История русской литературы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Времена года в лирике Беллы Ахмадулиной

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Общая характеристика лирики Беллы Ахмадулиной 5
1.1 Уровни цитатности, мотив лирической книги Б. Ахмадулиной 5
1.2 Лирика Ахмадулиной: цветность, музыкальность, применение метафор и ассоциаций 14
1.3 Искусство и природа в лирике Б. Ахмадулиной как основные мотивы пробуждения в человеке духовного начала 16
Глава II. Анализ времен года в творчестве Б. Ахмадулиной 21
2.1 Интертекстуальный фон лирики Беллы Ахмадулиной и применение его в лирике о временах года (параллель с Б. Пастернаком) 21
2.2 Осень и зима в лирике Б. Ахмадулиной. Диалог с А. С. Пушкиным 27
2.3 Лирика и времена года в стихотворениях Беллы Ахмадулиной как продолжение идей Серебряного века 31
Заключение 35
Список используемой литературы 38

  

Введение:

 

Творчество Беллы Ахмадулиной охватывает собой середину прошлого столетия и продолжается в наши дни. Исследование поэзии Ахмадулиной – это не завершенный процесс.
Б. Ахмадулина входит в число самых значительных русских поэтов второй половины прошлого столетия. Она сформировала самобытную и неповторимую систему лиризма и языка поэтики. Стихам поэтессы характерен особый образный смысл, изящество слога, обостренность интуиции к звукам и оттенкам природы. При всей оригинальности творчества, стихам Ахмадулиной присуще внимание к традициям, литературному и культурному наследию русской литературы, вовлеченность в общий виток развития литературы.
Б. Ахмадулина с особой ответственностью относится к ценностям честности перед своим зрителем и перед самой собой. Стихотворениям присущи обостренное чувство совести и чувствительность к миру, людям. В стихах поэтессы соединились любовь, совесть и ответственность.
Творческая биография Беллы Ахмадулиной начинается в 1955 году. Тогда в газете «Комсомольская правда» публикуется стихотворение «Родина». Через семь лет печатается первая книга – «Струна». Сегодня количество изданных книг автора – более сорока.
Целью данной работы является рассмотрение времен года в лирике Беллы Ахмадулиной.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение общей характеристики лирики Беллы Ахмадулиной;
2) Анализ интертекстуального фона лирики Беллы Ахмадулиной и применение его в лирике о временах года;
3) Описание осени и зимы в лирике Б. Ахмадулиной. Диалога Ахмадулиной с А. С. Пушкиным
Исследованием поэтики Ахмадулиной занимались такие авторы, как И. В. Аведова, Т. В. Алешка, Е. Н. Афанасенкова, Соня Кетчиан, Е. В. Красильникова, О. Г. Соломаева, М. Виноградова.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что творчество Беллы Ахмадулиной в отечественном литературоведении изучено пока недостаточно.
Объект исследования — лирика Беллы Ахмадулиной.
Предмет исследования – времена года в поэзии Б. Ахмадулиной.
Работа состоит из введения, заключения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа посвящена рассмотрению времен года в лирике Беллы Ахмадулиной.
На основании проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
Особенность лирики выражается в отражении авторской позиции в форме лирического с включением автобиографической составляющей, что помогает использовать термины лирическое «Я» и автора как синонимы. Лирике Беллы Ахмадулиной присущи и автопсихологичность, и автобиографичность: тексты очевидно отражают обстоятельства душевной жизни поэта.
Художественная картина мира в лирике Беллы Ахмадулиной связана с особым, специфичным языком автора. Мир Ахмадулиной превращается в гармоничный, он живет по другим законам, чем тот мир, который известен читателю. Центр художественного мира Ахмадулиной – многогранный культурный образ.
В лирике выражается гибкая система образов и поэтических языковых средств. «Слово» — это центральное звено, это фундамент мира, и способ общения с ним.
Важной спецификой поэтики Беллы Ахмадулиной является способность вести диалог с читателем. М. Бахтин говорит о том, что любое художественное слово всегда стремится к диалогу. Но именно поэтическое слово, по мнению М. Бахтина, имеет минимальное свойство диалогичности. [Бахтин, 1986: 228
Диалог в ахмадулинской поэтике формируется на конфликте и коммуникации «Я»-«Другой». Другой – это читатель, адресат, собеседник.
Также специфика текстов Беллы Ахмадулиной проявляется в цитатности. Последняя проявляет себя на двух уровнях:
1) «Чужое слово»;
2) Автоцитация.
В поэзии Беллы Ахмадулиной присутствует сложная реализация моделирования отношений «я-мир». При этом «Я» хотело бы слияния с миром, одновременно конфликтуя с ним. Автор проявляет манифест, романтическое отчуждение от толпы, углубляется в свои переживания, медитирует.
Творчество Беллы Ахмадулиной – это мучительный поиск остановки между «сказать» и «промолчать», «преклониться» или «приравняться». В позднем творчестве эта противоречивость лирического настроя автора находит свое отражение в общении с миром, когда уход внутрь себя, самоанализ становится в конфликтном отношении с сознательным отказом от доминантности самого автора. Это так называемое «двуемирие» ахмадулинской поэзии, где соприкасаются и сосуществуют две точки зрения: снижающая и возвышающая.
Ранние стихотворения Б. Ахмадулиной апеллируют к поэтике Б. Пастернака. Обычно это тематика пейзажей, мотивы «зимы», «февраля» и «снега».
Концентрацией интертекста Б. Пастернака у Б. Ахмадулиной является стихотворение «Снегопад» (1968). «Снегопад свое действие начал» – это, соответствие «снег идет, снег идет» Б. Пастернака. Но Б. Ахмадулина излагает его в высоком стилевом регистре. Снегопад Ахмадулиной – это явление не природы, а культуры. Снегопад представляется читателю как что-то магическое. Он начинает свое «действо» неспешно и не останавливается. Снегопад преображает Переделкино и меняет поселок. Почерк Б. Пастернака узнается и при описании зимы. В «Снегопаде» Б. Ахмадулиной зима представлена не как вид из окна (пастернаковская упиралась в герань и окно), а в масштабирующийся ландшафт: вывеска Дома творчества – поля – сады, огороды – «невеликая сумма дерев» – гора – вселенная. И если Пастернак, в основном, писал о том, как изменяется время в рассматриваемом стихотворении, то Ахмадулина – об остановке времени, о его фиксации в воздухе. Снегопад у поэтессы – прямая и непосредственная причина акта творчества. Поэтому читателю «не слышен» мир в «Снегопаде» Б. Ахмадулиной. Нет ни одного внешнего звука в первом катрене. И только постепенно происходит наполнение голосами. Так, где-то слышится гул электрички (нарастающий до глобального звука тоски). После – таинственный «голос древнего пенья» на горе. Состояние, которое передает поэт самого себя в этом стихотворении – это «пауза».
В структуре инвариантных тем Пастернака написано и стихотворение Б. Ахмадулиной «Милость пространства. 10 марта». Предметный план стихотворения принадлежит поэтессе (Таруса, Ока, Пачево, Паршино-село).
Концентрацией интертекста Б. Пастернака у Б. Ахмадулиной является стихотворение «Снегопад» (1968).
Типичной чертой названий стихотворений Ахмадулиной является упоминание о феврале.
Осень и зима являются точкой соприкосновения тем Ахмадулиной и Пушкина. К образам зимы обращаются также такие авторы (чаще всего), как Пастернак, Фет, Пушкин. Из поэтов XX века – Соколов и Ахмадулина.
В стихотворениях «Зима» (1961), «Плохая весна» (1961) представлены сквозные образы у автора, свидетельствующие о общности мыслей и чувств автора, соединении в творчестве Ахмадулиной поэтики Серебряного века. Каждое из этих стихотворений аккумулирует печаль, тоску и того, что что-то не достигнуто.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Общая характеристика лирики Беллы Ахмадулиной
1.1 Уровни цитатности, мотив лирической книги Б. Ахмадулиной
Е. Рейн говорит о Белле Ахмадулиной как об «одном из последних представителей Серебряного века русской поэзии» [29, с. 10]. Творчество Серебряного века прослеживается и в творчестве Беллы Ахмадулиной.
Лирическая книга как явление изучается сравнительно недавно. В 1975 году А. Кушнер рассуждал о книге стихов. По мнению О. В. Мирошниковой, «лирическая книга представляет собой циклическую метаструктуру в лирике» [26, с 49]. Это структура, имеющая свою систему. Книга стихов представляет собой общность стихотворений, лейтмотивов и циклов-разделов как отражение художественного мира автора. Это целостное произведение, которое является проекцией личностной системы автора, в формировании которого играет роль мотив и его свойство пропускать через себя сферы лирики. Чтобы понимать конкретный стих, читателю важно знатсь картину поэтики.
Вместе с понятием лирической книги важно определить понятие мотива. По мнению А. Н. Веселовского, мотив представляет собой «простейшую неделимую единицу повествования, как повторяющуюся схематическую формулу, ложащуюся в основу сюжетов (первоначально — мифа и сказки)» [21, с. 294].
Особенность лирики выражается в отражении авторской позиции в форме лирического с включением автобиографической составляющей, что помогает использовать термины лирическое «Я» и автора как синонимы. Лирике Беллы Ахмадулиной присущи и автопсихологичность, и автобиографичность: тексты очевидно отражают обстоятельства душевной жизни поэта.
Художественная картина мира в лирике Беллы Ахмадулиной связана с особым, специфичным языком автора. Мир Ахмадулиной превращается в гармоничный, он живет по другим законам, чем тот мир, который известен читателю. Центр художественного мира Ахмадулиной – многогранный культурный образ.
В лирике выражается гибкая система образов и поэтических языковых средств. «Слово» — это центральное звено, это фундамент мира, и способ общения с ним.
Важной спецификой поэтики Беллы Ахмадулиной является способность вести диалог с читателем. М. Бахтин говорит о том, что любое художественное слово всегда стремится к диалогу. Но именно поэтическое слово, по мнению М. Бахтина, имеет минимальное свойство диалогичности. [20, с. 228]
Диалог в ахмадулинской поэтике формируется на конфликте и коммуникации «Я» — «Другой». Другой – это читатель, адресат, собеседник.
Также специфика текстов Беллы Ахмадулиной проявляется в цитатности. Последняя проявляет себя на двух уровнях:
1) «Чужое слово»;
2) Автоцитация.
В поэзии Беллы Ахмадулиной присутствует сложная реализация моделирования отношений «я-мир». При этом «Я» хотело бы слияния с миром, одновременно конфликтуя с ним. Автор проявляет манифест, романтическое отчуждение от толпы, углубляется в свои переживания, медитирует.
Творчество Беллы Ахмадулиной – это мучительный поиск остановки между «сказать» и «промолчать», «преклониться» или «приравняться». В позднем творчестве эта противоречивость лирического настроя автора находит свое отражение в общении с миром, когда уход внутрь себя, самоанализ становится в конфликтном отношении с сознательным отказом от доминантности самого автора. Это так называемое «двуемирие» ахмадулинской поэзии, где соприкасаются и сосуществуют две точки зрения: снижающая и возвышающая.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы