Курсовая с практикой на тему Взаимодействие органов государственной власти со средствами массовой информации в Выселковском районе Краснодарского край
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Средства
массовой информации: четвертая ветвь власти. 6
1.1. Средства массовой информации в системе современного
Российского права 6
1.2.Взаимодействие
органов власти и средств массовой информации. 11
2. Основы законодательного регулирования деятельности
средств массовой информации в регионе (на примере Выселковского района
Краснодарского край) 18
2.1. Особенности реализации федеральных законов в сфере
деятельности средств массовой информации в Выселковском районе Краснодарского
края. 18
2.2. Тенденции развития правовой государственной
культурной и информационной политики в Краснодарском крае применительно к
средствам массовой информации. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК 49
Введение:
Законодательство о средствах
массовой информации в настоящее время находится в состоянии разработки,
становления, и, пока не получило должного теоретического анализа и обоснования.
Идет количественное накопление материала как по проблеме, в целом, так и по
отдельным ее составляющим.
В нашей стране и за рубежом вышло в
свет значительное количество научных работ, касающихся проблем правового
регулирования деятельности средств массовой информации, производства,
распространения информации, свободы массовой информации.
Вопросам законодательства в сфере
средств массовой информации посвящены работы К.К. Арсеньева, Ю.М. Батурина,
И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, Л.Л. Ефимовой, М.В. Панярской, В.Н. Монахова, А.Г.
Рихтера, А.К. Симонова, А.Р. Ратинова, М.А. Федотова, В.Л. Энтина и других.
Необходимость в правовом
регулировании свободы массовой информации, в обмене информацией, в обеспечении
граждан общественно значимой информацией и других вопросов в данной сфере
возникла с возрастанием роли и места информации в обществе. Исследование
правовых основ регулирования деятельности средств массовой информации
представляется целесообразным начать с рассмотрения истории правового
регулирования функционирования средств массовой информации в России.
Изучение нормативных правовых актов
о деятельности печати и других средств массовой информации в их историческом развитии
способствует уточнению современных представлений о месте и роли средств
массовой информации в обществе, о пределах и возможностях государственного
участия в информационных процессах, а также закономерностях и циклах развития
отношений государства и средств массовой информации.
Объектом
исследования являются общественные отношения в области правового
обеспечения деятельности средств массовой информации в регионах Российской
Федерации на примере Краснодарском крае
Предметом
исследования является совокупность нормативно-правовых актов,
обеспечивающих деятельность средств массовой информации в регионах на примере Краснодарском
крае.
Цель работы –
комплексное исследование теоретических и практических аспектов, связанных с
правовым обеспечением деятельности средств массовой информации в регионе (на
примере Краснодарского края).
Достижение этой цели обуславливает
постановку следующих задач:
– изучить правовые основы
организации и деятельности средств массовой информации в России, их исторические
и юридические особенности;
– охарактеризовать средства массовой
информации в системе современного Российского права;
– исследовать особенности реализации
федеральных законов в сфере деятельности средств массовой информации в Краснодарском
крае;
– проанализировать тенденции
развития правовой государственной культурной и информационной политики в Краснодарском
крае применительно к средствам массовой информации;
– рассмотреть оптимизацию
взаимодействия средств массовой информации, творческих организаций и системы
современного права в регионе;
– выявить и обобщить инновации и
законодательные инициативы в системе правовой организации деятельности средств
массовой информации в регионах РФ на примере Краснодарском крае.
Методологическую основу исследования
составляют общенаучный диалектический метод, системный, сравнительно-правовой,
функциональный и формально-юридический методы, а также метод анализа и синтеза,
которые позволяют объективно и в полном объеме провести исследование.
Нормативно-правовыми материалами
исследования являются: Конституция РФ, Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от
25.11.2017) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ.
в силу с 01.01.2018), региональные законы, в том числе Закон «О государственной
поддержке печатных средств массовой информации в Краснодарском крае» от 20
сентября 2001 года, другие региональные законы, решения, постановления, а также
иные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность средств массовой
информации.
Теоретическая значимость работы заключается
в том, что сделанные в процессе исследования основные выводы и положения
пополняют потенциал науки конституционного права и могут повлиять на процесс
видоизменения и совершенствования отдельных норм и положений действующего
законодательства.
Практическая значимость работы
заключается в том, что выводы и предложения, сформулированные на основе
проведенного исследования, могут быть использованы на практике в решении
вопросов организации деятельности средств массовой информации в регионах, их
правовому взаимодействию с государством и обществом; в преподавании учебных
курсов по деятельности СМИ, а также в практической деятельности судов и
практикующих юристов.
Структура работы представлена в виде
введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В
современном российском обществе пересматриваются базовые ценности, формирование
которых было актуально в период 1990-х – начале 2000-х гг.
Информация,
распространяемая средствами массовой коммуникации (через печать, телевидение,
радио, Интернет), является важнейшим инструментом (фактором) влияния на
идейно-духовное состояние общества. Пассионарность (социальная энергетика)
народонаселения как важнейший фактор жизнеспособности страны также зависит от
идейно-духовного фактора.
Под массовой
информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные,
аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Свобода
массовой информации закреплена в п. 5 ст. 29 Конституции РФ.
Правоотношения
в данной сфере регулируются федеральным законом от 27.12.91г. «О средствах
массовой информации».
Общество и
государство в то же время ответственны за базовые ценности, гарантированные
Конституцией Российской Федерации, в том числе запрещены любые формы
ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности. Каждый гражданин имеет право на
объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих
интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется
Конституцией РФ.
Нужно
признать, что свободы, предоставленные СМИ в 1990-х гг. определили приоритет
информации интересной массовому потребителю, но далеко не полезной для него.
Общественные
деятели, общественные организации, включая «Молодую гвардию» еще в самом начале
2000-х обратили внимание на тот факт, что средства массовой информации, издательства,
интернет-ресурсы и т.д. в ряде случаев руководствуясь положениями Конституции о
правах и свободах человека и гражданина, путают законодательные рамки прав и
свобод со вседозволенностью.
Потребовалось
значительное расширение законодательства. Так, Уголовный кодекс Российской
Федерации в течение 2013 – 2018 гг. (последняя ред. от 23.04.2018, с изм. от
25.04.2018) был дополнен статьей о нарушении права на свободу совести и
вероисповеданий.
Проблемы
воспитания, защиты национальных культур, религий и традиций стали особенно
болезненными для общества и государства вопросами. Соответственно, работа
средств массовой информации не может оставаться на том же уровне, на котором
находилась в предшествующий период. Требования, предъявляемые обществом и
государством к СМИ в последнее десятилетие существенно изменились, что нашло
отражение в системе правовой организации их деятельности.
В настоящее
время не только федеральное, но и региональное законодательство регулирует
деятельность СМИ. С одной стороны, такой подход видится положительным – власть
и общество заинтересованы во взаимодействии. С другой стороны, общество требует
объективной, многогранной информации. Изменились геополитические факторы. В
Российской Федерации все увереннее слышатся требования формирования
национальной политики. В этом случае активное участие в процессе такого
формирования будут принимать средства массовой информации.
Представляется
важным выработать единый подход в законодательстве Российской Федерации и ее
регионов к СМИ и в то же время нельзя ограничивать свободу средств массовой
информации, вводить ответственность там, где она не должна существовать.
Фрагмент текста работы:
1. Средства массовой информации: четвертая ветвь
власти 1.1. Средства массовой информации в системе
современного Российского права Современные
законодательные инициативы в области средств массовой информации достаточно
многосторонни. В обществе, с одной стороны, предлагают существенно усилить
контроль за деятельностью СМИ, с другой стороны, то же самое общество не
принимает ограничения свободы, тем более если вопрос касается информации. Одно
и то общество не любит «желтую прессу» и наоборот, охотно знакомится со всеми
самыми незначительными событиями. Понятно, что общество представлено людьми,
вкусы которых существенным образом отличаются. Задача законодательных органов
власти состоит в разработке и принятии таких правовых актов по отношению к
средствам массовой информации, которые гарантировали бы защиту интересов
общества, защиту интересов государства, защиту интересов работников средств
массовой информации, к которым можно отнести как журналистов, так и деятелей
культуры, политиков и т.д.
Основным
законодательным актом, непосредственно регулирующим деятельность средств
массовой информации в настоящее время является Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1
(ред. от 25.11.2017) "О средствах массовой информации" (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.01.2018).
В первую
очередь, принятие Закона о СМИ — это отмена предварительной цензуры (требования
к редакции СМИ от должностных лиц о предварительном согласовании материалов).
Если говорить о двадцатом столетии, то предварительной цензуры не было лишь в
промежуток с 1917 года (первый закон о печати) по 1922 (когда вновь была
введена предварительная цензура). Следующего закона о печати (1990 год) пришлось
ждать 68 лет.
В результате
смены режима в 1917 году все существовавшие дооктябрьские законы, касающиеся
журналистской деятельности, были отменены. Одним из первых декретов Совета
народных комиссаров СССР стал Декрет «О печати» от 27 октября (9 ноября) 1917
года, в котором говорилось: «Когда новый порядок упрочится, всякие
административные воздействия на печать будут прекращены; для неё будет
установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом согласно
самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону». Вслед за этим
большевики ввели цензуру. «Прогрессивный закон» пришлось ждать долго: до 1990
года вся сфера печати, радио и телевидения управлялась решениями Центрального
Комитета КПСС и Совета министров СССР. Современный Закон «О средствах массовой
информации» во многом повторяет основные положения Закона СССР «О печати и
других средствах массовой информации», вступившего в силу 1 августа 1990 года
(принятого 12 июня 1990 года). И союзный, и республиканский законы были приняты
на основе авторских проектов Ю. М. Батурина, М. А. Федотова и В. Л. Энтина.
Закон «О
средствах массовой информации» был принят Верховным Советом России и подписан
Президентом РСФСР Ельциным Борисом Николаевичем 27 декабря 1991 года. В силу
вступил с момента опубликования — с 14 февраля 1992 года, однако официально
называется Закон «О средствах массовой информации» 1991 года.
Закон РФ "О
средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1 в редакции от
18.04.2018 г. состоит из 7 глав, включающих в себя 62 статей: Глава I. Общие
положения. В ней указаны основные понятия средств массовой информации,
упоминается о запрете цензуры и о запрете злоупотребления массовой информацией.
Глава II. Организация деятельности средств массовой информации. Здесь собраны
все необходимые сведения о статусе, правах учредителя и регистрации средства
массовой информации. Глава III. Распространение массовой информации. В данной
главе собраны сведения о правилах распространения СМИ, порядке регистрации и
получении лицензии на вещание. Глава IV. Отношения средств массовой информации
с гражданами и организациями. В четвёртой главе собраны права запроса и
получения информации, случаи отказа или отсрочки в предоставлении информации. А
также указаны порядок и право на опровержение материала в СМИ, право на ответ.
Глава V. Права и обязанности журналиста. Права и обязанности журналиста,
порядок аккредитации, указаны недопустимые злоупотребления правами журналиста,
а также правила использования скрытой записи. Глава VI. Межгосударственное
сотрудничество в области массовой информации. О доступе к материалам зарубежных
средств массовой информации положении зарубежных корреспондентов. Глава VII.
Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.
Раскрывает порядок ответственность за нарушения законодательства о средствах
массовой информации, возмещение морального вреда и случаи освобождения от
ответственности.[1]
Закон
"О средствах массовой информации" достаточно четко обозначил
следующие понятия:
под массовой
информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные,
аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под
средством массовой информации понимается периодическое печатное издание,
сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма,
видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического
распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
под
периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень,
иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и
выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-,
теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность
периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая
постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного
раза в год;[2]
под
продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража
отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск
телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной
программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный
выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства
массовой информации;
под
распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа,
подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или
видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание,
радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно
телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы,
предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;
под
специализированным средством массовой информации понимается такое средство
массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого
настоящим Законом установлены специальные правила;
под
редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение,
предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и
выпуск средства массовой информации;
под главным
редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования
должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и
выпуска средства массовой информации;
под
журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором
или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного
средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными
отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию; [1] Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1
(ред. от 25.11.2017) "О средствах массовой информации" (с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.01.2018). [2] В ред. Федерального закона "О
средствах массовой информации" от 14.06.2011 N 142-ФЗ