Курсовая с практикой на тему Возрастные особенности уверенности личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования уверенности в себе 5
1.1. Проблема формирования у детей уверенности в себе в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Факторы влияния на формирование уверенности в себе 14
Глава 2. Исследование состояния сформированности у старших дошкольников уверенности в себе 21
2.1. Уверенность в себе старших дошкольников: критерии, показатели и уровни ее сформированности 21
2.2. Характеристика уровней сформированности у старших дошкольников уверенности в себе 24
Заключение 37
Список литературы 38
Введение:
Актуальность темы. Процессы становления государства предъявляют особые требования к его субъектам — личностям с активной жизненной позицией и оптимистичным отношением к будущему, способным гибко адаптироваться к общественным изменениям и мобильно решать сложные жизненные проблемы, неотъемлемо от уверенности человека в своих силах. Фундамент формирования такой личности закладывается в семье и выступает как важная задача образовательной деятельности учебных заведений.
Концептуальные идеи по проблеме уверенности индивида в себе заложены рядом педагогических (Ш. Амонашвили, Н. Виноградова, И. Волкова, А. Серебрякова и другие) и психологических (У. Джемс, С. Куперсмит, М. Розенберг, А. Леонтьев, В. Петровский и другие) исследований.
Вопрос уверенности в себе исследуется учеными в разных ракурсах, в частности изучается специфика процесса формирования уверенности в себе (И. Вайнер. В. Выготский и другие); особенности развития указанного качества в различных видах деятельности (Г. Маталин, А. Серебрякова и другие); взаимосвязь уверенности в себе и успеха в деятельности (Ф. Иващенко, А. Никитина) уверенность как социально-психологическая характеристика личности (В. Ромек и другие). В исследованиях указанного феномена акцентируется на сензитивности дошкольного возраста, особой восприимчивости дошкольников к формированию этого качества. Такая восприимчивость обусловлена новообразованиями личности ребенка, как: начало произвольного поведения, личного сознания, подчиненность мотивов.
Следовательно, актуальность исследования обусловлена рядом противоречий:
— потребностями общества в уверенной в себе личности, способной к сознательным поступкам, и негативными явлениями в социальной среде, которые нивелируют гуманистическую направленность образования;
— потенциалом учебно-воспитательного процесса для формирования уверенной в себе личности и неразработанностью методического обеспечения реализации.
Вышесказанное обусловило выбор темы исследования: «Возрастные особенности уверенности личности».
Цель исследования — путем теоретического анализа научных источников обосновать и исследовать возрастные особенности уверенности личности.
Обозначенная цель обусловила такие задачи исследования:
1. На основе анализа философских, психологических и педагогических научных источников уточнить сущность понятия «уверенность в себе».
2. Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни сформированности уверенности старших дошкольников в себе.
Объект исследования – развитие психологических качеств в онтогенезе.
Предмет исследования — возрастные особенности уверенности личности.
Теоретико-метологическую основу исследования составляют: деятельностный (Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн), личностно-ориентированный (Е. Бондаревская, И. Якиманская), компетентностный (А. Арнаутова, А. Дыбина, В. Рубцова, А. Савченко) подходы к формированию личности; теоретические положения по формированию уверенности (Э. Эриксон, М. Мишечкина, С. Русова, В. Ромек, А. Серебрякова, С. Якубовская).
Для достижения цели и задач использована система методов исследования:
— теоретические: анализ научных источников для уточнения понятийного аппарата; анализ, синтез, систематизация и обобщение теоретических положений;
— эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование;
— статистические: количественная и качественная обработка результатов с использованием методов математической статистики.
Заключение:
Показатели деятельно-поведенческого критерия составляют: проявления активности и инициативности в групповой деятельности; способность к адекватной оценке ситуации сотрудничества, согласования усилий и применения с целями ной модели сотрудничества; умение детей взаимодействовать в групповой деятельности, реализовывать совместный замысел и оценивать результат совместной работы.
Результаты, проведенной исследовательской работы показали, что значительная часть родителей недостаточно знает специфические особенности, присущие ребенку старшего дошкольного возраста; не осознает важности формирования у ребенка уверенности в себе; не понимает, что эффект воспитательного воздействия на ребенка является лучшим благодаря совместной работе родителей и воспитателей, одновременно все заинтересованы в развитии личностных черт ребенка. Ответы на эти вопросы вызывают беспокойство, и вместе с тем является почвой для разработки программы просветительской работы с родителями.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы в соответствии с определенными критериями и показателей зафиксировано три уровня сформированности у старших дошкольников уверенности в себе во время групповой деятельности: достаточный, средний, низкий. Большинство детей старшего дошкольного возраста продемонстрировала низкий и средний уровень сформированности уверенности в себе во время групповой деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования уверенности в себе
1.1. Проблема формирования у детей уверенности в себе в психолого-педагогических исследованиях
Проведенный теоретический анализ научных источников, содержащих трактовку понятия «уверенность в себе», дает основания утверждать об отсутствии единого мнения относительно сути указанной категории. Так, в коротком психологическом словаре «уверенность в себе» объяснена как «готовность субъекта решать сложные задачи, причем уровень притязаний остается стабильным относительно страха неудачи. Если уровень способностей значительно ниже необходимого для намеченного действия, то имеет место самоуверенность или неуверенность в себе» .
В исследованиях (Р. Загайнов , В. Иванников , М. Левитов [133], П. Рудик , А. Черникова и др.) уверенность в себе названа волевым качеством личности. В частности, В. Иванников и Е. Эйдман , связывая проблему уверенности в себе с волевыми качествами личности, отмечают, что: «… уверенность в себе проявляется в рассуждении субъекта о правильности поступков и суждений, о собственной способность решить любую ситуацию и справиться с любым делом. Итак, высокая оценка своих возможностей и высокий уровень стремлений, способствует тому, что человек независимо от реального владения ситуацией будет проявлять в поведении настойчивость и другие волевые качества».
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности возрастной характеристики уверенности 5
1.1. Особенности педагогической возрастной периодизации 5
1.2. Самооценка личности и ее влияние на уверенность в себе 7
Глава 2. Возрастные особенности уверенности личности 20
2.1. Уверенность в себе – возможность личности добиться результатов 20
2.2. Рекомендации по развитию уверенности в себе 28
2.3. Результаты эмпирического исследования 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение:
Уверенность в себе не является врожденным, это приобретенное с опытом качество. Люди намного меньше могли бы испытывать тревогу и чувствовать себя более уверенно, если бы могли подтвердить это определенными успехами.
Показная уверенность в себе возникает при попытке скрыть свою неуверенность.
В основу истинной уверенности заложен опыт непосредственной деятельности или воспоминания о достигнутых успехах, особенно если они дались ценой больших усилий.
Длительный период легких успехов вызывает хрупкую уверенность в себе, которая может разрушиться при первой же неудаче. Более устойчивая уверенность в себе – это результат достижения успехов и преодоления неудач.
Люди, которые добиваются особых успехов в своей области, могут иметь определенные врожденные способности или особый талант, но кроме этого, они тратят по десять тысяч часов, чтобы отшлифовать свое мастерство.
Далеко не каждый человек стремится быть виртуозом в своем деле, но большинство юношей и девушек двадцати с лишним лет хотят исключительно хорошо делать то, чем занимаются. В среднем для этого требуется минимум десять тысяч часов.
Иногда кажется, что в этом возрасте главное – определить, чем мы хотим заниматься, а затем все образуется само собой, без особых усилий с нашей стороны. Мы представляем себе, как получим работу и сразу же станем незаменимы. Но на самом деле все обстоит несколько иначе. Знать, что вы хотите делать, – вовсе не значит знать, как это делать, а знать, как делать свое дело, – вовсе не значит делать его хорошо.
Цель исследования – исследовать возрастные особенности уверенности личности.
Объект исследования – теоретические особенности возрастной характеристики уверенности.
Предмет исследования – возрастные особенности уверенности личности.
Задачи исследования:
— изучить и описать особенности педагогической возрастной периодизации;
— рассмотреть самооценку личности и ее влияние на уверенность в себе; — проанализировать уверенность в себе как возможность личности добиться результатов;
— изучить и обобщить рекомендации по развитию уверенности в себе.
— описать результаты исследования по определению агрессивности и враждебности подростков как формы проявления низкого уровня уверенности в себе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Самоуверенность рождается когда человек получает результаты случайным образом или не совсем понимает, как это у него получилось, в результате рождается иллюзия, что ему всё по плечу и он способен справиться со всем на свете. В итоге, это может привести к тому, что человек расшибает лоб в попытке достичь желаемого, не совсем трезво оценивая свои возможности (сам не раз попадал в такую ситуацию).
Уверенность в себе – свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей.
Уверенность в себе – это спокойное, не напоказ, осознание собственной силы и собственных возможностей.
Уверенность в себе – это черта характера, которая помогает ставить реальные цели и достигать их.
Уверенность в себе – это оптимистичный способ взаимодействия с окружающими, ожидание от людей, событий и жизни только позитивного.
Уверенность в себе – это умение трезво видеть в себе то, что достойно уважения и то, что необходимо в себе изживать.
Уверенность в себе – это готовность оказать помощь более слабому и принять помощь от более опытного и сильного.
Никто не знает, единственная или не единственная у нас эта жизнь, никто, на самом деле, не может нам доказать ни одну из гипотез по этому поводу. Но можно сказать одно, – вот этот отрезок жизни, который нам с вами отмерен, нам следует тратить на что-то более существенное, чем какая-то там неуверенность. Может быть, прыгать с парашютом, лет так в восемьдесят, вам ни к чему, но вот попробовать себя в делах более разумных, непременно следует. К черту неуверенность, не нужна она вам, начинайте действовать прямо сейчас, начните делать то, что никогда не делали, что не решались делать из-за глупого страха и бестолковой неуверенности, и тогда она, уверенность – обязательно к вам придет. Да что там придет, она всегда была с вами, ведь она находится внутри вас, вам необходимо ее только пробудить в себе, чтобы она помогла вам почувствовать свою силу и осознать безграничность имеющихся возможностей.
Фрагмент текста работы:
<p>ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УВЕРЕННОСТИ</p>
<p>1.1. Особенности педагогической возрастной периодизации</p>
<p>В процессе онтогенеза каждый человек, так или иначе, преодолевает ряд возрастных периодов.<br />Во время каждого из периодов которых происходит изменение физиологических, морфологических, биохимических, социально-психологических особенностей.<br />Эти периоды есть определенными эпохами, циклами, ступенями развития. Общие законы развития в каждом возрасте имеют специфические особенности.<br />Определить границы каждого возрастного периода довольно сложно, в связи с тем, что существует большое количество самых разных взглядов, которые касаются критериев выделения возрастного периода (интенсивность роста, степень развития нервной системы и т.д.).<br />Кроме того, основой возрастной периодизации не может быть взят какой-то один критерий.<br />С целью характеристики того или иного возраста, стоит определить уровень достижений в психическом развитии, а также отметить конкретную социально-психологическую ситуацию, в процессе которой происходит развитие личности.<br />Динамика развития проявляется как в стабильные, так и в переходные периоды. Изменения, резкие перестройки, повороты в жизненных ситуациях, в становлении взрослой личности есть результатом диалектичности развития. Одной из характеристик возрастного периода является наличие кризиса.<br />Как известно, каждый возрастной период завершается кризисом, а выход из него – возникновение новообразований, переход к следующей стадии развития.<br />В возрастной и педагогической психологии используют такую периодизацию возрастного развития:<br />1. Пренатальный период – от зачатия до родов.<br />2. Натальный период – роды.<br />3. Период новорожденности – от рождения до 2 месяцев.<br />4. Возраст младенца – от 2 месяцев до 1 года.<br />5. Ранний детский возраст – от 1 до 3 лет.<br />6. Дошкольный возраст – от 3 до 6/7 лет. Его делят на младший дошкольный возраст – 4-й год; средний дошкольный возраст – 5-й год; старший дошкольный возраст — 6/7-й год.<br />7. Младший школьный возраст (зрелое детство) – 1-4 класса (от 6/7 до 10/11 лет).<br />8. Взросление:<br />- подростковый (средний школьный) возраст – 4-8 классы (от 11 до 14 лет) у девочек, 5-9 классы (от 12 до 15 лет) у мальчиков;<br />- ранняя юность (старший школьный возраст) – 10-11 классы (от 15/16 до 17/18 лет);<br />- зрелая юность – от 18 до 20 лет.<br />9. Взрослость:<br />- ранняя взрослость – от 20 до 40 лет<br />- зрелая взрослость – от 40 до 60 лет.<br />10. Старость – после 60 лет.<br />В рамках каждого возрастного периода наблюдаются большие индивидуальные различия, которые являются результатом воздействия условий жизни, характера активности, воспитания, природных и индивидуальных различий.</p>