Курсовая с практикой на тему Выявление предпосылок нарушения письма у дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ 4
Понятие и структура письма как вида письменной речи 4
Закономерности и условия формирования письменной речи у детей дошкольного возраста 6
Характеристика нарушений письма и их причины 8
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА 13
Анализ тестовой методики «Диагностика устной речи» Фотековой Т. А. 13
Описание системы диагностических заданий 15
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ 16
Диагностика развития устной речи дошкольников 16
Результаты методики диагностики развития устной речи дошкольников 24
Психопрофилактика нарушений речи 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
В последнее время главный упор исследований в детской логопедии сделан на более раннее выявление отклонений в речевом развитии и раннее начало комплексной коррекционной деятельности.
Актуальностью проблемы считается реальная возможность выполнения коррекции несформированных компонентов в развитии ребенка дошкольного возраста, применяя весь потенциал сенситивных этапов развития речи как высшей психической функции. Результативными будут: коррекция темпа психоречевого развития ребенка и предупреждение возникновения вторичных нарушений. Важно как можно раньше выявлять индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, чтобы у родителей и педагогов осталось как можно больше времени для их коррекции.
Логопедическое воздействие на ранних стадиях развития речевой функции основывается на взаимосвязанном анализе вопросов интеллектуального и социально-психологического развития с учетом особенностей освоения основных функций речи в дошкольном возрасте.
Цель исследования: выявить и изучить проблему выявления предпосылок нарушения письма у дошкольников.
Объект исследования: процесс формирования письменной речи.
Предмет исследования: серия диагностических заданий и упражнений по выявлению предпосылок нарушения речи у дошкольников старшего возраста.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения определенных приемов обследования нарушений речи, приобретения важных для рассмотрения структуры речевых отклонений у детей и их разносторонний анализ, что дает возможность выстроить коррекционно-логопедическую работу с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.
Заключение:
Проведенное нами исследование было направлено на выявление и предупреждение предпосылок нарушения письма у дошкольников посредством целого ряда упражнений и заданий. В ходе исследования была достигнута поставленная цель: выявлены предпосылки нарушения письменной речи у детей дошкольного возраста с помощью серии заданий и упражнений диагностической методики.
После анализа литературы по теме курсовой работы, было выявлено, что на данный момент используется недостаточно диагностических методик по выявлению предпосылок нарушений речи у детей-дошкольников, а также недостаточно используется в практике сенситивный период детей дошкольного возраста. Это в дальнейшем отражается как нарушение письменной речи в школе и приводит к необходимости проведения коррекционно-логопедических мероприятий, порой очень длительных.
При работе с детьми дошкольного возраста использовалась индивидуальная форма работы и поэтапная система обследования. Для точно й оценки ее результата была использована балльная система Фотековой Т. А., позволившая наиболее четко отразить в цифрах все правильно и неправильно выполненные задания. Результатами диагностики стали примерно одинаковые значения у всех испытуемых. Дети показали феноменальные результаты, однако на их фоне очень четко выделилось две девочки, с которыми просто необходимо в дальнейшем проводить коррекционные мероприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольники, имеющие проблемы с развитием устной речи, наиболее предрасположены к нарушению письменной речи в дальнейшем. Чем раньше будут выявлены предпосылки нарушения письменной речи, тем эффективнее будет использование сензитивного периода развития речи для коррекции.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и структура письма как вида письменной речи
Письменная речь является одной из форм существования языка, противопоставленной устной речи, появившаяся как вторичная форма существования языка в более поздний период. Устная речь позволила человеку стать на ступень выше животного мира, а письменную речь уже стоит рассматривать как величайшее изобретение, созданное человеком. [14].
Письменная речь содержит в себе равные элементы: чтение и письмо. Современная письменная речь имеет алфавитный вид, ее знаками являются буквы, которые обозначают звуки устной речи. Письмо является знаковой системой фиксации речи, позволяющей при помощи графических элементов передать информацию на расстоянии либо увековечить ее посредством книг.
И письменная и устная формы речи выступают в качестве вида временных связей второй сигнальной системы, однако в отличие от устной речи, письменная речь складывается лишь в ходе целенаправленного обучения, то есть все ее механизмы формируются в ходе обучения грамоте и улучшаются со временем. Вследствие рефлекторного повторения формируется стереотип слова в единстве звуковых, зрительных и кинетических раздражений.
Освоение письменной речи предполагает установление новых взаимосвязей произносимого и слышимого слова, а также слова видимого и записываемого. Это происходит из-за того, что сама процедура письма основана на слаженной работе нескольких анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Письменная речь значительно отличается от устной. В письменной речи, обращенной к отсутствующему либо безличному, читателю не приходится рассчитывать на то, что содержание речи дополнится подчеркнутыми из прямого контакта переживаниями, порожденными ситуацией, в которой находился пишущий. По этой причине письменная речь требует развернутого построения речи, иного раскрытия содержания мысли. Письменная речь должна отражать и раскрывать все существенные связи мысли.
Сопоставляя устную и письменную формы речи, можно заметить, что письменная речь не обладает практически никакими внеязыковыми, дополнительными средствами выражения, в отличие от устной речи. Она не подразумевает знания ситуации адресатом, а также не обладает теми средствами, которые являются семантическими маркерами в устной речи. Понять письменную речь в какой-то степени проще, чем устную. Ведь информацию, записанную в виде текста, можно перечитать в любой момент, если остались какие-то вопросы.
Опираясь на всё вышесказанное, можно сделать вывод, что письменная речь и письмо в частности является высшей формой речи. Она действует без собеседника, наиболее полно раскрывает сущность информации, порождается другими мотивами и обладает большей произвольностью, чем устная и внутренняя речь. Письменная речь должна быть понятной по своему смысловому содержанию.