Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 6
1.2. Изучение воспитания духовно-нравственной культуры детей в отечественной и зарубежной литературе 11
Глава 2. Взаимодействие школы и семьи в воспитании духовно-нравственной культуры учащихся младших классов 21
2.1. Взаимодействие школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию младших школьников как педагогическая проблема 21
2.2. Формы и методы работы школы с семьей учащихся младших классов по духовно-нравственному воспитанию 24
2.3. Программа совместной работы школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы 28
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение 40

  

Введение:

 

Актуальность проблемы воспитания духовно-нравственной культуры школьников обусловлена кризисом современного российского общества. Повсеместно наблюдается пренебрежение духовными законами, исчезли представления о высших идеалах и ценностях. Выход из сложившейся ситуации заключается в возрождении и сохранении духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, определены основные направления этой работы. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе выступает социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, компетентного, творческого гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в культурных и духовных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Эту задачу призваны решать и школа, и семья. Федеральный государственный стандарт нового поколения отдает приоритет семье, родителям в образовательном процессе. Семья выступает в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование образовательных потребностей ребёнка, его личности, а также в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Одной из важнейших задач школы является педагогическая поддержка семьи, повышение педагогической культуры родителей.
Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы воспитания духовно-нравственной культуры обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, общечеловеческим ценностям и направляя при этом образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Проблема взаимодействия школы и семьи нашла отражение в работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.В. Байбородовой и других, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Объект исследования – воспитание духовно-нравственной культуры младшего школьника.
Предмет исследования – формы и методы работы школы и семьи в системе воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников.
Цель исследования – выявить наиболее эффективные формы и методы работы с родителями в системе воспитания духовно-нравственной культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что систематическая работа с родителями учащихся по воспитанию духовно-нравственной культуры будет успешной, если будет использована совокупность взаимосвязанных видов деятельности по педагогическому просвещению и вовлечению их во внеучебный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) Дать характеристику младшего школьного возраста;
2) Изучить процесс духовно-нравственного воспитания детей в отечественной и зарубежной литературе;
3) Рассмотреть взаимодействие школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию младших школьников как педагогическую проблему;
4) Выявить формы и методы работы школы и семьи по воспитанию духовно-нравственной культуры младших школьников;
5) Разработать программу по взаимодействию школы и семьи, направленную на воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников.
Говоря о методологической основе нашего исследования, необходимо отметить то, что, разрабатывая новую актуальную тему, мы опираемся на богатейший опыт традиционной методической и педагогической мысли (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И.Я. Яковлев, В.А. Сухомлинский, М.А. Рыбникова и другие) и на новейшие достижения отечественной педагогики, опыт современных учителей-новаторов и специалистов: А.В. Даринского, В.Н. Иванова, А.К. Омельчука, Е.Г. Сусой, Г.Н. Волкова, В.Н. Няруй, Г. П. Харючи, В.П. Петровой, Л.А. Пимановой, В.М. Кулемзина, Н.В. Лукиной, Л.Ф. Липатовой, Л.Ф. Колмаковой и других. Кроме того, методология исследования основывалась на аксиологических принципах, отражающих общечеловеческие и национальные ценности духовной жизни общества.
Теоретическая значимость: систематизация имеющегося знания по теме исследования.
Практическое значение: использование методических рекомендаций в практике работы учителей, педагогов в дополнительном образовании.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Младший школьный возраст – это возраст довольно заметного формирования личности. Для него характерны совершенно новые отношения со сверстниками и взрослыми, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, что предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение правил поведения и моральных норм, начинает формироваться общественная направленность личности.
2) Духовно-нравственное воспитание должно включать не только гармоничное развитие эмоций и чувств ребенка, но и формирование поведенческих реакций, направленных на гуманистическую ориентировку духовно-нравственной позиции личности.
3) В педагогической и энциклопедической литературе термин «взаимодействие» имеет разное толкование и трактуется как равнозначный феноменам: «сотрудничество», «совместный». Проблема совместной работы школы и семьи имеет давнюю историю. Теоретические аспекты ее находят отражение в работах известных педагогов (Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, В.М. Михайлов, В.А. Попов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич) и общественных деятелей.
4) Комплексное и систематическое использование педагогами в работе с семьей разнообразных форм и методов взаимодействия, позволяет родителям освоить необходимые для воспитания ребенка знания, сформировать умения анализировать и успешно разрешать часто встречающиеся в повседневной жизни проблемные ситуации с детьми, выработать способность педагогически грамотно строить взаимоотношения с собственными детьми, контролировать свою речь и действия по отношению к ним.
Для успешного воспитания духовно-нравственной культуры детей нами была разработана программа совместной деятельности родителей и учителя для учащихся 3 класса. Цель программы: создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания, стремления школы и семьи работать в одном направлении в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
Нами были предложены различные формы работы с детьми и их родителями, даны рекомендации для родителей по духовно-нравственному воспитанию их детей в условиях семьи, а также рекомендации педагогам по взаимодействию семьи и школы с целью воспитания духовно-нравственной культуры учащихся. Предложенная нами программа акцентирует внимание на взаимодействии семьи и школы с целью воспитания у учащихся духовно-нравственной культуры. Привлечение к различным формам работы родителей младших школьников позволит учащимся увидеть положительный пример со стороны взрослых в решении той или иной проблемы, поиска выхода из различного рода ситуаций, модель поведения в повседневной жизни.
Мы считаем, что целенаправленная и согласованная работа школы и семьи в рамках нашей программы будет эффективным средством воспитания у учащихся духовно-нравственной культуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

Младший школьный возраст является этапом развития ребёнка, что соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы данного возраста различны в разных странах, а также в разных исторических условиях. Эти границы можно условно определить в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения [12, с. 74].
Поступление ребенка в школу перед учреждением ставит целый ряд задач в период работы с младшими школьниками: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его общения, поведения, деятельности, психических процессов, что необходимо будет учесть в процессе обучения; по возможности компенсировать возможные пробелы, а также повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать тактику и стратегию обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей [14, с. 27].
Решение перечисленных задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, что приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства. Абсолютно каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.
Начало обучения в школе коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С самых первых дней возникает главное противоречие – между постоянно растущими требованиями, что предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, мышлению, речи, памяти, и уровнем развития. Это противоречие выступает движущей силой развития у младшего школьника. По ходу возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.
Младший школьный возраст – это качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие личности в целом и высших психических функций происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – по периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, что выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность является началом перестройки всех психических процессов и функций [14, с. 48].
В начальных классах учебная деятельность стимулирует, в первую очередь, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – восприятий и ощущений. Младшие школьники отличаются свежестью и остротой восприятия, своего рода созерцательной любознательностью [16, с. 152].
Характерной особенностью учащихся является ярко выраженная эмоциональность восприятия. В ходе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер управляемой и целенаправленной деятельности. В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, дифференцирующим, углубляется, принимает характер организованного наблюдения.
Младший школьный возраст – это возраст довольно заметного формирования личности. Для него характерны совершенно новые отношения со сверстниками и взрослыми, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, что предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это коренным образом сказывается на закреплении и формировании новой системы отношений к коллективу, людям, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует волю, характер, развивает способности, расширяет круг интересов.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение правил поведения и моральных норм, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. В первую очередь, они импульсивны – то есть склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений, импульсов, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причиной, чаще всего, выступает потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [19, с. 288].
Еще одной возрастной особенностью является общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления препятствий и трудностей. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается упрямство, капризность. Обычная причина проявления таких качеств – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его требования и желания удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Упрямство и капризность – это своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, что ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что нужно.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы