Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Выявить психологические отличия эмпатии в разный период ранней и поздней зрелости.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Особенности эмпатии и развития личности 6
1.2. Методики исследования социально-психологического состояния коллектива 8
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА 2. ПОИСК ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 16
2.1. Анализ общих данных по методике 16
2.2. Организация эмпирического исследования для сбора психометрических данных 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Приложение 1. 37
Приложение 2 40

 

 

 

 

  

Введение:

 

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному – сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей (например, организованная группа. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков.
Проблемами разработки инструментов диагностики социально-психологического состояния личности и групп занимались многие отечественные и зарубежные ученые, которые являются представителями разных наук и практик Д. Майерс [1], Р. Немов [2], Л. Столяренко [3], В. Дружинин [4], А. Реан [5], Г. Андреева [6], В. Лавриненко [7], Г. Щекин [8] и т.д. Однако пока нет разработок по инструментарию диагностики социально-психологического состояния персонала и коллектива. Так, ученые [1-4] дают рекомендации по диагностике личности, однако их почти невозможно использовать в процессе управления персоналом. Другие [5-6], не уделяя внимания личности, исследуют группы и динамические процессы этих групп. Все это и обусловливает выбор темы исследования.
Объектом исследования является проблема диагностики уровня эмпатии в разновозрастном коллективе.
Предмет исследования – проверка достоверности диагностики уровня эмпатии в разновозрастном коллективе.
Цель исследования – разработка и проверка эффективности диагностики уровня эмпатии в разновозрастном коллективе.
Гипотеза исследования: методика СПСК будет эффективной при диагностике уровня эмпатии в разновозрастном коллективе.
Цель исследования обусловила необходимость выполнения таких задач:
1. Изучить существующие интерпретации исследуемого феномена;
2. Обобщить и классифицировать все возможные методики диагностики по теме;
3. Обосновать выбор методики для последующего психометрического анализа и описать ее;
4. Охарактеризовать содержание процедуры обследования, используемые шкалы, стимульный материал, типовые инструкции, обработку и интерпретацию результатов;
5. Подобрать выборку и провести методику, выбрать и реализовать основные способы доказательства ее надежности;
6. Осуществить интерпретацию результатов;
7. Дать общую оценку применению методики.
Теоретическую основу исследования составили положения научных разработок отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования и работы с коллективом (Д. Майерс [1], Р. Немов [2], Л. Столяренко [3], В. Дружинин [4], А. Реан [5], Г. Андреева [6], В. Лавриненко [7], Г. Щекин [8] и т.д.).
В ходе исследования были использованы такие методики: «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива (методика О. Немова).
Методы исследования. Для решения цели и заданий исследования, использованы общенаучные методы теоретического уровня (изучение и анализ специальной литературы, посвященной проблемам формирования коллектива, обобщение, систематизация), а также методы эмпирического исследования (наблюдение, опрос).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в работе по формированию эмпатии в разновозрастном коллективе, в дальнейших специализированных исследованиях, посвященных проблеме.
Участие в экспериментальной деятельности приняли сотрудники мебельной фабрики в количестве 20 человек в возрасте от 22 до 45 лет, составившие экспериментальную группу, а также сотрудники магазина женской одежды в количестве 20 человек в возрасте от 18 до 30 лет.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования была поставлена цель разработать и проверить эффективность методики СПСК в определении уровня эмпатии в разновозрастном коллективе.
Для проведения данной проверки была выдвинута гипотеза, суть которой заключалась в том, что методика СПСК будет эффективной при определении уровня эмпатии в разновозрастном коллективе.
В ходе исследования были выполнены такие задачи:
1. Изучены существующие интерпретации исследуемого феномена;
2. Обобщены и классифицированы все возможные методики диагностики по теме;
3. Обоснован выбор методики для последующего психометрического анализа и произведено ее описание;
4. Охарактеризовано содержание процедуры обследования, используемые шкалы, стимульный материал, типовые инструкции, обработку и интерпретацию результатов;
5. Подобрана выборка и проведена методика, выбраны и реализованы основные способы доказательства ее надежности;
6. Осуществлена интерпретация результатов;
7. Дана общая оценка применению методики.
Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.
Совместимость — один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.
Ответственность — контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности. Контактность и открытость — определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.
Диагностический подход ориентирован на выявление специфических проблем конкретного коллектива, а также на поиск путей их решения в условиях организации. Поскольку целью диагностики является изучение состояния персонала
Диагностика эмпатии может быть определена как сбор информации о коллективе с целью выявления проблем его функционирования, а также путей и резервов для их решения. Главным объектом диагностики совместимости коллектива являются проблемы, которые необходимо решить, а адекватность и эффективность прикладных мероприятий, предлагаемых менеджером, определяются, прежде всего, качеством проведенной диагностики
По результатам диагностики показателей совместимости коллектива был сформулирован вывод о том, что методика СПСК Р. Немова подходит для определения уровня эмпатии членов коллектива.

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Особенности эмпатии и развития личности
Развитие представлений об эмпатии исходит из ее толкования как процесса реагирования чувствами на чувства. Под этим понятием стали мыслить аффективно-когнитивное восприятие внутреннего мира другого человека в целом, а в рамках инте-гративного подхода — сложносоставное явление, компонентами которого служат адекватное понимание переживаний партнера, эмоциональный отклик на них, сочувствие.
Основоположник отечественных исследований по данной теме Т. П. Гаврилова писала: «Традиционно проблемы, связанные с понятием эмпатии, были объектом изучения философских дисциплин — этики и эстетики. Само это понятие восходит к этическому понятию симпатии (А. Смит, Г. Спенсер, А. Шопенгауэр) и понятию вчувствования, возникшему в немецкой философии и эстетике (Т. Липпс)» [10].
«Симпатия» (от греч. syn — вместе, pathos -чувство) означает ‘чувствовать с кем-то, сочувствовать’. Согласно словарю иностранных слов, симпатия — это влечение, внутреннее расположение к кому-либо, чему-либо, а также объект такого чувства. Слово же «эмпатейя» (греч. префикс -em выражает направленность внутрь) в значении ‘чувствовать в себе, вчувствоваться’ существовало еще в древнегреческой философии и трактовалось стоиками как духовная объективная общность всех вещей, заставляющая людей сопереживать друг другу и ощущать свое единство с природой [10].
Понятие эмпатии получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Приоритет в его разработке приписывают Т. Липпсу и Э. Титченеру. Последний перевел этим словом немецкое Einfuhlung, с помощью которого Т. Липпс описал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже, в 1903 году, и человека человеком. Так термин «эмпатия» заменил термин «симпатия» и вытеснил его из научного обихода.
По Р. Бернсу, эмпатия лишена компонента суждения и относительно нейтральна, чем существенно отличается от сострадания и симпатии, которым недостает объективности. Эти чувства предполагают чрезмерную идентификацию собеседников друг с другом и нередко приводят к появлению «фантазий об избавлении» [6].
Т. П. Гаврилова различает такие формы эмпатии, как сопереживание (восприятие чувств другого человека через отождествление с ним) и сочувствие (переживание чувств партнера, отличных от собственных). Так, ученик, волнующийся за отвечающего товарища, сопереживает, а жалеющий пожилого человека ребенок выражает, скорее, сочувствие, ведь вряд ли он разделяет переживания взрослого. Автор уточняет: «При сопереживании субъект переносит на себя чужое эмоциональное состояние и переживает чувства другого как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта и, главным образом, если они связаны с предвосхищением им подобной возможности для себя, особенно в ближайшем будущем. При сочувствии же субъект переживает за другого как бы «бескорыстно», без соотнесения с собой» [10].
Сопереживание или сочувствие могут проявляться совместно, но даже в таких случаях что-то одно доминирует.
Перечислим основные трактовки рассматриваемого понятия:
— понимание эмоций, потребностей партнера;
— вчувствование в событие (произведение искусства, природу);
— аффективная связь с кем-либо, разделение состояния другого человека (группы людей);
— профессиональное качество психотерапевта [10].
Ученые выделяют разные функции эмпатии. С одной стороны, она выступает одним из определяющих факторов поведения. Представители такого подхода (Т. Липпс, Т. Рибо, И. Валлон, В. Мак Дауголл, Д. Аронфилд, С. Шафер, Э. Либхарт, Д. Сидмен, Э. Ролинг, Р. Хогэн, М. Харрис, Л. Хоунг, А. Мехрабиан, Н. Эпштейн) говорят о наличии зависимости между эмпатическими способностями личности и ее склонностью к альтруизму. С другой стороны, эмпатия — это специфическая эмоциональная форма познания, основным объектом которого является человек (М. Шелер, С. Аш, К. Роджерс, Д. Бирес, Д. Арлоу, С. Махони, С. Маркус, Д. Уилмер) [6].Понятие «воспитание личности» означает систему целенаправленных, заведомо запланированных действий, цель которых заключается в формировании в ребенке определенных личностных качеств, в усвоении им соответствующих понятий, социальных норм, ценностей и образцов поведения. Итак, в данном понятии делается акцент на целенаправленность, планомерность процесса воздействия, а под субъектом воздействия понимают как специальный институт, так и человека, которые должны осуществить определенную цель. Понятие «образование личности» отражает и процесс, и способы, и результат передачи человеку определенной суммы знаний.

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы