Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Взаимодействие ДОО и семьи в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Теоритические основы исследования особенностей
взаимодействия ДОО с семьей на этапе подготовки к школьному обучению.
5

1.1 Понятие «Психолого-педагогическая готовность к школе». 5

1.2 Форма взаимодействия ДОО с семьей при подготовке детей
старшего дошкольного возраста к школе.
13

Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по организации взаимодействия ДОО и семьи при подготовке детей старшего
дошкольного возраста.
21

2.1 Анализ использования современных форм
взаимодействия ДОО и семьи при подготовке детей старшего дошкольного к школе.
21

2.2. Содержание
работы по организации взаимодействия ДОО с родителями на этапе подготовки детей
к школьному обучению.
32

Заключение. 36

Список использованной литературы. 38

Приложение 1. 39

Приложение 2. 40

Приложение 3. 44

  

Введение:

 

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни
ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных
отношений с взрослыми и сверстниками. Учёба в школе нелёгкий труд, к которому
ребёнок должен быть подготовлен. 

Введение Федеральных государственных образовательных
стандартов определяет ряд высоких требований к современному дошкольнику. Проблема
готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами.

 Зачастую дети, приходя в первый класс с
недостаточно сформированными компонентами готовности. 

Социальные, психологические, эмоционально-волевые это компоненты,
которые помогают решить проблему адаптации в школе.

Подготовить ребенка к школе, сформировать нужные компоненты и
качества, которые необходимы будущему первокласснику, может обеспечить система
педагогического сотрудничества дошкольного образовательной организации и семьи.

Так как взаимодействия дошкольной образовательной организации
и родителей играет значимую роль в подготовке к новому этапу жизни ребенка,
считаю необходимым изучить влияния семьи и педагогов на эту проблему.

Цель работы, узнать какие педагогические, условия взаимодействия
ДОО и семьи эффективны в процессе подготовки детей старшего дошкольного
возраста.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

o      
Изучить психолого — педагогическую литературу по проблеме
исследования;

o      
Изучить процесс подготовки детей к школе посредством
взаимодействия ДОО и семьи;

o      
Разработать систему работы по взаимодействию ДОУ и семьи в
процессе подготовки детей к школе.

Предмет исследования: подготовка детей к школе во
взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьёй.

Гипотеза исследования является в том, что если вовлечь
родителей детей старшего дошкольного возраста в процесс подготовки к школьному
обучению при соблюдении условий:

o      
проведения совместных образовательных мероприятий ДОО и
семьи;   просвещение родителей в вопросах
подготовки к школе;

o      
вовлечения родителей в вопросы процесса подготовки к
школьному обучению.

То повысится эффективность готовности ребенка к обучению.

Методы исследования:

o      
изучение литературы, анализ, обобщение, систематизация
материала, анкетирование, опрос, наблюдение.

Исследования проходили на базе МДОУ «Солнышко».

Разработанная система работы по взаимодействию ДОО с семьей
может использоваться в работе ДОО.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой
для него социальной роли школьника, усвоению новой учебной деятельности и
системы конкретных и обобщенных знаний, у него формируется психологическая и
личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует
подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка
не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического
воздействия.

Многие исследователи
приходили к выводу, что ни один вопрос не может быть успешно решен детским
садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые
цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в
каждом из них.

Создание единого образовательного
пространства, включающего работников дошкольной образовательной организации и
родителей как его равноправных составляющих, возможно только при условии учёта
особенностей каждой конкретной семьи.  Они должны преследовать единые цели по
поставленному вопросу. Однако семья является достаточно закрытым воспитательным
инструментом, неохотно раскрывающая особенности своей жизнедеятельности и
взаимоотношений. Она никогда не открывается другим людям полностью, а лишь
настолько, насколько может дать положительное представление о ней.

 Преодоление сложившейся ситуации возможно лишь
при построении системы взаимодействия детского сада и с семьями воспитанников.

Практика
организации работы с родителями показывает, что информация не может быть
представлена в полном объеме на родительских собраниях.

После
рекомендованова плана работы взаимодействия ДОО с родителями,
большинство родителей пришли к
выводу, что проведение нетрадиционных форм взаимодействия помогло им решить
многие проблемы с организацией подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.

 Дети стали охотнее
заниматься дома. У детей сформировалось позитивное отношение к регулярным
домашним занятиям. Родители благодарны за интересные формы проведения
родительских собраний, содержательные материалы мобильного стенда для родителей
и полезные семинары-практикумы.

Также нам удалось оказать помощь воспитателям в подготовке и организации
разнообразных групповых и индивидуальных форм сотрудничества с родителями в
процессе формирования готовности детей к обучению в школе, которые позволили
родителям по-иному взглянуть на данную проблему.

Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к
школе, учению, познанию как к радости открытия, вхождения в новый мир, мир
взрослых. Это готовность к новым обязанностям, ответственности перед школой,
учителем, классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной
мотивации младшего школьника. Именно на интересе как эмоциональном переживании
познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности,
когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим
этой потребности содержанием обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1
Теоритические основы исследования особенностей взаимодействия ДОО с семьей на
этапе подготовки к школьному обучению.

1.1   
Понятие
«Психолого-педагогическая готовность к школе».

В течение жизни человек переживает несколько возрастных
кризисов, обозначающих рубеж, переход от одного возрастного этапа к другому, и
степень «кризисности» зависит от того, насколько человек подготовлен к
следующему возрастному этапу, к тем требованиям, которые предъявит ему жизнь в
этот период. Более подготовленные люди (системой воспитания, состояния
здоровья, развития способностей, в т.ч. коммуникативных и интеллектуальных,
социальных и профессиональных навыков и др.) переживают возрастные кризисы (трёхлеток,
подростковый, среднего возраста, пенсионный) мягче, спокойнее, жизнерадостнее.
И напротив, чем более накоплено (не решено) проблем, тем критичнее произойдёт
переход из одной возрастной группы в другую.

Поступление в школу – важное событие в
жизни каждого ребенка.  

Готовностью ребенка к обучению в школе становилось
предметом исследования многих ученых.

Венгер Л. А. говорил: «Быть готовым к школе – не
значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться».

Наталья Федоровна Виноградова высказала такое убеждение: «Среди
родителей сложилось твердое убеждение, что придуманное ими (родителями!)
содержание понятия «готовность к школе» рассматривается как забегание вперед и
«пробегание» программы хотя бы первого класса. Мотив такого подхода: ребенку
будет легче учиться. Это первый миф, связанный с готовностью дошкольника к
обучению в школе. В действительности же, больше всего поможет перед первым
классом полноценная игровая деятельность».

Многие родители догадываются, что готовность
подразумевает не только умение читать и считать. Здесь хочется в очередной раз
подчеркнуть, что в этих навыках нет острой необходимости. В своём родительском
стремлении оценить интеллектуальную готовность малыша к школе не стоит забывать
про социальную и психологическую готовность. Также стоит помнить и о физиологии
детей, которая является не менее значимой и вместе с другими видами готовности
к школе формирует мотивацию к успешному обучению.

Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей
будущих первоклассников. Озабоченность взрослых понятна: ведь от того,
насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость
ученика в последующие годы, его отношение к школе, учебе и, в конечном счете,
благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это
может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении
новых знаний и так далее.

Анализируя определения, многочисленных
исследований отечественных и зарубежных ученых, готовность к школе можно
определить как определенную совокупность физических и психологических
особенностей, обеспечивающих успешный переход к систематическому
организованному школьному обучению.

Безусловно, каждый ребенок уникален, и его развитие имеет
свои особенности. Но для того, чтобы учить детей в условиях коллектива, коим
является класс, важно, чтобы каждый ребенок уже имел определенную базу в 
познавательном развитии. Только так он сможет воспринимать
и усваивать знания. 

 В специальной литературе встречается большое разнообразие
подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания,
условий готовности к обучению в школе.

Занимался
проблемой понятия, готовности ребенка к школьному обучению, А. В. Запорожец.

А.В.
Запорожец известен как русский психолог, которого интересовал целый спектр
проблем и явлений, входящих в общую и детскую психологию, психологию сенсорных
процессов, движений. Достаточно подробно автором изложена психологическая
теория деятельности, рассмотрены вопросы возникновения психики в филогенезе,
проводил исследования в области развития эмоций человека, касался аспектов
развития мышления, воображения, воли, нравственных и социальных чувств.

Так,
А.В. Запорожец под готовностью ребенка к школе понимает целостную систему
свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой
стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

     М.И. Лисина
и Г.И. Капчеля в своем исследовании выделили несколько составляющих
готовности к школьному обучению:

     — общую
подготовку детей к школьному обучению (которая включает в себя запас знаний,
умений и навыков);

     —
специальную подготовку детей к школьному обучению (обучение старших
дошкольников элементам учебной деятельности);

     —
положительное отношение к школе, учению, которые включают интеллектуальные,
эмоциональные, и волевые компоненты личности дошкольника.[1]
     Е.В. Проскура выделяет в готовности к школе
умственную, мотивационную, эмоционально-волевую готовность и готовность к
общению.

 Е.И. Радина обязательными показателями
готовности к школе считает определенный уровень умственного и физического
развития, коллективных навыков поведения ребенка, ориентировки в социальном
окружении.

При определении психологической готовности к обучению в
школе, необходимо знать и учитывать возрастные особенности детей. Ведущие
отечественные психологи (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.),
разрабатывая теорию возрастного развития.

Можно выделять отдельные стороны психологической готовности к школе: физическую,
интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Общее физическое развитие — это нормальный рост, вес,
объем груди, пропорции, мышечный тонус, кожа и другие показатели, которые
соответствуют стандартам физического развития мальчиков и девочек 6—7-лет.
Состояние слуха, зрения, моторики (особенно мелких движений пальцев и кистей
рук). Состояние нервной системы ребенка: степень возбудимости и
уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.[2]

Физиологический критерий предполагает
достаточно развитую мускулатуру, точность движений,
готовность
руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность

движения
рук и глаз, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Чтобы выдержать школьные нагрузки, ребенок должен быть
достаточно развит физически. Первый показатель такой зрелости — наличие
постоянных зубов. Их должно быть хотя бы 4–6. Для определения физической
зрелости ребенка просят левой рукой поверх головы дотянуться до правого уха.
Далеко не все шестилетки на способны так сделать, хотя большинству детей семи
лет это удается с легкостью. Если малыш не справился с заданием, в школу ему
пока еще рановато.

Содержание интеллектуальной готовности включает в
себя не только словарный запас, специальные навыки, кругозор, но и уровень
развития познавательных процессов; их ориентация на зону ближайшего развития,
высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу,
превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Понятием интеллектуальная готовность, занимался и
другой ученый — Л. А. Венгер.

В шестидесятые годы Леонид Абрамович
был известен и в России, и за рубежом как один из самых серьезных
исследователей развития детского восприятия.

По определению Л. А. Венгера, это наличие основных
представлений о природных и социальных явлениях, развитые форма
наглядно-образного, наглядно-схематического 
мышления, творческого воображения, высокий уровень доступных обращений.

Когда говорят о готовности к школе,
то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определённый набор, в
котором присутствуют все основные компоненты. Л. Венгер говорил, что этот набор
похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить
определённого блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные: они
могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим
количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.

Н. Н. Поддъяков указывает, что центральным моментом
формирования учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с
конечного результата на способы мышления, что предполагает сознания своих
действий, развитие произвольности и самоконтроля.

Под личностной и социально-психологической
готовностью понимают формирование новой социальной позиции («внутренняя позиция
школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для
обучения; формирование произвольности поведения, качественное общение со
сверстниками и взрослыми.[3]

Наличие у ребенка желания учиться
(мотивационная готовность ребенка к школе) определяется наличием, доминантой
двух групп мотивов учения:
широкие
социальные мотивы учения
, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в
общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять
определенное место в системе доступных ему общественных отношений».[4]

 познавательные
мотивы учения
, мотивы, связанные непосредственно с учебной
деятельностью; «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной
активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».[5]

Кроме того, в учебной мотивации ребенка, мотивационно
готового к школьному обучению, можно выделить еще одну группу мотивов:

  мотивы достижения. Они не
связаны с какой-либо специфической деятельностью, а являются индивидуальной
характеристикой мотивационной сферы, проявляющейся в стремлении к достижению
результата, понимание которого существенно различается у каждого ребенка.

Н. И. Гуткина называет мотивацию определяющим компонентом
психологической готовности к обучению, а произвольность – функцией мотивации.[6]

Эмоционально-волевую готовность считают
сформированной, если ребенок знает, как поставить цель, составить план
действия, принять решение, приложить усилие для его реализации, преодолеть препятствия.
У него формируется произвольность психических процессов.

6-7 лет — примерно тот возраст, когда ребенок уже
умеет общаться, договариваться, 
учится ставить
себя на место другого человека
. Школьная успешность не
определяется только отметками и уровнем знаний — уметь улаживать конфликты,
рассуждать, испытывать и распознавать эмоции тоже очень важно. Поэтому
психологи подчеркивают, что для учебы в первом классе нужен достаточно
развитый 
эмоциональный
интеллект
.

В раннем возрасте, как известно, процессы возбуждения
преобладают над процессами торможения. Но к школьным годам психика маленького
человека меняется, развивается произвольность его поведения. Ребенок уже умеет
распознавать эмоции по различным признакам (интонация, жесты, мимика),
регулировать их. Для определения готовности к школьному обучению этот аспект
особенно важен, поскольку в школе ребенку предстоит столкнуться с различными не
всегда приятными ему жизненными ситуациями (взаимоотношения с одноклассниками,
учителями, неудачи, оценки и т.п.) Если ребенок будет не в силах контролировать
свои эмоции и управлять ими, то он не сможет корректировать собственное
поведение и налаживать социальные связи. Учить ребенка адекватно реагировать на
эмоции других людей нужно еще с дошкольного возраста.

Препятствием для формирования положительного
отношения ребёнка к школе является повышенная тревожность. Тревожные состояния
приводят к снижению эффективности деятельности, к плохой сосредоточенности,
концентрации внимания в процессе деятельности. Высокая тревожность также может
служить основой появления трудностей в общении у ребенка.

Тревожность – индивидуальная психологическая
особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям
состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Это — тот фундамент, на котором
строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является
сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных
знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как
карточный домик.

Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие
ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый
ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. И для того,
чтобы самим оценить подготовленность своего ребенка к школе, можно
воспользоваться ниже приведенным несложным тестом.

 Понятие «психологическая готовность детей 
к обучению в школе» впервые было предложено А.Н. Леонтьевым.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) —
один из основателей и лидер отечественной психологической науки. Он
 разрабатывал в 20-х годах прошлого века совместно с
Л. С. Выготским и А. Р. Лурией культурно-историческую
теорию, провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм
формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как
процесс «вращивания».

А. Н. Леонтьев выдвинул и
детально разработал общепсихологическую теорию предметной деятельности,
являющуюся одним из влиятельных и новых теоретических направлений в отечественной
и мировой психологии.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой,
что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения
учебной программы в конкретной школе, то ребенок считается психологически
не готовым к школе.  Это происходит  в результате несоответствия его
зоны ближайшего развития требуемой, он не может усвоить программный материал и
сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не
испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой
жизненной ступени. Начинать подготовку к школе лучше
таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как увлекательную игру и не
чувствовал давления. Если ваш малыш пока не хочет идти в школу, важно помочь
обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что
это обязанность каждого человека, а интерес придет со временем. Дети, которые с
ранних лет посещают детские развивающие центры, более
привычны к занятиям, и для них вхождение в новую школьную жизнь становится
более спокойным. Тем не менее, для любого ребенка — самое важное — это внимание
родителей и их активное участие при переходе на новую жизненную ступень.

Таким образом, можно сделать вывод, что
поступления ребенка в первый класс вызывают перестройку всего образа жизни, его
деятельнос

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы