Курсовая с практикой на тему Взаимодействие школы и семьи как условие успешной адаптации первоклассников к школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические основы взаимодействия школы и семьи как условия успешной
адаптации ребенка к школьному обучению.. 6
1.1. Проблема адаптации первоклассников
к школе в педагогических исследованиях 6
1.2. Взаимодействие школы и семьи как
условие успешной адаптации первоклассников 10
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по успешной адаптации первоклассников к школе через организацию
взаимодействия школы и семьи 19
2.1. Диагностика показателей адаптации
первоклассников к школе. 19
2.2. Система работы по организации
взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.. 23
2.3. Динамика результатов исследования. 29
Заключение. 34
Список источников и литературы оформл не
соотв. 36
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время система образования переживает
очередной этап модернизации. В связи с изменяющейся обстановкой как в
государственном устройстве в целом, так и в системе образования в частности,
большое значение приобретает деятельность по созданию условий, которые могли бы
способствовать облегчению адаптации первоклассников к процессу школьного
обучения.
Адаптация первоклассника
представляет собой достаточно сложный и многосторонний процесс, включающий в
себя не только усвоение новых правил и устоев, формирование собственной
позиции, но и по своей сути являющийся своеобразным этапом социализации
ребенка.
Если в период дошкольного
возраста ведущей деятельностью ребенка являлась игра, то при попадании в школу
она меняется на учебную деятельность. Процесс изменения является достаточно
болезненным и резким, в связи, с чем ребенок ощущает дискомфорт. В конечно
счете это может отразиться не только на учебе, но и на взаимоотношениях со
сверстниками. Для того чтобы изменения не были столь резкими, необходимо
применять соответствующие методы обучения.
Взаимодействие педагога и
родителей в воспитании ребенка является одним из важнейших направлений
педагогической деятельности в начальных классах. Так, как начало становления и
формирования личности ребенка происходит в младшем школьном возрасте.
Что касается
взаимодействия учителя начальных классов и родителей в процессе воспитания
младших школьников, то наиболее полно и систематически изложен курс в работах
таких авторов, как Гуда Е.В., Рябов А.Е., Валькова Л. Н., Западаева М.Б.,
Голованова Н.Ф., Амонашвили Ш. А., Божович Л. И. и другие.
Актуальность настоящей
работы обусловлена возникшим противоречием
между теоретическими основами взаимодействия учителя начальных классов и
родителей в воспитании младших школьников и недостаточной разработанностью
особенностей взаимодействия учителя начальных классов и родителей в условиях
адаптации первоклассников к школе.
С учетом этого
противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какие формы
взаимодействия школы и семьи могут способствовать успешной адаптации
первоклассников к школе.
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирическим путем проверить
эффективность взаимодействия школы и семьи как условия успешной адаптации
первоклассников к школе.
Объектом исследования является взаимодействие школы и семьи.
Предметом исследования является взаимодействие школы и семьи как
условие успешной адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования: адаптация первоклассников к школе будет успешной, если
реализовать взаимодействие школы и семьи с использованием:
¾ родительских
собраний;
¾ семинаров;
¾ совместных
мероприятий с детьми.
Для проверки выдвинутой
гипотезы поставлены следующие задачи
исследования:
1. Рассмотреть
проблему адаптации первоклассников к школе в педагогических исследованиях.
2. Изучить
взаимодействие школы и семьи как условие успешной адаптации первоклассников.
3. Провести
диагностику показателей адаптации первоклассников к школе.
4. Разработать
систему работы по организации взаимодействия
школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.
5. Проанализировать
динамика результатов исследования.
Теоретическая база исследования: В ходе изучения методов
взаимодействия учителя начальных классов и родителей, для более глубокого
анализа особенностей воспитания младших школьников, большое значение имеют
работы таких авторов, как Баранова Е.В., Шостакович О.А., Константинова Л.Н.,
Власюк И.В., Бугаец Н.А. и другие.
Вопросы адаптации изучались Е.Д. Гранкиной, И.П. Подласым, Я.Л.
Коломинским, А.В. Петровским, Л.И. Божович, В.В. Давыдовым.
Использованы следующие методы в исследования:
1) теоретические (анализ
психолого-педагогической, социально-педагогической литературы, обобщение,
системный анализ педагогических явлений);
2) эмпирические
(педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование).
Экспериментальная база исследования: МБОУ СШ № 70 г. Дзержинска.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников.
Заключение:
Адаптационный период
первоклассников, сопровождается рядом процессов, среди которых можно выделить
физиологические приспособление деятельности функциональных систем организма
первоклассника к изменениям в режиме и нагрузке, формирование и развитие способов
и приемов процесса обучения, оценка изменений в окружающей реальности как
субъективно комфортных или дискомфортных.
Сущностной
характеристикой процесса взаимодействия учителя начальных классов и родителей в
воспитании ученика, учитывая психофизиологические условия, является одни и те
же требования в формировании учебной деятельности. Между педагогами, учениками
и родителями должно обязательно быть взаимодействие, сотрудничество, так как
перед ними стоит общая важная цель — воспитание гармоничной личности. Единство
воспитательных целей школы, семьи и общественности создается целенаправленной
систематической работой школы, отвечающей современным требованиям общества и
государства.
В основе сотрудничества
лежит взаимодействие учителя начальных классов и родителями, основанное на
взаимном понимании цели воспитания, взаимном уважении и доверии между учителем
и родителями. Только на основе подобного взаимодействия активной роли родителей
и профессиональной деятельности учителя основан наиболее полноценный
воспитательный процесс развития личности ребенка.
Для доказательства
выдвинутой нами гипотезы, нами была проведена опытно-экспериментальная работа,
которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В исследовании в экспериментальной группе приняли участие 20 младших школьников
в возрасте 7-8 лет. Использовались: методика диагностики адаптации
первоклассников к школе «Домики» О. А. Ореховой; экспертная оценка
социально-психологической адаптации детей к школе Э.М. Александровской
Комплексно оценив
адаптацию первоклассников к школе, мы выявили ее актуальное состояние: на
констатирующем этапе дети демонстрируют признаки дезадаптации и нуждаются в
комплексной психолого-педагогической поддержке на равном уровне. В связи с
выявленными результатами с семьями детей была приведена специальная формирующая
работа. В соответствии с выявленной необходимостью повышения уровня адаптации
обучающихся и доказанной важностью участия родителей в образовательном процессе
были разработаны и частично апробированы следующие занятия и мероприятия
Повторное исследование
уровня адаптации первоклассников к школе проводилось с использованием методик
констатирующего этапа. По результатам повторной диагностики ученики лучше
приспособились к условиям обучения, завели дружеские отношения в классе и с учителем.
Полученные результаты говорят о том, что позиция школьника у большинства
первоклассников сформирована, что так же говорит о положительной динамике
процесса адаптации к школе и об эффективности работы учителя с первоклассниками
в адаптационный период. Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует
о том, что в результате применения комплекса мероприятий в условиях школьного
образовательного учреждения произошла положительная динамика процесса адаптации
первоклассников к школе.
Итак, цель, поставленная
в работе, достигнута, задачи решены. Гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия школы и
семьи как условия успешной адаптации ребенка к школьному обучению
1.1. Проблема
адаптации первоклассников к школе в педагогических исследованиях
Поступление ребенка в
школу – это период адаптации ученика первоклассника к новому кругу общения, к
школьной жизни, к увеличению физической и эмоциональной нагрузки.
Первокласснику нужно «влиться» в учебно-воспитательный процесс, адаптироваться
к новой для себя учебной работы, требованиям классно-урочной системы, социальной среде детского коллектива,
требованиям, которые выдвигает учитель (30, с.117).
Понятие «адаптация» является одним из базовых в научном исследовании
организма, так как именной данный процесс приспособления гарантирует
возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Представление об адаптации
базируется на работах Г. Селье, П.К. Анохина и других авторов.
По мнению М.Р. Битяновой,
адаптация ребенка к школе означает, прежде всего, приспособление его к новому
функционированию: выполнение учебных и социальных требований, принятие на себя
ролевых обязательств школьника. Естественно, что такое приспособление происходит
не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном:
формируются определенные установки, личностные характеристики, которые делают
ребенка учеником — старательным и успешным. Таким образом, по утверждению
автора, адаптированный ребенок, прежде всего, является приспособленным к
полноценному личностному, физическому и интеллектуальному развитию в конкретной
педагогической среде (4, с.17).
Под адаптацией детей к школе В.Р. Цылев понимает процесс привыкания
ребенка к школьным требованиям и порядкам, нового для него окружения, условий
деятельности (25, с.31). По его словам, учебно-воспитательная среда, которую
организуют педагоги, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих: во-первых,
это теоретико-практический