Курсовая с практикой на тему Взаимодействие детей и родителей в развитии творческого потенциала дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие творческого потенциала с точки зрения различных авторов 5
1.2. Формы взаимодействия ДОУ с семьей в развитии творческого потенциала 9
1.3. Формы семейного воспитания 13
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В МБДОУ № 1 «СВЕТЛЯЧОК» ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ 19
2.1. Диагностика развития творческого потенциала детей дошкольного возраста в МБДОУ № 1 «Светлячок» 19
2.2 Содержание педагогической деятельности, направленное на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ с семьей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложение 1 40
Приложение 2 43
Приложение 3 46
Введение:
Роль семьи и ДОУ в настоящее время все больше возрастает. В частности, речь идет о них, как о социальных институтах. Надо сказать, что воспитательные функции у семьи и ДОУ разные. Но несмотря на это два этих социальных института взаимодействовали и продолжают взаимодействовать. Ведь именно в детском саду у ребенка формируются первоначальные навыки общения не только с другими детьми, но и взрослыми. Также в детском саду ребенок учится организовывать собственную деятельность. Нельзя забывать и о семье. Ведь именно семья закладывает все основное для развития. Этому способствует особый микроклимат в семье. И от того, какой этот климат в каждой из семей, зависит то, каким вырастет ваш ребенок. Именно в семье формируется отношение ребенка к себе, а также к окружающим.
В этой связи многие нормативные акты отражают идеи общественного и семейного воспитания. В частности, можно отметить такой нормативный документ, как «Концепция дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», закон «Об образовании». Например, в соответствии с законом «Об образовании», первыми педагогами для ребенка являются именно родители, так как именно они закладывают базу физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
Поэтому в дошкольном образовании и воспитании важно изменить некоторые позиции в работе с семьей. В данном случае ДОУ необходимо не только воспитывать ребенка, но и давать консультации родителям по вопросам воспитания. Здесь возрастает роль взаимодействия детей и родителей и ДОУ, а также совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что тема, связанная с изучением взаимодействия детей и родителей в развитии творческого потенциала дошкольника, является актуальной.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить какова роль взаимодействия детей и родителей в развитии творческого потенциала дошкольника. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить понятие творческого потенциала с точки зрения различных авторов;
— изучить формы взаимодействия ДОУ с семьей в развитии творческого потенциала;
— рассмотреть стили и виды семейного воспитания;
— провести диагностику развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста на примере ДОУ;
— рассмотреть различные виды деятельности, направленные на развитие и совершенствование творческого потенциала в ДОУ.
Заключение:
В заключение работы можно сделать следующие выводы. Роль семьи и ДОУ в настоящее время все больше возрастает. Поэтому в дошкольном образовании и воспитании важно изменить некоторые позиции в работе с семьей. В данном случае ДОУ необходимо не только воспитывать ребенка, но и давать консультации родителям по вопросам воспитания. При этом важно и родителям выбрать правильный стиль воспитания.
В первой главе работы рассмотрели теоретические аспекты в развитии творческого потенциала дошкольников. Мы рассмотрели различные подходы к определению понятия творческий потенциал. Как оказалось, единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует. Однако многие ученые и исследователи данной проблемы сходятся в одном: способностью к творческой деятельности обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка, начиная с дошкольного возраста. Формы взаимодействия воспитателей и родителей и детей разнообразны, но имеют общую цель — улучшить развитие ребенка в целом, создать единообразие между взглядами родителя и воспитателя на воспитание, сформировать здоровое отношение родителя к воспитанию ребенка. Формы отличаются друг от друга по особенностям организации процесса. Также мы рассмотрели и различные формы семейного воспитания. Качество родительско-детских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости. Немаловажное значение такие отношения оказывают и на развитие творческого потенциала дошкольника. Одним из таких факторов является семья. Поэтому, родителям необходимы знания методов, приемов воспитания, психологии ребенка. Мы считаем, что на сегодняшний день должна крепнуть новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Только в этом случае отношения будут гармоничны, семья- полной, а дети – счастливыми.
Во второй главе работы мы провели эксперимент по влиянию семейных отношений на развитие творческого потенциала ребенка. Практическая часть работы проходила МБДОУ № 1 «Светлячок», город Балашиха Московской области. В эксперименте принимали участие, как родители, так и дети. Общее количество 41 человек. Из них 16 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – 8 девочек и 8 мальчиков, а также родители (25 человек) – 16 матерей и 9 тест родительско-детских отношений; опросник АСВ (для родителей и детей в возрасте 3-10лет), тест «Рисунок семьи». Проведенный эксперимент показал, что большая часть исследуемых детско-родительских отношений имеет авторитетный стиль воспитания. Это самый оптимальный стиль воспитания в семье, так как именно при таком стиле воспитания дети не обделены теплом, они чувствуют внимание и заботу со стороны родителей. При таком воспитании требования и запреты находятся в норме. А, следовательно, ребенок воспитывающийся в подобной семьей получит хорошее воспитание и развитие, в том числе и развитие творческого потенциала.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие творческого потенциала с точки зрения различных авторов
В современном мире человек должен быть готов к максимально эффективному использованию своих способностей, применять свои знания и умения в нестандартных условиях, уметь быстро и качественно реагировать на все изменения, происходящие в современном мире, в науке и технике. В связи с этим в настоящее время насущными становятся вопросы формирования творческого потенциала на этапе дошкольного воспитания. Надо сказать, что изучением понятия «творческий потенциал» занимались многие зарубежные и отечественные педагоги и психологи. В этой связи можно найти различную интерпретацию понятий «творчество», «творческий потенциал».
Творчество рассматривается учеными (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.) как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.
Л. С. Выготский писал, что «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели как-нибудь усовершенствования в области техники». «Творчество» означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим [44]. Исходя из определения, «творчество» – это не только картины, музыкальные произведения, книги, но и все факты личностного роста человека в процессе его социализации. Некоторые исследователи сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы, или ситуации [41].
Согласно Я.А. Пономареву творчество в самом широком смысле этого слова означает взаимодействие, ведущее к развитию.
По Рубинштейну, творчество – деятельность «созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и так далее [29].
Т. Амабиле [2] добавляет, что продукт или реакция будут оценены как творческие, если они являются новыми, полезными, адекватными и значимыми ответами на поставленную задачу.
Опираясь на данные философской энциклопедии и вышеприведенные определения можно сделать вывод о том, что «творчество» – это деятельность, порождающая какие-либо новые ценности, идеи, самого человека как творца.
Итак, творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности [30]; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.
Л.С. Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» [11]. Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания [31].
Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил. Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения. Так, сторонники аксиологического подхода определяют творческий потенциал как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и мера их реализации в определенной сфере деятельности и общения (М.С. Каган, А.В. Кирьякова и др.).