Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Выявление предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с дизартрией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 Влияние различных нарушений звукопроизношения на формирование навыка письма в дошкольном возрасте 6
1.2.Современное понимание механизма артикуляторно-акустической дисграфии у детей 13
1.3.Причины появления артикуляторно-акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с дизартрией 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 19
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 20
2.1 Анализ методик обследования состояния речи у детей дошкольного возраста для выявления предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии ..20
2.2 Обследование звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией с целью выявления возможных предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии 22
2.3Характеристика выявленных у детей предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. Проблема нарушения письма у детей дошкольного возраста с дизартрией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. По данным Т. Аристовой в 1950-1960-е годы статистика дисграфии среди учащихся начальных классов общеобразовательных школ России не превышала 10%, а в 2015 году дисграфия встречается у учащихся младших классов общеобразовательных школ уже в 50% случаев и более, артикуляторно-акустическая дисграфия наблюдается у 14% обследованных детей [2]. Данную форму дисграфии выделил М. Е. Хватцев, она была классифицирована как дисграфия на почве расстройств устной речи. Таким образом, ребёнок, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме имеет нарушение звукопроизношения. Артикуляторно-фонематическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Данный вид дисграфии часто наблюдается при дизартрии, ринолалии, сложной дислалии.
Количество детей дошкольного возраста с дизартрией с данным нарушением возрастает несмотря на то, что проблемой дисграфии занимается большое количество отечественных ученых. Причиной этому является неправильно сформированное звукопроизношение, а значит, опираясь на него дети фиксируют это на письме [1]. Для коррекции этого вида дисграфии, нужно работать над правильным произношением звуков. Если же данную проблему не решить в младшем школьном возрасте, то в дальнейшем это обернётся школьной неуспеваемостью, ухудшения эмоционального состояния, снижения мотивации к обучению.
Для эффективной работы над развитием речи необходима тесная связь логопеда с учителем начальных классов. Учитель должен продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, интегрируя логопедическую работу.

Требования ФГОС НО. Стремление современного педагогического сообщества к своевременной диагностике и профилактике возникающих у детей в процессе развития нарушений.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: предпосылки артикуляторно-акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза: у детей дошкольного возраста с дизартрией имеются предпосылки артикуляторно-акустической дисграфии различной степени выраженности.
Цель исследования: выявление предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с дизартрией.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи.
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические аспекты исследования предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с дизартрией;
2) проанализировать методики обследования состояния речи у детей дошкольного возраста на предмет выявления предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии;
3) провести обследование детей дошкольного возраста с дизартрией с целью выявления возможных предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии;
4) дать характеристику выявленных у детей с дизартрией предпосылок артикуляторно-акустической дисграфии.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
 наблюдение за детьми дошкольного возраста;
 обследование состояния речи у детей дошкольного возраста;
 беседы с воспитателями и специалистами детского сада;
 анализ, обобщение данных по проблеме исследования и выработка гипотезы;
 планирование и проведение экспериментального обследования;
 сравнительно-сопоставительный анализ полученных экспериментальных данных;
 количественная и качественная оценка итогов эсперимента, соотнесение ее с гипотезой;
 интерпретация полученных данных в методических рекомендациях.
Практическая значимость работы: выводы и результаты, полученные в ходе исследования особенностей состояния речи дошкольников могут быть использованы в учебно-воспитательном и коррекционном процессе различных дошкольных учреждений.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты исследования докладывались на педагогическом совете и были изложены в консультации для педагогов МБДОУ «Детский сад № «» г..
Положения, выносимые на защиту: у детей дошкольного возраста с дизартрией имеются предпосылки артикуляторно-акустической дисграфии различной степени выраженности.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка изученной литературы (30 источников ), 2 приложения.
Объем работы – 52 страницы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современном мире большое количество детей с нарушениями письменной речи. Письмо является сложным процессом, в основе которого лежат психофизиологические механизмы, перед нами была цель изучить группу детей с артикуляторно-акустической дисграфией. В процессе проведения исследования по данной теме перед нами стояло три задачи, изучив их мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, речь сложный психофизический процесс, который формируется на протяжении первых 7 – 8 лет и развитие происходит у каждого индивидуально. Внешние и внутренние факторы благоприятного и неблагоприятного характера влияют на процесс развития речи. Развитие речи будет протекать быстрее и лучше при воздействии благоприятных факторов, а при воздействии неблагоприятных факторов в речи ребёнка будут наблюдаться различные нарушения. В процессе письма задействовано множество зон головного мозга, при поражении одного из участков нарушается речевая деятельность человека, которая отражается на письме. Особенности речевого развития детей с дисграфией показывают, что они нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях, направленных на преодоление, дефектов звуковой стороны речи, развитие артикуляции, исправление нарушений письма и чтения.
Во-вторых, обследовав артикуляционную моторику, произносительную сторону речи, и письмо у детей дошкольного возраста с дизартрией с артикуляторно-фонетической дисграфией по речевой карте Н. М. Трубниковой было замечено, что для коррекции проблем в устной и письменной речи, в первую очередь нужно проводить коррекционную работу с обучающимися по исправлению нарушений звукопроизношения.
В-третьих, была изучена и составлена логопедическая работа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей дошкольного возраста с дизартрией во взаимосвязи воспитателя и логопеда.
Таким образом, работа по коррекции дисграфии очень актуальна в наше время, но для коррекции нужна систематизированная работа логопеда и воспитателя в течение определённого времени.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Влияние различных нарушений звукопроизношения на формирование навыка письма в дошкольном возрасте
Показателем общей культуры речи и соответствия речи говорящего произносительным нормам является фонетико-фонематическая сторона речи. Изучением развития и становления фонетической и фонематической стороны речи занимались такие учёные, как А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина,
Т. Б. Филичева.
Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата, способность различать и дифференцировать фонемы родного языка [9].
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи необходимо достижение определённой зрелости коры головного мозга и органов чувств ребенка: слуха, зрения, обоняния и осязания.
Период гуления является первоначальным этапом в развитии речи ребенка, начиная с 3-месячного возраста. В данный период происходит активная подготовка речевого аппарата к произношению звуков. В 4 месяца (лепет) происходит первичное развитие фонематического слуха, ребенок начинает прислушиваться к окружающим его звукам, отыскивать источник звука, поворачивать голову к говорящему. В этот период происходит процесс развития понимания речи, в котором ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.
По мнению М. Ф. Фомичевой после 8-ми месяцев звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, постепенно начинают угасать. Часть лепетных звуков, не соответствующих фонемам слышимой речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения ребёнка [29].
К 9 – 10 месяцам в речи появляются отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К первому году жизни словарь ребёнка возрастает до десяти — двенадцати, а иногда и большего количества слов (баба, кис, му, бэ и др.). В этом возрасте речь ребёнка развивается по подражанию. К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные — [а], [у], [и] и согласные — [п], [б], [м], [н], [т], [д], [к], [г].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы