Курсовая с практикой на тему Выявление и коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей с недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Актуальные аспекты современных фонетических и
фонологических исследований. 8
1 .1 Формирование фонематических представлений у детей в
норме. 8
1.2 Формирование фонематических представлений в условиях
патологии. 17
Глава 2. Экспериментальное исследование фонематических
процессов у детей 22
2.1 Организация и методика исследования фонематических
процессов у дошкольников с нарушениями речи. 22
2.2 Анализ
результатов исследования фонематических процессов. 27
у дошкольников с нарушениями речи. 27
Глава 3. Экспериментальная апробация логопедических
занятий по развитию и коррекции фонематических процессов у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием на этапе подготовки к обучению грамоте. 35
3.1. Содержание логопедической работы по
развитию и коррекции фонематических процессов у дошкольников с
фонетико-фонематическим недоразвитием. 35
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента. 40
Заключение. 47
Список использованной литературы.. 49
Введение:
Проблема
развития речи – одна из самых актуальных в наше время. При изучении специальной
литературы, анализе периодических изданий, накоплении опыта профессиональной
деятельности приходит понимание того, какой острой проблемой становится в
настоящее время для дошкольного образования увеличение числа детей с речевой
патологией.
Огромное
количество детей, которые плохо говорят и не говорят вообще, которые с трудом
понимают обращенную к ним речь, не способны связать названия предметов и
действий с конкретными звукосочетаниями и словами, заставляет многих
воспитателей разрабатывать все новые методики коррекционной работы с ними.
Проблема речевого развития должна решаться не только на специальных занятиях,
но и в принципе во всех режимных моментах детского учреждения.
Изучением
современного состояния проблемы речевого развития ребенка в аспекте его
социального развития занимались М. И. Лисина, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,
Ушакова О.С., Степанова О.А. и другие, их научные труды позволили нам
рассмотреть структуру изучаемого речевого дефекта, а также возможные условия,
которые позволяют оптимизировать процесс его коррекции с новой точки зрения.
Особенно
частой проблемой среди нарушений детской речи является фонетико-фонематическое нарушение.
Прямое следствие нарушенного звукопроизношения у ребенка с
фонетико-фонематическом нарушением проявляется в неспособности овладения
фонематическим анализом: выделение звуков на фоне слова, определение их
количества и последовательности. Дети с фонетико-фонематическим нарушением с
трудом произносят слова со стечением согласных и многосложных слов. Когда
проговариваются такие слова, то можно наблюдать пропуск слогов, их перестановку
и замену, добавление лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных
затруднений, при фонетико-фонематическом недоразвитии возможна нечеткость
артикуляции.
При
фонетико-фонематическом недоразвитии обычно в норме находится лексический запас
и грамматический строй речи, но в ходе специального обследования возможно
выявление ошибок в процессе словоизменения, согласования частей речи,
употребления предлогов. Без преодоления речевых проблем и нарушений невозможно
дальнейшее нормальное развитие во всех сферах жизни ребенка – интеллектуальное
развитие, коммуникативная сторона жизни, социализация, психологическое
развитие. Отсюда важность и необходимость дополнительного внимания к разработке
коррекционных программ, нацеленных на работу с таким нарушением.
Таким
образом, проблема данного исследования – это поиск эффективных методов и
приемов развития и коррекции фонематических процессов у дошкольников с ФФН.
Для
разработки коррекционных программ необходимо знание особенностей фонематических
процессов у дошкольников. Это обусловило актуальность выбора темы «Развитие и
коррекция фонематических процессов у дошкольников с ФФН» для написания данной
бакалаврской работы.
При
определении актуальности проблемы мы учитывали следующие факты:
• Возрастание требований к речевому
развитию ребенка (Арбекова Н.Е., Воробьева В.К., Глухов В.П, Жукова Н.С.,
Лалаева Р.И. и другие);
• Тенденция увеличения числа детей,
имеющих фонетико-фонематическое нарушение (Буслаева Е.Н., Власенко И.Т.,
Иванова С.Л., Колесникова И.А. и другие);
• Необходимость поиска новых методов и
способов коррекции фонетико-фонематического недоразвития (Акименко В.М.,
Громова О.Е., Филатова Т. и другие);
• Недостаточная разработанность вопроса
коррекции фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим нарушением.
Объектом
исследования является процесс формирования речевой деятельности у детей с ФФНР.
Предмет
исследования — особенности произношения речи у старших дошкольников с ФФНР.
Гипотеза
исследования базируется на предположении, что преодоление
фонетико-фонематического нарушениея речи у детей 5-6 лет (в том числе коррекция
звукопроизношения и формирование фонематического восприятии) будет эффективным,
если:
–
коррекция речевых нарушений будет осуществляться на основе комплексного подхода
к организации логоритмических занятий;
–логоритмические
занятия будут включены в коррекционнологопедическую работу;
–
содержание логоритмических занятий будет направлено на формирование
фонематического восприятия детей, развитие у них основных моторных функций организма в целом и
артикуляционного аппарата в частности.
Цель
работы — показать возможности определения коррекционной работы по формированию
навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников старшего возраста с ФФНР.
Исходя
из поставленной цели, мы ставим задачи:
•
Проанализировать логопедические, психолого-педагогические по теме исследования,
провести сравнительный анализ состояния проблемы.
•
Выбрать методики, изучающие фонематические процессы, звуковое произношение
5-летних дошкольников с ФФНР. Определите состояние фонетико-фонематических
процессов по сравнению с их нормально развивающимися аналогами.
•
Показать на примере детей взаимозависимость фонетического и фонематического
развития.
•
Систематизировать практический материал, методы и приемы работы по формированию
умений звукового анализа и синтеза.
Для
решения поставленных задач в работе использовались следующие методы
исследования:
—
теоретические (анализ психолого-педагогических исследований и методической
литературы по проблеме);
—
эмпирические (изучение медико-психолого-педагогической документации,
наблюдение, беседы с детьми);
— методы
обработки результатов (методы качественного и количественного анализа
полученных результатов, метод визуализации результатов и выводов).
Теоретической
основой исследования явилось следующее:
—
положения общей и специальной психологии о единстве общих закономерностей
развития детей нормы и детей с отклонениями в развитии (Л.С. Выготский, А.Р.
Лурия);
—
положения о системном подходе в анализе нарушений речи (Р.Е.Левина,
В.И.Лубовский);
—
положения Т.А. Ткаченко, Т. Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В. Чиркина об организации
воспитательного процесса детей с ФФНР.
Новизна
исследования заключается в следующем:
—
определены особенности речевого развития детей 5-6 лет с ФФНР;
В
исследовании использовались различные методы: анализ литературы по проблеме,
медико-психолого-педагогическая документация, беседы с детьми, наблюдения,
эксперимент, изучение результатов деятельности, анализ полученных результатов,
разработка рекомендаций по планированию коррекционной работы. Основным методом
исследования явился педагогический эксперимент по выявлению, обучению и
контролю вариантов с последующим анализом, обработкой и обобщением полученных
результатов.
Экспериментальная
база исследования: МБДОУ «ЦРР-ДС «Варенька». В исследовании принимали участие
10 детей 5- 6 лет с ФФНР старшей группы компенсирующей направленности.
Практическая
значимость полученных результатов заключается в том, что систематизирован
практический материал, определены способы корректирующей работы по формированию
навыков звукового анализа и синтеза. Полученные результаты могут быть
использованы как основа для коррекционной работы с детьми с ФФНР.
Структура
работы. Курсовая работа состоит из
введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Заключение:
В ходе написания работы нами были систематизированы
научно-методические исследования об особенностях состояния фонематических
процессов у дошкольников с ФФНР. Мы выявили, что при фонетико-фонематическом
недоразвитии детям присуще расстроенная произносительная сторона речи и
нарушения в особом фонематическом слухе, который позволяет различать и узнавать
фонемы родного языка. Все это происходит при сохранении физиологического слуха
и интеллекта у детей с фонетико-фонематическим нарушением. Недостатками
звукопроизношения при фонетико-фонематическом недоразвитии становятся
следующие, заключающиеся в:
а) замене звуков на более простые по артикуляции, к примеру,
замена звуков «с» и «ш» на «ф»;
б) наличии диффузной артикуляции звуков;
в) нестабильном использовании звуков в различных формах речи;
г) искаженном произношении одного или нескольких звуков.
Преодолеть ФФНР возможно проводя целенаправленную
логопедическую работу по коррекции звуковой стороны речи и фонематического
недоразвития. Осуществление работы по формированию фонематического восприятия в
самом начале берется на основе материала неречевых звуков. В специальных играх
и упражнениях у детей ведется развитие способности узнавания и различия
неречевых звуков.
Нами
было проведено экспериментальное исследование состояния фонематических
процессов у дошкольников с ФФНР. Оно позволило выявить, что дети с
фонетико-фонематическим нарушением имеют определенные особенности в восприятии
звуков в отличие от детей с нормой развития. Эти особенности заключаются в
смешении звуков, их неразличении, ошибочном восприятии на слух, подмене одних
звуков другими, сложностях в словообразовании на заданный звук, проблемах в
различении слов, близких по звучанию. Все это отсутствует у детей с нормой
развития и наблюдается у детей с фонетико-фонематическим нарушением.
Также
нами был разработан и апробирован комплекс логопедических занятий по развитию и
коррекции фонематических процессов у дошкольников с ФФНР на материале
подготовки к обучению грамоте.
У группы
детей с ФФНР возрос уровень восприятия и распознавания оппозиционных звуков и
звуков, близких по звучанию. Дети стали лучше различать слова, близкие по звучанию,
находить их на слух в тексте и сопоставлять их с контекстом фразы. Наблюдается
большая развитость у детей способности составления слов на заданный звук,
восприятия ими звука на слух.
Нами была дана оценка эффективности
проведенной логопедической работы. Исходя из полученных результатов, можно
говорить о повышении уровня развития фонематических процессов у выбранной
группы детей, а также об эффективности выбранного нами комплекса упражнений;
Также
сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп показало, что
экспериментальная группа успешнее справлялась с различением оппозиционных
звуков, слов, близких по звучанию и составлением слов на заданный звук. Также
дети экспериментальной группы показали значительный рост в уровне развития фонематических
процессов по всем параметрам. В контрольной группе также наблюдается рост
показателей, но динамика не столь значительна. Это может стать доказательством
того, что принятых в дошкольном учреждении логопедических занятий недостаточно,
а потому необходимо применять альтернативные методы работы с детьми.
Таким
образом была достигнута цель исследования – систематизированы научные
исследования по проблеме состояния фонематических процессов у дошкольников с
ФФНР и проведено экспериментальное исследование логопедических занятий по
развитию и коррекции фонематических процессов у дошкольников с ФФНР.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Актуальные аспекты современных фонетических и фонологических исследований
1
.1 Формирование фонематических представлений у детей в норме
Согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (ФГОС ДО): «Развитие речи включает овладение речью как средством
общения и культуры; обогащение активного словарного запаса; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, аудирование текстов
различных жанров детской литературы; формирование здоровой
анаплитико-синтетической деятельности как необходимое условие обучения грамоте»
[8,c.313].
Таким
образом, развитие речи — одна из актуальных задач, стоящих перед дошкольным
учреждением. Ведь правильная речь — один из показателей готовности ребенка к
обучению в школе, залог успешного овладения грамотой и чтением: письменная речь
формируется на основе устной речи. Нормальное (своевременное и правильное)
речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия,
расширять запас знаний и представлений об окружающей среде[10,c.38].
К
развитию фонематической стороны речи обратились авторы М.Ф. Фомичева, Н.
Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я. Ларионова, Т. Ткаченко. Но можно воспользоваться
рекомендациями отчасти, ведь их работа направлена на преодоление общей
недоразвитости речи [2,c.22].
В
онтогенезе развитие и формирование фонематической стороны речи происходит
постепенно и в разное время. Некоторые дети произносят больше звуков и четче,
другие — все менее и менее четко.
Фонематическое
восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии: