и семьи по воспитанию духовно-нравственной культуры младших школьников;
5) Разработать программу по взаимодействию школы и семьи, направленную на воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников.
Говоря о методологической основе нашего исследования, необходимо отметить то, что, разрабатывая новую актуальную тему, мы опираемся на богатейший опыт традиционной методической и педагогической мысли (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И.Я. Яковлев, В.А. Сухомлинский, М.А. Рыбникова и другие) и на новейшие достижения отечественной педагогики, опыт современных учителей-новаторов и специалистов: А.В. Даринского, В.Н. Иванова, А.К. Омельчука, Е.Г. Сусой, Г.Н. Волкова, В.Н. Няруй, Г. П. Харючи, В.П. Петровой, Л.А. Пимановой, В.М. Кулемзина, Н.В. Лукиной, Л.Ф. Липатовой, Л.Ф. Колмаковой и других. Кроме того, методология исследования основывалась на аксиологических принципах, отражающих общечеловеческие и национальные ценности духовной жизни общества.
Теоретическая значимость: систематизация имеющегося знания по теме исследования.
Практическое значение: использование методических рекомендаций в практике работы учителей, педагогов в дополнительном образовании.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Младший школьный возраст – это возраст довольно заметного формирования личности. Для него характерны совершенно новые отношения со сверстниками и взрослыми, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, что предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение правил поведения и моральных норм, начинает формироваться общественная направленность личности.
2) Духовно-нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие эмоций и чувств ребенка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на гуманистическую ориентировку духовно-нравственной позиции личности.
3) В педагогической и энциклопедической литературе термин «взаимодействие» имеет разное толкование и трактуется как равнозначный феноменам: «сотрудничество», «совместный». Проблема совместной работы школы и семьи имеет давнюю историю. Теоретические аспекты ее находят отражение в работах известных педагогов (Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, В.М. Михайлов, В.А. Попов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич) и общественных деятелей.
4) Комплексное и систематическое использование педагогами в работе с семьей разнообразных форм и методов взаимодействия, позволяет родителям освоить необходимые для воспитания ребенка знания, сформировать умения анализировать и успешно разрешать часто встречающиеся в повседневной жизни проблемные ситуации с детьми, выработать способность педагогически грамотно строить взаимоотношения с собственными детьми, контролировать свою речь и действия по отношению к ним.
Для успешного воспитания духовно-нравственной культуры детей нами была разработана программа совместной деятельности родителей и учителя для учащихся 3 класса. Цель программы: создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания, стремления школы и семьи работать в одном направлении в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Нами были предложены различные формы работы с детьми и их родителями, даны рекомендации для родителей по духовно-нравственному воспитанию их детей в условиях семьи, а также рекомендации педагогам по взаимодействию семьи и школы с целью воспитания духовно-нравственной культуры учащихся. Предложенная нами программа акцентирует внимание на взаимодействии семьи и школы с целью воспитания у учащихся духовно-нравственной культуры. Привлечение к различным формам работы родителей младших школьников позволит учащимся увидеть положительный пример со стороны взрослых в решении той или иной проблемы, поиска выхода из различного рода ситуаций, модель поведения в повседневной жизни.
Мы считаем, что целенаправленная и согласованная работа школы и семьи в рамках нашей программы будет эффективным средством воспитания у учащихся духовно-нравственной культуры.
Фрагмент текста работы:
Младший школьный возраст является этапом развития ребёнка, что соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы данного возраста различны в разных странах, а также в разных исторических условиях. Эти границы можно условно определить в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения [12, с. 74].
Поступление ребенка в школу перед учреждением ставит целый ряд задач в период работы с младшими школьниками: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его общения, поведения, деятельности, психических процессов, что необходимо будет учесть в процессе обучения; по возможности компенсировать возможные пробелы, а также повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать тактику и стратегию обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей [14, с. 27].
Решение перечисленных задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, что приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства. Абсолютно каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.
Начало обучения в школе коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С самых первых дней возникает главное противоречие – между постоянно растущими требованиями, что предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, мышлению, речи, памяти, и уровнем развития. Это противоречие выступает движущей силой развития у младшего школьника. По ходу возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.
Младший школьный возраст – это качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие личности в целом и высших психических функций происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – по периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, что выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность является началом перестройки всех психических процессов и функций [14, с. 48].
В начальных классах учебная деятельность стимулирует, в первую очередь, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – восприятий и ощущений. Младшие школьники отличаются свежестью и остротой восприятия, своего рода созерцательной любознательностью [16, с. 152].
Характерной особенностью учащихся является ярко выраженная эмоциональность восприятия. В ходе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер управляемой и целенаправленной деятельности. В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, дифференцирующим, углубляется, принимает характер организованного наблюдения.
Младший школьный возраст – это возраст довольно заметного формирования личности. Для него характерны совершенно новые отношения со сверстниками и взрослыми, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, что предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это коренным образом сказывается на закреплении и формировании новой системы отношений к коллективу, людям, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует волю, характер, развивает способности, расширяет круг интересов.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение правил поведения и моральных норм, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. В первую очередь, они импульсивны – то есть склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений, импульсов, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причиной, чаще всего, выступает потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [19, с. 288].
Еще одной возрастной особенностью является общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления препятствий и трудностей. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается упрямство, капризность. Обычная причина проявления таких качеств – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его требования и желания удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Упрямство и капризность – это своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, что ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что нужно.