Курсовая с практикой на тему Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни слабовидящих дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 7
1.1 Понятие и категории детей с нарушениями зрения 7
1.2. Особенности педагогики в рамках работы со слабовидящими дошкольниками по формированию здорового образа жизни 13
2 АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 19
2.1 Характеристика образовательного учреждения 19
2.2 Организация взаимодействий ДОУ и семей слабовидящих дошкольников 25
2.3 Влияние взаимодействия ДОУ и семей на формирование здорового образа жизни слабовидящих дошкольников 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Введение:
Семья и дошкольное учреждение, с одной стороны являются двумя фундаментальными институтами социализации детей, а с другой выступают в качестве равноправных участников образовательного процесса, имеющих различные воспитательные функции, но постоянно и системно взаимодействующих в целях развития ребенка и формирования его личности. При этом исследователи отмечают зависимость отношения и интереса родителей к активному взаимодействию от организации воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении в целом, заинтересованности и инициативы администрации, а также ее активной позиции в решении вопросов педагогического просвещения родителей в частности [30].
Дошкольные учреждения накопили значительный опыт по сотрудничеству с родителями с целью повышения воспитания и развития детей в различных сферах: нравственной и умственной, трудовой и физической, художественной и эстетической. Педагогический состав дошкольных образовательных учреждений начиная от воспитателей детских садов и заканчивая методистами и социальными педагогами занимаются постоянным совершенствованием содержания и формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников. В результате им удается добиться органичного сочетания воздействий воспитательного характера на ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье, а за счет системности оказываемого влияния — и обеспечить всестороннее развитие личности воспитанников [27].
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первый в несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Дошкольное образовательное учреждения в целях наиболее эффективного взаимодействия с родителями должно стать образцом воспитательной деятельности. Это является необходимым условием для формирования доверительной обстановки осуществления взаимодействий, в рамках которой родители будут больше прислушиваться к советам воспитателей и более охотно вступят в коммуникационный процесс. При этом обязанностью воспитателей является постоянное повышение требований как к себе, так и совокупности имеющихся у них знаний и умений, а также собственного отношения к воспитанникам и их родителям [21].
Решающее влияние на развитие основных черт личности детей имеют семьи, где в результате первых уроков нравственности осуществляется формирование характера детей, а также их исходных жизненных позиций. Именно указанный фактор обуславливает значимость осуществления сотрудниками дошкольных образовательных учреждений пропаганды педагогических знаний среди родителей [25].
Указанная деятельность, помимо всестороннего и системного развития ребенка, также направлена на искоренение ошибок в семейном воспитании, которые допускают родители, предотвращение недооценки, особенно молодыми родителями, значения физического и трудового воспитания детей, профилактике трудностей в поиске родителями психологического подхода к детям. Открытыми остаются проблемы, возникающие в малообеспеченных, многодетных, неполных, опекунских семьях [29].
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.
Слабовидящие дети – это дети с особыми образовательными потребностями, и знание специфики психофизического развития при зрительной патологии необходимо каждому взрослому, работающему с ребенком с нарушением зрения. Следует отметить, что количество детей со сложной структурой дефекта возрастает с каждым годом, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Цель работы – проанализировать взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни слабовидящих школьников.
В соответствии с поставленной целью, задачами работы являются:
˗ Рассмотреть понятие и структуру категорий детей с нарушениями зрения;
˗ проанализировать особенности педагогики в рамках работы со слабовидящими дошкольниками;
˗ дать характеристику образовательному учреждению;
˗ осуществить анализ взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни слабовидящих дошкольников.
Объектом исследования является дети с нарушениями зрения, в качестве предмета выступает взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни слабовидящих школьников.
Проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах отечественные ученые-логи: Р. М. Боскис, Т. А. Власова, Л. С. Волкова, Л. П. Григорьева, В. З. Денискина, В. П. Ермакова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Б. К. Тупоногова, В. А. Феоктистова.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Работа структурирована на введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Заключение:
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.
Поскольку относительно многообразия видов педагогических взаимодействий нет единого мнения, в рамках данной работы все виды взаимодействий семьи и детского сада будут условно разделены на индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные. В качестве видов индивидуального взаимодействия семьи с ДОУ можно выделить диагностически-аналитическую работу (анкетирование), посещение семьи, беседа с родителями, индивидуальные консультации. Коллективные взаимодействия семьи и ДОУ включают в себя родительские собрания, мини-собрания, родительские конференции, дни открытых дверей, родительские клубы, творческое сотрудничество. Широко могут использоваться и взаимодействия с родителями посредством наглядно-информационной работы: выставки детских работ, памятки для родителей, информационные листки, выставки книг, статей из газет или журналов, папки-передвижки, папки-ширмы, издание родительской газеты.
В процессе исследования выявлено, что в детском саду «Солнышко» использовались эффективные формы работы с родителями: в каждой группе были организованы выставки творческих работ детей и совместных с родителями работ.
Усилия педагогического коллектива были направлены на то, чтобы совершенствовать подходы в работе с родителями, найти более эффективные формы взаимодействия с семьей.
Для осуществления данной цели воспитатели изучали семьи своих воспитанников: социально-экономические условия воспитания детей в семье, образование родителей, трудности, которые испытывают родители при воспитании.
Фрагмент текста работы:
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1 Понятие и категории детей с нарушениями зрения
Значимость зрения в жизни каждого человека неоспоримо, поскольку именно данный орган чувств помогает получать наибольшее количество информации об окружающей среде.
Зрительное восприятие дает индивиду возможность адекватного отражения реальных свойств окружающей среды.
Любой вид человеческой деятельности, будь то предметно практическая, познавательная или трудовая деятельность, подразумевает использования зрения для восприятия признаков предметов, идентификации людей и объектов, осуществления контроля своих действий и реализации прочих функций.
Если имеет место быть полная или частичная потеря зрения, то меняется сама сфера чувственного познания человека.
Под опосредованное влияние нарушенного зрения попадают ощущения, восприятие, представления, что позволяет говорить о зависимости психических процессов от степени зрительной патологии.
Исключение составляют мировоззрение, темперамент, волевые качества и некоторые иные компоненты психики инвалидов по зрению, на которые патология влияния не имеет.
Особое значение это имеет на стадии формирования человеческой личности – в дошкольном возрасте.
Дети с нарушенным зрением испытывают необходимость в получении образовательных услуг специализированных организаций, а воспитательные процесс характеризуется особенности реализации некоторых дополнительных коррекционно-направленных мер, специфика которых зависит от степени и структуры зрительной патологии [8].
Как видно на рисунке 1, выделяют две категории лиц, имеющих нарушения зрения.
У слепых полностью отсутствует зрение либо острота остаточного зрения равна 0,05 и ниже на лучшем видящем глазу. Слабовидящие лица имеют сниженное зрение от 0,05 до 0,2 на лучшем видящем глазу с оптической коррекцией. Также к категории слабовидящих относят лиц с косоглазием и амбиопией.
Рисунок 1 – Классификация лиц, имеющих нарушения зрения
В настоящее время в центре внимания педагогов находятся вопросы практики интегрированного обучения детей с нарушениями развития в обычных образовательных учреждениях, а также возможности использования компьютерных технологий, адекватных возможностям детей с нарушениями зрительного анализатора.
Система специального образования выступает в качестве неотъемлемого компонента единой социальной системы, ориентированного на социализацию личности с патологиями зрения.
Одной из важнейших проблем современной дошкольной педагогики является подготовка детей дошкольного возраста, имеющих нарушенное зрение, к самостоятельной жизни, дальнейшему обучению, а также формирование у указанных объектов педагогического процесса совокупности необходимых навыков социально-адаптивного поведения, создание условий для максимально возможной самоактуализации и интеграции в социум [5].
Ранний возраст − это особый и очень важный период в жизни ребенка.
Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы.
В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.
Однако если ребенок от рождения имеет ограниченные возможности здоровья или инвалидность − все это становится недоступным для него.
В последние годы участились случаи рождения слепых или слабовидящих детей (около 8 % от общего количества новорожденных).
Семьи с такими детьми особенно нуждаются в психологическом сопровождении и поддержке специалистов, обучении навыкам общения. Работу с родителями необходимо начинать сразу, как только у ребенка выявляется патология.
И здесь огромное значение имеет обучение матери приемам взаимодействия с малышом, ее психологический настрой и поддержка, так как именно мама в первые годы жизни ребенка является его проводником в окружающем мире.
Слепой малыш не имеет возможности следить за действиями матери в отдалении, разделять с ней зрительное внимание к объектам, привлекать ее внимание к окружающим предметам. Он может только дать знать, что его комфорт нарушен. Но как развивать такого ребенка, как достигать положительных результатов в обучении малышей с ограничениями здоровья?
В связи с этим возникает необходимость активного внедрения для детей дошкольного возраста с нарушением зрения новых специальных образовательных программ по обучению их правилам безопасного приспособления к окружающей среде, успешное усвоение которых потребует максимального включения психических процессов, компенсацию утраченных или нарушенных функций и состояния здоровья ребенка [9].
Дошкольный возраст является важным периодом становления личности, по шкале физического развития он охватывает возраст от трех до семи лет.
Для большинства семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с нарушением зрения, детская образовательная организация является практически единственным местом, где создаются психолого-педагогические условия для полноценного воспитания, обучения и развития ребенка [23].
Развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения происходит по тем же законам, что и развитие детей с нормальным зрением, только менее интенсивно [7]. Поэтому особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения следует выявлять на фоне общих закономерностей развития детей с нормальным зрением.
Таким образом, дошкольная педагогика разрабатывает проблемы воспитания и обучения лиц, имеющих нарушения зрения, в возрасте до 7 лет.
К слепым относят лица, у которых полностью отсутствует зрение либо острота остаточного зрения равна 0,05 и ниже на лучшем видящем глазу.
Слабовидящие лица имеют сниженное зрение от 0,05 до 0,2 на лучшем видящем глазу с оптической коррекцией. Также к категории слабовидящих относят лиц с косоглазием и амбиопией.