Курсовая с практикой на тему Введение детей дошкольников с ОВЗ в систему дополнительного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Теоретические основы включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему дополнительного образования 5
1.1 Понятие «ограниченные возможности здоровья»: определения, классификация детей с ограниченными возможностями здоровья 5
1.2 Анализ опыта включения дошкольников с ОВЗ в систему дополнительного образования 9
2. Опытно-эмпирическое исследование процесса включения дошкольников в систему дополнительного образования 14
2.1 Организация исследования: описание методик, выборки 14
2.2 Анализ результатов исследования 17
Заключение 23
Список литературы 24
Введение:
Развитие дополнительного образования детей в современной ситуации получает статус одного из доминирующих направлений в образовательной системе. Особое внимание уделяется проблеме обеспечения доступности учреждений дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, что зафиксировано в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно основным задачам современной социальной политики, которые обозначены в в «Стратегии 2020», одним из центральных направления развития образования и социализации детей и подростков является достижение оптимального уровня эффективности образования каждого ребенка и вертикальной социальной мобильности посредством создания системы поддержки категорий детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому поддержка инклюзивных образовательных программ для детей с ОВЗ должна найти отражение во всех сферах образования, в том числе и в рамках дополнительного образования детей.
Следует отметить, что становление инклюзивного дополнительного образования в Российской Федерации находится еще на начальной стадии развития, поэтому в настоящее время решаются вопросы создания оптимальных программ для осуществления дополнительного образования с дошкольниками с ОВЗ. Кроме того, до конца не исследован вопрос эффективности дополнительного образования для разных категорий дошкольников с ОВЗ. Так, например, можно предположить, что для детей, страдающих аутизмом, тяжелой степенью умственной отсталости такая форма образования будет недоступна.
Данный круг вопросов определяет актуальность исследования проблемы введения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему дошкольного образования.
Цель исследования: изучить аспекты проблемы введения дошкольников с ОВЗ в систему дополнительного образования.
Объект исследования: дополнительное образование для дошкольников с ОВЗ.
Предмет исследования: особенности воображения и художественно-творческих способностей дошкольников с ОВЗ, посещающих учреждения дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Определить понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»;
2. Изучить имеющийся опыт введения дошкольников в систему дополнительного образования;
3. Провести эмпирическое исследования воображения и художественно-творческих способностей старших дошкольников с ОВЗ, посещающих учреждения дополнительного образования.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученной информации, анкетирование родителей, методики «Солнце в комнате», «Как спасти зайку», предложенные В. Синельниковым, В. Кудрявцевой, качественный и количественный анализ полученной информации.
Заключение:
Категорию детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети, которые имеют разнообразные нарушения и отклонения в развитии, которое определяет специфику их функционирования и обучения. Для данной категории детей характерны особые образовательные потребности, которые должны учитываться при создании программ образования для таких детей и осуществлении образовательной деятельности.
В настоящее время активно развивается направление дополнительного образования для дошкольников с ОВЗ. Создаются адаптированные программы, которые позволяют включать детей с различными нарушениями здоровья в данное направление образования, раскрывать в рамках дополнительного образования их творческий и интеллектуальный потенциал, развивать художественно-творческие способности.
Однако существуют определенные ограничения для включения детей с ОВЗ в систему дополнительного образования: например, детям с аутизмом или глубокой степенью умственной отсталости такой вид образования, скорее всего, недоступен. В качестве проблем дополнительного образования для дошкольников с ОВЗ можно также выделить недостаточное количество центров и учреждений, работающих в данном направлении, а также низкую доступность информации о таких учреждениях.
Эмпирическое исследование подтвердило существующие недостатки в развитии воображения и художественной деятельности детей с ОВЗ, которые необходимо развивать в рамках дополнительного образования.
Фрагмент текста работы:
Теоретические основы включения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему дополнительного образования
1.1 Понятие «ограниченные возможности здоровья»: определения, классификация детей с ограниченными возможностями здоровья
Определение «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) относится к группе лиц, функционирование которых определяется какими-то ограничениями или отсутствием возможности реализовывать деятельность методом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Для данного определения специфическими свойствами является избыточность или недостаточность в отношении обычного в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. На основании различных профессиональных взглядов на сущность, происхождение и проявления понятия «ограниченные возможности здоровья» и разных подходов к систематизации можно выделить разные классификации лиц данной категории [4].
Фундаментом для педагогической классификации таких детей является специфика особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в развитии и тяжесть патологии.
Наиболее часто применяемыми основаниями для классификации являются следующие:
1 Этиология патологии;
2 Типы патологий с дальнейшим уточнением их характера;
3 Последствия патологий, которые имеют влияние на последующую жизнедеятельность.
Следует заметить, что некоторые категории детей с ОВЗ встречаются в разных классификациях, другие встречаются в единичном варианте, а третьи, выделяясь в одной классификации, в другой – объединяются.
Наиболее часто применяется классификация В. В. Лебединского.
Согласно этой классификации выделяются следующие подгруппы детей с ограниченными возможностями здоровья:
1)дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Разброс различных проявлений и феноменов в онтогенезе детей с ОВЗ весьма разнообразен: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и условно просто устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы [8].
Соответственно, эти дети имеют разные образовательные потребности, которые могут быть удовлетворены в разных образовательных подходах: от инклюзивного образования, когда ребенок при определенном сопровождении имеет возможность обучаться в массовом образовательном учреждении до необходимости создания для конкретного ребенка адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом достаточно большой разброс различий отмечается не только в общем в категории детей с ОВЗ в целом, но и отдельно, в каждой группе таких детей.
Потребность является значительной побуждающей силой человеческой деятельности. Происхождение этого понятия демонстрирует его многосторонность, раскрывает достаточно широкое его значение. Одной из базовых потребностей человека выступает его потребность в образовании. Она образуется и развивается в конкретной общественной среде, отображаясь в разнообразных формах деятельности.
Образовательная потребность выступает как детерминированное общественными доминантами активно-деятельностное отношение человека к области знания, представляющее собой значимое свойство его развития, самоопределения и самореализации.
Потребность в образовании – это иерархическая системная потребность, обладающая определенной структурой и проявляющаяся в таких потребностях, как потребности в знаниях, умениях, навыках, коммуникации, самообразовании, самореализации, самоактуализации.
Анализ потребности как внутренней детерминанты целенаправленной деятельности человека является весьма значимым, т.к. дает возможность установить их целевую направленность. Параллельно это позволяет выяснить уровень совпадения потребности личности с социальными взглядами на образовательные потребности детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают особыми образовательными потребностями.
В. З. Денискина подразумевает под определением «особые образовательные потребности детей с ОВЗ» «спектр образовательных и реабилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети данной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве образовательной организации».
Т. В. Фуряева определяет «особые образовательные потребности» детей с ОВЗ как «потребность в общем образовании и понимается как социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса.
Следовательно, невозможно отнести потребность одному только субъекту, как что-то характерное только для него, она имеет в своей структуре в себя отношение минимум двух субъектов, один из которых является адресантом, а другой – адресатом общественного запроса.
Термин «особые потребности» определяет первичную значимость образовательных стратегий, направленных на самого ребенка, с его воспитанием, с улучшением его жизненной, учебной ситуации» [9].
Таким образом, можно выделить следующие образовательные потребности детей с ОВЗ:
-Потребность в как можно более раннем обнаружении первичного дефекта;
-Потребность в целенаправленной специализированной образовательной деятельности, к которой необходимо приступить непосредственно после диагностического этапа, независимо от возраста ребенка. Отсутствие реализации целенаправленной психолого-педагогической деятельности является причиной необратимых нарушений развитии до возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка.
— Потребность в оперативном установлении всех направлений развития «социального вывиха», которые могут появиться у ребенка в зависимости от особенностей первичного дефекта, и возраста, в котором оно возникло;
— Потребность во включении в программу обучения ребенка с ОВЗ специальных блоков, направленных на целенаправленное достижение целей по его развитию. Например, ребенку с нарушением зрения, зрения и слуха, интеллекта требуется специальный блок обучения — социально-бытовой ориентации, где он знакомится с особенностями деятельности разнообразных общественных служб и нормы элементарного социального поведения в быту, нормы общественного взаимодействия, общения;
— Потребность в формировании «обходных путей» обучения, применении особенных средств и стратегий, которые не требуются в образовании нормально развивающегося ребенка;
— Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы;
— Потребность в особом применении традиционных технологий обучения. Коррекционная ориентированность использования традиционных технологий обучения, а также коррекционная ориентированности преподавания различных дисциплин, воспитательного влияния и досуговой деятельности;
— Потребность в том, чтобы реализация коррекционно-педагогического процесса производилась специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, дефектологами, логопедами);
— Потребность в обеспечении доступной образовательной среды;
— Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов;
— Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении;
— Потребность в особой деятельности, направленной на помощь в профессиональном самоопределении;
— Потребность во всесторонней оценке потребностей и необходимых ресурсов для нормального функционирования семьи ребенка с ОВЗ [19].