Курсовая с практикой на тему Взаимной педагогической психологии с возрастной психологи и педагогики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1. Педагогическая психология как отрасль психологии 5
1.2. Структура педагогической психологии 10
1.3.Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками 12
Глава 2. Пример взаимосвязи педагогической психологии с возрастной психологи и педагогики 18
2.1. Подготовка и проведение исследования 18
2.2. Анализ результатов 21
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение:
Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них — это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
Педагогическая психология как междисциплинарная отрасль научного знания, ее возникновение, основные этапы развития и современное состояние.
Анализируя интегративность науки, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров отмечали, что в центре научного знания находится психология — наука о человеке. Интерпретация представленного Б.М. Кедровым треугольника научного знания (вершина его — естественные науки, углы основания — философия и общественные науки, а в центре соединенная с этими науками психология) соотносится с утверждением Ж. Пиаже, что «…психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».
Тенденция глобализации проблемы человека была намечена и в области педагогического знания еще К.Д. Ушинским в 1868-1869 гг. в труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», где на основе определения иерархии наук, вносящих свой вклад в воспитание человека, отмечалась ведущая роль психологии.
Под таким же термином — «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой — использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.
Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г. (Каптерев П.Ф., 2019; аннотация). Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: «педология» (О. Хрисман, 1892), «экспериментальная педагогика» (Э. Мейман, 1907). Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания.
На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология — как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.
Объект исследования: педагогическая психология, возрастная психология и педагогика.
Предмет исследования: анализ взаимосвязи педагогической психологии с возрастной психологией и педагогикой.
Целью работы является анализ взаимосвязи педагогической психологии с возрастной психологией и педагогикой.
Задачи:
Рассмотреть особенности педагогической психологии как отрасли психологии.
Охарактеризовать структуру педагогической психологии.
Рассмотреть взаимосвязь педагогической психологии с другими науками
Подготовить и провести исследование.
Проанализировать результаты.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Термин «педагогическая психология» был предложен в 1874 г П.Ф. Каптеревым. Педагогическая психология является областью знаний и психологической основой для практической и теоретической педагогики [12,с.54].
Достаточно большое количество учебных заведений проводит целенаправленное изучения путей по увеличению эффективности обучения детей. Практически постоянно программы в школах изменяются с той целью, чтобы усовершенствовать преподаваемый материал для удобного и легкого восприятия школьниками. Это должно основываться на определении психологического и умственного состояния детей учителями. Методические поиски направляются на внедрение таких форм стимуляции процесса учебы, которые смогли б оказать положительное влияние на учащихся.
Учебная мотивация детей может рассматриваться как составляющая эффективного педагогического процесса. Неуспевающий школьник может имеет несколько причин для этого – проблемы в семье или внутри себя. Мотив — это стимул, который может направлять и подталкивать к совершению определенных поступков. Он чаще всего основывается на потребности. Чем быстрее школьник поймет цель учебы, тем сильнее мотивы у него появятся. Одной из основных проблем современного образование является недостаточный уровень учебной мотивации.
Ее актуальность обуславливается постоянным внедрение новых программ в процесс обучения, постановкой задач для приобретения знаний, а также повышение своей жизненной позиции.
Мотив — это побуждение к деятельности, которое связано с удовлетворением определенных потребностей. Изучая поведение детей, анализируя их поступки, необходимо выяснить их побудительные силы, т. е. их мотивы.
Под учебной мотивацией подразумевается процесс, который направлен на выполнение учебной деятельности. Мотивация играет важную роль в обучении детей, в этом возрасте для учащихся очень важен авторитет учителя, взаимоотношение их с учителем, а так же похвала и оценивание учителем его деятельности.
Все меры направлены на стимулирование, выработку интереса у школьников к процессу обучения. Но как показывает практика, проблема повышения мотивации учения у школьников остается, к сожалению, еще не решенной.
Многие годы психологи изучали мотивы, а также психологию учеников. В процессе анализа полученных данных проведенных многочисленных исследований были обнаружены социальные мотивы для получения образования, которые порождаются самой учебой. Для того чтобы школьник начал хорошо учиться недостаточно просто говорить об этом. Необходимо изложить доказательства и достоверные факты таким образом, чтобы ребенок захотел получать образование. Вследствие этого учитель должен исследовать характеристики мотивации необходимые для ее создания в глазах школьников. Теперь можно рассмотреть строение мотивационной деятельности у детей, которая способна побуждать их к учебной активности. Любая деятельность должна начинаться с потребности. В свою очередь потребность относится к одной из всех направленностей активности ребенка. Она является частью его психического состояния, которая влияет на создание предпосылок к деятельности. Одну и ту же потребность можно удовлетворить потребность можно удовлетворить несколькими¬ способами. Однако при ее отсутствии снижаются шансы на пробуждение активности ребенка. Это происходит как следствие нежелания школьника искать мотивы и достигать цели. Каждый ребенок имеет потребность в новой информации и положительных эмоциях, которые в совокупности создают познавательную потребность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Педагогическая психология как отрасль психологии
Термин «педагогическая психология» был предложен в 1874 г П.Ф. Каптеревым. Педагогическая психология является областью знаний и психологической основой для практической и теоретической педагогики [12,с.54].
Педагогические явления – это особые свойства, состояния педагогического объекта, случаи в учебно-воспитательном процессе. Предметом изучения педагогической психологии является природа и закономерности учебного процесса, воспитания. Под термином «педагогическая психология» понимается ещё и прикладная наука, перед которой стоит цель – использовать достижения отраслей психологии, чтобы совершенствовать педагогическую практику.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления [6,с.114].
Каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания.