Научные исследования в проф. деятельности Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Выявление специфики мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6

1.1. Характеристика общего недоразвития речи дошкольников 6

1.2. Особенности развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 14

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 16

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 18

2.1. Методики диагностики состояния мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 18

2.2. Рекомендации учителю-логопеду по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи 25

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34


  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной лич-ности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он мо-жет понятно выражать свои мысли и желания. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успеш-ному обучению в школе.

Становление речи у ребёнка это основная характеристика его общего развития. При нормальном развитии у детей имеются хорошие способности для овладения языком. Существует тесная связь между речью и головным мозгом. Речь является высшей психической функцией, именно поэтому её функционирование зависит от работы мозга. Зрелое состояние коры голов-ного мозга, сформированный артикуляционный аппарат и сохранный слух является важным фактором для нормального становления речи.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития со-ставляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.

Учеными доказано, что развитие речи и мышления ребенка находится в тесной связи с развитие рук. Уровень развития мелкой моторики и коорди-нации движений рук — один из показателей интеллектуального развития и го-товности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уро-вень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него доста-точно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

В дошкольном возрасте дети с ОНР не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка ботинок, заплета-ние лент.

Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему ис-следования: выявление специфики мелкой моторики у дошкольников с об-щим недоразвитием речи.

Объект исследования: мелкая моторика дошкольников с общим недо-развитием речи.

Предмет исследования: процесс развития мелкой моторики у до-школьников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: изучение развития мелкой моторики у дошколь-ников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что выявление специфиче-ских особенностей развития мелкой моторики дошкольников с общим недо-развитием речи и составление рекомендаций учителю-логопеду по ее кор-рекции будет успешным, при условии если педагог:

— умеет изучать и анализировать литературу по общему недоразвитию речи дошкольников;

— учитывает специфические особенности развития мелкой моторики дошкольников с ОНР;

— применяет методики диагностики состояния мелкой моторики у до-школьников с общим недоразвитием речи;

— применяет данные исследования для разработки программы коррек-ции по развитию мелкой моторики дошкольников.

Задачи исследования:

1. Описать характеристику общего недоразвития речи дошкольников;

2. Выяснить особенности развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи;

3. Определить методики диагностики состояния мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи;

4. Сформулировать рекомендации учителю-логопеду по развитию мел-кой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования: Теоретические: общенаучный, индуктивный методы. Практические: формирование выводов на основе анализа, обобще-ния, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.

База исследования: МБДОУ «Городищенский детский сад «Сказка».

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав с вы-водами по каждой, заключения, списка

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное отстава-ние. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.

В ходе исследовательской работы мы решали поставленные нами зада-чи. Первой задачей нашего исследования было описание характеристики общего недоразвития речи дошкольников. Для этого нами были изучены труды таких исследователей в области логопедии Н.С. Жукова, Т.Б. Филиче-ва. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в вы-полнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся даль-нейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач. Общее недоразвитие речи – это системное нарушение усвоения всех уровней языка (фонетико-фонематического, лексического, грамматического).

Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень ча-сто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это являет-ся причиной неподготовленности детей к обучению грамоте и в дальнейшем может отразиться на успеваемости по общеобразовательным предметам.

Второй задачей было выяснение особенностей развития мелкой мото-рики у дошкольников с общим недоразвитием речи. Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой, может создать трудности в овладении письменной речью в школьном возрасте, привести к возникновению негатив-ного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школь-ным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механиз-мы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. Учитывая важ-ность проблемы, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях играет положительную роль в коррекционном обу-чении детей с нарушениями речи.

Определили методики диагностики состояния мелкой моторики у до-школьников с общим недоразвитием речи. Для исследования состояния гра-фо-моторных навыков у старших дошкольников применяются следующие методики:

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИФИКИ РАЗВИ-ТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДО-РАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. Характеристика общего недоразвития речи дошкольников

Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамма-тики и фонетики и, как следствие, всей связной речи [27, с. 317].

Характеризуя детей с общим недоразвитием речи, можно отметить це-лый ряд особенностей, отличающих их от нормально развивающихся сверстников: позднее появление первых слов, простых предложений; речь малопонятна для окружающих за счет выраженного аграмматизма; ограни-ченный лексический запас; незавершенность процесса фонемообразования; отставание как экспрессивной так и импрессивной речи; недостаточная рече-вая активность, которая без специального обучения не приходит в соответ-ствие с возрастными требованиями.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на разви-тие сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы. Отмечается нестойкость разных видов восприятия. Снижение устойчивости внимания, ограничение объема памяти. При относительно сохранной смысловой логи-ческой памяти страдает продуктивность запоминания. Детям с ОНР трудно запомнить 3 — 4-ступенчатые словесные инструкции, последовательность вы-полнения задания. У наиболее слабых детей низкая активность припомина-ния нередко сочетается с ограниченными возможностями познавательной де-ятельности.

Все вышесказанное не исключает относительно критичного отношения детей с ОНР к своему дефекту. В то же время связь между речевыми наруше-ниями и другими сторонами психического развития обуславливает специфи-ческие особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосыл-ками для овладения мыслительными операциями, доступным их возрасту, дети постоянно отстают в развитии словесно-логического мышления. Без специального обучения они с трудом овладевают звуковым анализом и син-тезом. Детям с ОНР присущи и некоторые отставания в развитии двигатель-ной сферы -неуверенность в выполнении дозированных движений, снижение скорости, объема и амплитуды, а также ловкости их выполнения. Доказано, что появлению самостоятельной речи предшествует развитие ее понимания.

Исходя из этого, важно правильно оценить состояние не только экс-прессивной, но и импрессивной стороны речи. Н.С. Жукова выделила 5 уровней понимания речи [13]: нулевой — ребенок откликается только на эмо-циональную интонацию, свое имя; ситуативный — реагирует на имена знако-мых и близких родственников, ориентируется в показе любимых игрушек, бытовых предметов; номинативный -показывает предметы, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, соотносит их с картинками, но плохо понимает вопросы косвенных падежей (Кому? Чему? Кем? Чем? С кем? С чем?); предикативный -понимает названия многих обиходных предметов и действий, дифференцирует вопросы, связанные с косвенными падежными конструкциями, включая предложные. Недостаточно различает грамматиче-ские формы слов; расчлененный — понимает значения слов, выраженных раз-ными приставками, суффиксами.

Таким образом, выдвинутый Р.Е. Левиной комплексный подход к ана-лизу структуры речевой патологии у детей с ОНР получил дальнейшее раз-витие, что позволило отойти от описания

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы