Курсовая с практикой на тему Выработка умения и навыков у учащихся по безопасности жизнедеятельности через элективные курсы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ 6
1.1 Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся 8
1.2 Теория обучения учащихся навыкам безопасности жизнедеятельности 11
1.3 Технологии развития навыков безопасности жизнедеятельности у учащихся 12
2. РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 15
2.1 Особенности элективного курса «основы безопасности жизнедеятельности» 17
2.2 Правовая основа проведения курсов «Безопасность жизнедеятельности» 25
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ РАЗНОГО ВОЗРАСТА 26
3.1 Программа элективного курса «Безопасность жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса 26
3.2 Программа элективного курса «Безопасность жизнедеятельности» для учащихся 1-го класса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Введение:
Безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, которая охватывает теорию и практику защиты от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, поддержания здоровья и безопасности в окружающей среде. Эта проблема возникла с появлением наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали природные катаклизмы и представители биологического мира.
В последнее время сам человек стал представлять опасность для своего выживания. Статистика показывает, что в настоящее время он страдает в основном от техногенных опасностей. Только в результате дорожно-транспортных происшествий в России ежегодно погибает более 30 000 человек. Десятки тысяч людей ежегодно становятся жертвами алкоголя. Тысячи людей погибают на рабочем месте. Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является ожидаемая продолжительность жизни. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человечества — это одна из наиболее приоритетных и важнейших его потребностей.
Ученые с древних времен изучают безопасность жизнедеятельности в различных условиях жизни и деятельности. Усилия многих ученых создали научную основу для разработки инструментов и методов защиты людей от опасностей .
Комплексная научная дисциплина, изучающая риски и средства защиты, называется Безопасностью жизнедеятельности.
Основные правила безопасности жизнедеятельности заключаются в следующем.
1) С тех пор, как этот человек появился в этом мире, он живет и работает среди постоянно меняющихся потенциальных опасностей. Из-за этого любая человеческая деятельность потенциально опасна.
2) Будучи реализованными в пространстве и времени, опасности для здоровья человека проявляются в таких физических состояниях и состояниях, как нервный шок, травмы, болезни, инвалидность и смерть. Именно поэтому опасность (опасность, риск) — это то, что действительно угрожает не только отдельному человеку, но и обществу и государству в целом. Поэтому предотвращение опасностей и защита от них являются неотложными гуманитарными и социально-экономическими задачами.
Выбор темы данной работы основан на необходимости изучения “Безопасности жизнедеятельности” как академической и научной дисциплины, начиная с младшего школьного возраста. Это способствует формированию у учащихся и общества мировоззренческого взгляда на ценности и цели безопасности своей жизнедеятельности в новую постиндустриальную эпоху через полное рассмотрение вопросов безопасности человека на современном этапе, различные уровни в этой изменяющейся в настоящее время среде.
В педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств подготовки школьников к безопасному поведению. Т.С.Назарова, В.С.Шаповаленко, А.Т.Смирнов раскрыли теоретические вопросы курса ОБЖ и обучения основам безопасности жизнедеятельности. Проблема воспитания культуры безопасности исследуется в работах Л.Н.Гориной, В.Н.Мошкина, А.В.Попкова: ученые рассматривают сущность, структуру, содержание и направления деятельности, методы и формы воспитания. Вопросы создания педагогических условий, способствующих формированию навыков, опыта безопасного поведения, готовности к эффективным действиям в экстремальной ситуации дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников освещаются в трудах Т.Г.Хромцовой, А.МЛкупова, А.Г.Маслова, С.П.Черного, Н.В.Елисеевой, А.В.Шигаева, В.Ф.Купецковой, Р.В.Григорян, Я.Б.Каплан и др.
Однако почти все учебные заведения общего образования внедряют предмет “Основы безопасности жизнедеятельности”, начиная с 5-го класса. В то время как уже в раннем детстве ребенок должен понимать, что ему можно, а что нельзя, какие опасности существую в его окружении. За последние годы увеличилось число школьников, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. Постоянно растет число детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия.
Объектом исследования в работе является необходимость ввода в образовательную программу элективного курса «Безопасность жизнедеятельности» для учащихся школ, начиная с 1-го класса.
Предметом исследования является содержание элективного курса. «Безопасность жизнедеятельности».
Целью исследования является обоснование необходимости применения элективных курсов «Безопасность жизнедеятельности» на протяжении всего обучения в школе, разработка примерных программ элективных курсов «Безопасность жизнедеятельности» для учащихся разных возрастов.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть основы формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся;
— изучить теорию обучения учащихся навыкам по безопасности жизнедеятельности;
— рассмотреть технологию развития навыков безопасности жизнедеятельности у учащихся;
— определить роль и место элективного курса «Безопасность жизнедеятельности» в общей образовательной программе;
— самостоятельно разработать примерные учебные программы элективных курсов «Безопасность жизнедеятельности» для учащихся разных возрастов.
Заключение:
Современная жизнь полна опасностей, даже взрослые люди часто ведут себя опрометчиво, то ли по незнанию, то ли надеясь на вечное «авось». А вот ребенок и подавно склонен легкомысленно воспринимать эту жизнь, первопричиной этому является отсутствие большого груза знаний и явное недопонимание многих потенциальных опасностей. Задача родителей и педагогов максимально оградить детей от попыток всё проверять опытным путем и внушить им теоретические правила.
Дети и подростки наиболее подвержены влиянию различных негативных факторов среды, риску столкновения с опасными ситуациями. Они и сами являются источником опасности, так как стремление приобрести новый для себя опыт, доказать свою взрослость проявляется в их неоправданно рискованных поступках. Этот возраст является наиболее подходящим для активного и сознательного усвоения норм и правил безопасного поведения. Именно этот возрастной период является оптимальным и важным для формирования готовности к безопасному поведению в повседневной жизни. Так как приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности становятся насущной потребностью в жизни каждого человека, общества и государства, потому что они в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном мире.
Самое главное преимущество учащихся младших классов в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Большинство детей обожают действовать по правилам. Можно быть уверенными: если правила личной безопасности наряду с другими правилами излагаются преподавателем ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами – то дети обязательно будут следовать этим правилам.
Дети начальных классов очень доверчивы. Вот почему взрослым необходимо активно вмешиваться и защищать их в случае необходимости от посторонних. Детям старшего дошкольного возраста наилучшая защита со стороны взрослого — быть рядом с ребенком и активно устанавливать границы, которые он, возможно, не может еще определять сам.
Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации, начиная с 1-го класса. Конечно же, не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т. д. Задачей является достижения понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Практическая значимость работы заключается в разработке примерных учебных программ элективных курсов «Безопасность жизнедеятельности» для разных возрастов учащихся.
При написании работы достигнуты следующие задачи:
— рассмотрены основы формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся;
— изучена теория обучения учащихся навыкам по безопасности жизнедеятельности;
— рассмотрена технология развития навыков безопасности жизнедеятельности у учащихся;
— определена роль и место элективного курса «Безопасность жизнедеятельности» в общей образовательной программе;
— самостоятельно разработаны примерные учебные программы элективных курсов «Безопасность жизнедеятельности» для учащихся разных возрастов.
Фрагмент текста работы:
1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Сегодняшние молодые люди, дети, подростки — тот человеческий капитал, который в недалеком будущем будет обеспечивать жизнедеятельность страны, и определять направления развития государства. Обеспечение их безопасности, как физической, так и нравственной — важнейшая задача, которая не теряет своей актуальности. Современные дети и подростки живут в условиях постоянных преобразований: меняется социально-политическая, экономическая сферы, трансформируются ценности и моральные установки, активно развиваются современные технологии.
Их готовность к безопасному поведению в повседневной жизни будет достаточной, если обеспечить формирование и развитие:
— ценностного отношения к безопасности, здоровью и жизни, стремления и потребности в обеспечении личной и общественной безопасности; внутренней мотивации к подготовке и самоподготовке в области безопасности;
— основы безопасного поведения в повседневной жизни (системы знаний о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах, причинах возникновения опасности, о правилах и способах безопасного поведения в повседневной жизни);
— умений предвидеть опасные ситуации, прогнозировать возможные последствия взаимодействия с ними, находить оптимальные способы безопасного поведения в соответствии со степенью опасности путем анализа конкретной ситуации;
— опыта безопасного поведения через имитационное моделирование измененных и нестандартных опасных ситуаций, взаимодействие с ситуациями дозированного риска;
— умений осуществлять саморегуляцию своего поведения, контролировать свои действия, осуществлять анализ и оценку своего поведения в опасной ситуации и его результатов посредством имитационного и мысленного проигрывания действий в возможной опасной ситуации.
Уже в раннем детстве ребенок должен хорошо знать, что ему можно, а что нельзя. Весь вопрос в том, как этого лучше добиться. Постоянно запрещая, взрослые ограничивают деятельность ребенка. А ведь сама суть растущего человека — это непрерывное движение, высокая активность. Постоянное «нельзя» рано или поздно даст обратный результат.
Очень привлекателен для детей огонь. И если ребенок подошел к огню, хочет его потрогать, его надо предупредить, дать «попробовать». Впоследствии он сам будет осторожен. И если ребенок постигает опасность под контролем взрослых, с малых лет становится все более внимательным и осторожным — такая защита от всяческих опасностей куда более надежна, чем самая внимательная опека взрослых. Индусская пословица гласит: «Умные родители иногда позволяют детям обжигать пальцы» .
Безопасное поведение подростков рассматривается нами как функциональная система его взаимодействия с окружающей средой с целью обеспечения защищенности во всех сферах жизнедеятельности. Безопасное поведение предполагает: предвидение и прогнозирование опасности, совокупность действий по предотвращению опасной ситуации, опыт взаимодействия с опасной ситуацией. Прогнозирование возможных опасных ситуаций осуществляется на основе выявления их устойчивых связей и признаков, а также на базе жизненного опыта, который накапливает факты повторяющихся связей между признаками опасности и ее последующим развитием. Знания о возможных опасностях окружающей среды, их физических свойствах и признаках позволяют распознать опасную ситуацию, спрогнозировать возможные последствия при взаимодействии с ней и на основе этого принять решение и выбрать ту или иную модель поведения. Совокупность действий по предотвращению опасной ситуации включает наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, саморегуляцию собственного поведения с целью недопущения или устранения причин и предпосылок возникновения опасности, адекватное поведение в соответствии со степенью опасности (уклонение, избегание), применение способов защиты от опасности. Указанная система действий должна закрепиться в опыте, стать достоянием личности.
Опыт — это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков, позиций, установок. Под опытом взаимодействия с опасными ситуациями Т. С. Назарова, В. С. Шаповаленко понимают знания, умения и навыки, наличие практики выхода из подобных опасных ситуаций, физическую и психологическую готовность к осуществлению выбранного варианта поведения . По мнению авторов, положительный опыт для использования его в последующих экстремальных ситуациях и различных кризисных условиях закрепляется в памяти в самых разных формах, специальных навыках, традициях. Кроме того, каждая очередная критическая ситуация вносит свой «вклад» в изменение личности, так как формируются такие качества личности, как готовность действовать в условиях, осложненных риском, чувства ответственности, долга, справедливости и др.