Курсовая с практикой на тему Выявление детей группы риска по задержке речевого развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………….. 2
1. Теоретические аспекты изучения
проблемы………………………………………… 4
1.1. Признаки нарушения речевого
развития. Основные показатели группы риска 4
1.2. Система комплексного
сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности…………………………………………………………….. 11
Вывод………………………………………………………………………………………………. 15
2. Изучение речевой деятельности у
детей в норме и патологии………………. 16
2.1. Методы исследования речи у детей
дошкольного возраста……………….. 16
2.2. Методы профилактики нарушений
речевого развития у детей группы риска 21
Введение:
Одним из наиболее важных
компонентов экспрессивной речи является связная речь. Она играет важную роль в
развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для
самовыражения, осознанного отображения в речи разнообразных связей и отношений
между предметами. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных
материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно
излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного
уровня развития связной речи. Это служит предпосылкой для использования
ребёнком отдельных слов и синтаксических конструкций в экспрессивной речи.
Связная речь вбирает в
себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, а
также выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать
связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе,
что является решающим условием для развития его личности. Связная речь состоит
из множества языковых компонентов: фонетикофонематического,
лексико-грамматического, синтаксического, семантического. Нарушение одного из
этих компонентов ведёт к нарушению связности высказываний. Однако встречаются
дети, у которых задерживается формирование каждого из этих компонентов.
Несформированность связной
речи дошкольников с данным видом речевого нарушения отрицательно сказывается на
дальнейшем развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их
коммуникативные возможности и познавательные способности, что в свою очередь
является препятствием для овладения знаниями.
Учитывая все
вышесказанное, определяется необходимость своевременного обследования детей, а
также ранней постановки диагноза с целью дальнейшей разработки методики по
развитию связных высказываний у детей с ОНР. Данный факт определяет
актуальность исследования изучаемой проблемы.
Цель: выявить особенности
формирования речи у детей дошкольного возраста, а также выявление характеристик
группы риска.
Объект исследования:
особенности онтогенеза и диагенеза задержки речевого развития.
Предмет исследования:
приемы формирования связной речи у дошкольников и методологические предписания
для группы риска.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать общую и специальную литературу по проблеме
исследования.
2. Подобрать методический материал для выявления особенностей построения
связных высказываний дошкольников с задержкой речевого развития.
3. Определить границу между нормой и патологией в области речевого развития.
4. Обозначить важность методологических исследований для работы с детьми с
ОВЗ.
5. Сформировать систему профилактических мероприятий для группы риска.
Гипотеза: Работа с
использованием специальных приёмов позволит скорректировать нарушения связной
речи у детей.
В соответствии с целью и
задачами исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ литературных источников по исследуемой теме.
2. Изучение медико-педагогической документации.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Заключение:
В настоящее время число
детей, имеющих общее недоразвитие речи, заметно растёт. При этом возрастает
роль тщательного изучения состояния их речевой деятельности.
Изучение специальной и
педагогической литературы позволило обозначить основные языковые компоненты
связной речи – фонетико-фонематический, лексико-грамматический, синтаксический,
семантический. Задержка в формировании и развитии каждого из них ведёт к нарушению
связности высказываний, развитии речемыслительной деятельности, ограничению
познавательных способностей.
Выявленное нарушение на
раннем этапе быстрее поддается корректировке, чем в запущенном состоянии.
Профилактика имеет важное значение – общение с малышом, забота, внимание и
любовь. Вся ответственность лежит на взрослых, ребенок не может сказать, что
его беспокоит, а наша задача это рассмотреть, предотвратить, помочь ребенку
справиться с проблемой и дальше жить полноценной жизнью.
Поставленных во введении
целей и задач удалось достигнуть, однако данная работа может быть продолжена в
аспекте экспериментальной деятельности.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты изучения
проблемы
1.1. Признаки нарушения речевого
развития. Основные показатели группы риска
Задержка речевого развития
– это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью
детьми младше 3-х лет. Характеризуется скудным словарным запасом, отсутствием
четкости произношения, отсутствием у ребенка фразовой речи на 2 года и связной
речью на 3 года.
Задержка речевого развития
может быть вызвана биологическими и социальными факторами. Биологические – при
заболеваниях поражающих головной мозг, родовые травмы, инфекции, заболевания
раннего возраста, тугоухость, наследственность, аутизм. Социальные факторы чаще
всего выражаются в недостаточном внимании и общении.
Чтобы различить первые
признаки нарушений, необходимо знать условные нормы речевого развития детей
раннего возраста. (Таблица №1).