Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Выявление нарушений и моторных функций дошкольников с заиканием

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5

1.1 Понятие
заикания. 5

1.2
Проявления заикания у детей дошкольного возраста. 8

1.3 Некоторые
психофизические особенности заикающихся детей. 9

ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ПРИ ЗАИКАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.. 14

2.1
Организация и методы исследования. 14

2.2
Результаты экспериментального исследования. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 21

  

Введение:

 

Первым и важнейшим
условием создания предпосылок успешной социальной адаптации ребенка является
своевременная и полноценная речь. Ограниченное, затрудненное речевое общение
негативно сказывается на формировании личности ребенка, вызывает
психологическое расслоение, особенности эмоционально-сферной сферы, приводит к
развитию нежелательных черт характера: застенчивости, нерешительности,
замкнутости, негативизма. Определенные недостатки развития, которые не будут
устранены в дошкольном возрасте, неизбежно отразятся на адаптации к школе,
результатах обучения, а затем и на выборе профессии.

Заикание – одно из самых
распространенных, сложных и длительно текущих нарушений речи у детей.
Характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев низкой
эффективностью коррекции. Изучение заикания давно ведется с
клинико-физиологических, психологических, психолингвистических и
психолого-педагогических позиций (И.Ю. Абелева, Л.3. Арутюнян, Л.И. Белякова,
М.А. Виноградова, Х.А. Власова, С.В. Дель, Р.И. Лалаева, С.А. Миронова, Н. И.
Неткачев, Е. Ю. Пай, В. И. Селиверстов, И. А. Сикорский, Н. А. Чевелева, В. М.
Шкловский, А. Б. Ястребова и др.).

Актуальность работы
заключается в том, что, несмотря на большое количество исследований проявлений
заикания и способов его коррекции, признаки интонационной стороны речи при этом
расстройстве изучены недостаточно. Для проведения качественной коррекционной
работы необходимо выявить как можно больше имеющихся признаков просодических
нарушений заикания, чтобы определить выраженность структуры дефекта.

Объектом исследования: речь
и моторная функкция у заикающихся дошкольников.

Предмет исследования:
процесс выявления нарушений речи и моторных функций у заикающихся дошкольников.

Цель исследования:
выявить особенности нарушений речи и моторных функций у заикающихся
дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретический
материал по проблеме;

2. Провести анализ;

3.структурировать
полученные результаты по определенным критериям сходства проявлений.

Методы исследования:

1. Теоретический – анализ
психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы по проблеме
исследования;

2. Практический – констатирующий, формирующий
и контрольный эксперимент, обработка и обобщение полученных результатов

База исследования – МБОУ
детский сад №6 «Родничок», г. о. Красноармейск.

Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В соответствии с
вышеуказанной темой было выполнено экспериментальное исследование типа
обнаружения и контроля-сравнения.

Благодаря этому были
достигнуты цели исследования, направленные на выявление особенностей развития
мелкой моторики у дошкольников с заиканием и разработка методических
рекомендаций по развитию в системе комплексной ликвидации заикания. Гипотеза о
специфике мелкой моторики детей дошкольного возраста с заиканием, в отличие от
нормально говорящих детей, оказалась возможной для подтверждения и обоснования
целесообразности включения в процесс комплексной логопедической коррекции
мануальной деятельности, направленной на развитие мелкой моторики. заикания.
Гипотеза подтверждалась поэтапным решением экспериментальных задач и методов,
адекватных поставленным задачам, а также качественной и количественной
обработкой полученных результатов.

На основании анализа и
обобщения данных по результатам экспериментального исследования были
сформулированы следующие выводы:

Эффективность развития
мелкой моторики у заикающихся детей в системе комплексной логопедической
терапии обусловлена ​​доказанными в теоретических исследованиях фактами
совместной активации соответствующих отделов головного мозга, отвечающих за
речь (в процессе логоритмических занятий улучшается двигательная активность).
навыки и речь почти параллельно), перевоспитание речи;

Сравнительная гистограмма
результатов исследования мелкой моторики у заикающихся и норморечевых
дошкольников показывает, что в экспериментальной группе балл значительно ниже,
чем в контрольной группе детей, что указывает на различия в развитии мелкой
моторики;

Обследование заикающихся
детей показало, что большинство из них имеют средний уровень развития мелкой
моторики, а также определенные особенности в состоянии двигательных функций:
скованность и напряженность общих движений или, наоборот, двигательную
расторможенность;

Для детей с заиканием
характерно несовершенство мелкой моторики, отмечается недостаточная общая
координация движений (трудно справиться со шнуровкой обуви, застегиванием
пуговиц), возникают трудности в обращении с предметом; плохо проектировать,
рисовать, пользоваться маркером, кистью, ножницами;

Таким образом, связь
моторики с речью позволяет развивать необходимые свойства движений органов
артикуляционного аппарата, развивая аналогичные свойства мелкой моторики.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Понятие
заикания

Заикание – серьезное
нарушение речи. Упрямство очень трудно снимается, оно тормозит нормальный ход
обучения, мешает дошкольнику нормально общаться со своим коллективом. Поэтому
педагогу следует серьезно подумать об избавлении своих учеников от заикания.
Необходимо хорошо разбираться в проблеме заикания, изучать характер ребенка и
владеть специальными педагогическими приемами. Соблюдая все эти условия, воспитатель
может помочь ребенку лучше, чем логопед, потому что он больше контактирует с
родителями детей. Заикание – функциональное расстройство речи, проявляющееся
внешне спазмами мышц некоторых органов речи в момент звукопроизношения (губ,
языка, мягкого климата, гортани, грудных мышц, диафрагмы, мышц живота).

Речь прерывается
некоторыми словами и звуками. На рубеже XVII-XVIII вв. заикание пытались объяснить,
как следствие несовершенства периферического речевого аппарата. Сикорский,
например, считал, что заикание возникает тогда, когда в суровом климате имеется
дыра, через которую он якобы просачивает слизь на язык и затрудняет речь.
Волкова считала это аномальным углублением нижней челюсти, в которое при
движении прячется кончик языка. Другие исследователи объясняли заикание
нарушениями речи: спазмом голосовых связок.

В начале ХХ в. Все
понимание заикания можно свести к трем теоретическим направлениям [6]:

1) Жжение как
спастический невроз координации, возникающий в результате раздражающего
ослабления речевых центров (слогово-координационного аппарата).

2) Жжение как
ассоциативное психическое расстройство.

3) Любопытство как
подсознательное проявление, которое развивается на почве психологических травм,
различных конфликтов с окружающим миром.

Речевые трудности могут
быть вызваны задержкой развития речи, переходом на другой язык, случаями
патологического развития личности при недостаточном развитии
эмоционально-волевой сферы, когда необходимо проявить сложную мысль.

В 1970-е годы в
психиатрии были предложены клинические критерии различения невротических и
неврозоподобных расстройств, наметилась тенденция различать невротические и
неврозоподобные формы заикания.

Заслуживает внимания
рассмотрение механизмов заикания с точки зрения психолингвистики. Этот аспект
исследования заключается в выяснении, на каком этапе речевого образования
возникают судороги в речи заикающихся. Выделяют следующие фазы речевого общения
[13]:

1) наличие потребности в
речи или намерения общения,

2) рождение идеи
высказывания во внутренней речи;

3) звуковая реализация
высказывания.

В речевой деятельности
эти фазы различны по своему разнообразию и длительности, и не всегда ясно, что
одна следует за другой. Тем не менее, есть еще сравнение между тем, что было
задумано, и тем, что уже существует. Считается, что заикание возникает в момент
готовности к речи, если у говорящего есть коммуникативное намерение, речевая
программа и базовые нормальные речевые способности. [3]. В трехчастную модель
речеобразования автор предлагает включить фазу речевой готовности, в которой
заикающийся «ломает» весь свой произносительный механизм, все существующие
системы: генераторную, резонаторную и энергетическую. Бывают судороги,
возникающие в четвертой, заключительной фазе. Заикание – нарушение ритма речи,
иногда связанное с нарушением ритма движений всего тела (неуклюжесть,
неуклюжесть в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пепе — тук
или п-п-п — тап; Ах ах ах ах. Эта форма заикания чаще всего встречается у детей
раннего возраста. Это называется клоноскоп. Часто из-за спазма ребенок не может
произнести нужный звук или задерживается на нем длительное время, таким образом
надолго преодолевая спазм: с-кок, Л…. (звук долгих ударов а)- Аня. Эта форма
заикания называется тонической. Обычно с таким трудом произносятся первые звуки
слова и словосочетания. Более легкая, клоническая форма заикания в большинстве
случаев переходит в тяжелое тоническое. Бывает, что заикающийся со свистом
выдыхает почти весь воздух и потом, задыхаясь, говорит.

Судороги проявляются преимущественно
в дыхательной системе речи, голоса, артикуляции. В большинстве случаев заикание
сопровождается судорожными или обычными движениями рук, ног и головы.

У заикающихся языки
связаны. Наблюдаются различные болезненные явления, преимущественно в более
старшем возрасте с судорогами при заикании. Когда идет разговор, он заранее
боится и из-за страха может сказать что-то плохое. Некоторые из заикающихся
сосредотачиваются на «трудных» словах. Одни, обычно развитые, смущаются,
испытывают стыд за окружающих, стыдятся своего недостатка, стараются скрыть от
них свой недостаток (избегают разговора, ограничиваются лаконичными речами и
краткими ответами, говорят мягко, краснеть, тускнеть, потеть).

Подобные переживания, о
которых мы упоминали, плохо сказываются на психике ребенка, портят его характер
(он становится раздражительным, подозрительным, болезненно-тактильным,
необщительным, иногда озлобленным). Такое поведение только усиливает их
заикание, такие дети нуждаются в чрезмерном внимании со стороны учителей.

Дети заикаются в
присутствии других людей, взрослые и дома с игрушками в одиночестве могут
нормально разговаривать. Они также могут петь, не заикаясь. В такой же
обстановке ребенок не должен заикаться, при публичном общении возникает
волнение в результате ребенок может заикаться. Многое зависит от ситуации
ребенка и отношения к этому человеку.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы