Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Возрастные особенности подростков: педагогический и психологический подходы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Возрастные особенности подростков: психологический
подход. 5

2. Возрастные особенности подростков: педагогический
подход. 14

3. Диагностика возрастных
особенностей подростков. 24

Заключение. 30

Список литературы.. 33

  

Введение:

 

Актуальность:

Подростковый возраст занимает важный этап во всем процессе становления
личности, в процессе установления новой роли, структуры и состава деятельности
ребенка, закладывает основы сознательного поведения и намечает общие
направления формирования нравственных представлений и социальных установок.

Подростковый возраст находится на переходном этапе между детством и
юностью и представляет собой чрезвычайно сложную стадию интеллектуального
развития.

Говоря о которых, важно учитывать различия между младшими и старшими
подростками, понимать, что нет никакого "среднего" возраста,
практически необходимо сосредоточиться на типичном, привычном для всего этого
периода.

С одной стороны, с точки зрения уровня и особенностей интеллектуального
развития, подростковый возраст является типичным детством, с другой стороны, мы
имеем растущего человека, стоящего на пороге зрелости, комплекс деятельности
которого действительно призван ориентироваться на новые формы общественных
отношений.

В подростковом возрасте, в процессе развития личности, наблюдаются
некоторые особенности детей этого возраста, которые влияют на развитие
творческих способностей.

Теоретическое рефлексивное мышление продолжает развиваться в подростковом
возрасте. Подростки уже знают, как использовать предположения при решении
творческих задач.

Столкнувшись с новой задачей, он пытается найти различные способы ее
решения. Доктор Кулагина И.Ю. выделяет это как ведущее развитие психологии в
области интеллекта в своей работе "возрастная психология".

Подросток находит способы использовать абстрактные правила для решения
всей проблемы. Это показывает, что существует большой потенциал для развития
возможностей передачи опыта.

Овладение такими психологическими операциями, как классификация, аналогия
и обобщение, в процессе обучения подростков способствует умению эффективно
развивать понятие конвергенции в зависимости от легкости анализа и отдаленности
понятия анализа.

Высокое качество этих показателей определяется особенностями
теоретического рефлексивного мышления, позволяющего подросткам анализировать
абстрактные идеи.

Для этого возраста характерен интерес к абстрактным философским,
религиозным, политическим и другим вопросам.

Цель: рассмотреть с особенности
развития и воспитания подростков в педагогическом и психологическом аспекте

Объект: подростки

Предмет: педагогические и психологические
особенности развития и воспитания подростков.

Задачи

1.               
Рассмотреть психологические особенности развития подростков.

2.               
Рассмотреть педагогические особенности развития и воспитания
подростков.

Методики:

1. Рисуночный тест Сильвер

2. Методика
диагностики девиантного поведения несовершеннолетних

3. Тест
эмоционального интеллекта Холла

4. Вербальная диагностика самооценки
личности

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подросток борется за самостоятельность, независимость и часто
сопротивляется активному участию родителей в его жизни. Любовь к ребенку,
внимание к его жизни и благополучию часто толкает взрослых вмешиваться в
жизненное пространство ребенка.

То, как складываются отношения между двумя сторонами в этот сложный
период, зависит главным образом от стиля воспитания, выработанного в семье, а
также от способности родителей приспосабливаться-принимать ощущение взрослости
ребенка. Характер подросткового кризиса присущ поведенческой реакции подростков
в этом возрасте. К ним относятся: реакции эмансипации, реакции, сгруппированные
со сверстниками, и реакции страсти (увлечения).

Для подростков характерно инстинктивное влечение к объединению,
группировке со сверстниками, где у них развиваются навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать
авторитет и приобретать желаемый статус.

В группе сверстников самооценка подростков осуществляется более
эффективно. Он ценит мнение своих сверстников, предпочитая их общество обществу
взрослых.

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и опыт
подростков, а также улучшить взаимопонимание между подростками и взрослыми.
Подростковый кризис — это пик перехода от детства к взрослой жизни. Следует
сказать, что существует ситуация, в которой дети развиваются без кризиса. Чаще
всего это происходит, когда взрослые чувствительны к потребностям детей, и при
первых признаках изменения их потребностей они перестраивают свои отношения с
ними так, чтобы те могли удовлетворить их новые потребности.

На формирование подростковых кризисов оказывают влияние внешние и
внутренние факторы. Внешние факторы: взрослые постоянно находятся под
наблюдением, зависимостью, а подростки делают все возможное, они пытаются
освободиться, думая, что уже достаточно взрослые, чтобы принимать собственные
решения и действовать самостоятельно. К внутренним факторам относятся привычки
и личностные особенности, мешающие подросткам выполнять планы (внутренние
запреты, привычки подчиняться взрослым и др.).

Современные подростки сегодня находятся в своих
возрастных рамках и на нынешнем так называемом "перекрестке времен",
что не может не внести определенные изменения в традиционное понимание
особенностей современного подростка.

Сложность взаимоотношений подростков и взрослых
заключается в том, что, с одной стороны, подросток борется за независимость,
протестует против опеки и недоверия, с другой — сталкиваясь с трудностями в
новой жизни, он испытывает тревогу и страх, ожидает помощи и поддержки
взрослых, но не всегда хочет публично в этом признаться.

В жизни подростка много времени посвящено обучению,
подросток — это всегда ученик. Процесс обучения в подростковом возрасте должен
быть прежде всего направлен на создание успешной ситуации для детей.

Взрослость как особое новообразование чувства
идентичности является стержневой чертой личности, ее структурным центром, как
выражение подростком новой позиции о себе, других и мире; она определяет
направленность и содержание его социальной деятельности, новые стремления и
переживания.

Желание стать взрослым очень ярко выражается в
отношениях со взрослыми людьми. Попытки подростков расширить свои права и
ограничить права взрослых связаны с их личностью, что часто приводит к
конфликту, если желания взрослых и подростков совершенно противоречивы.

Потребность и рассматривание себя как взрослого тесно
связано с потребностью в самоутверждении, что побуждает его ориентироваться на
мнение своих друзей во всех своих действиях. Желание иметь место в группе
сверстников является одним из основных мотивов их действий и деятельности.

Подростковые эмоции обладают огромной силой. Подростку
свойственна огромная страстность и нетерпеливость на фоне неумения сдерживать
себя, слабости самоконтроля, резкого поведения. Столкнувшись с трудностями,
подросток оказывает сильное сопротивление, он чаще всего отказывается от дела,
реже — становится более стойким. Чувства подростков очень противоречивы. Он
может быть внимательным и грубым, может горячо защищать друзей, знать, что он
неправ, иметь привязанность к взрослым людям и сразу же проявлять грубые
выходки.

Требуется возникновение позитивной познавательной
активности. Педагогический переход от одного учителя к нескольким позволяет
подросткам сравнивать друг с другом и вырабатывать новые критерии оценки своей
деятельности. Если отношение младших школьников к данной проблеме зависит от их
отношения к учителю и получению балла, то подростков привлекает содержание
данной темы, умение учителя выполнять и умение создавать успешную ситуацию.

В отличие от младших школьников, подростки начинают
решать интеллектуальные задачи, не опираясь на ранее усвоенные образцы, а
выдвигают гипотезу о возможных путях решения интеллектуальных задач. Именно
поэтому мы можем говорить об эффективности подростковых исследований только в
том случае, если педагоги способны поставить перед ними проблему и предложить
альтернативные пути поиска.

По результатам исследования, у большинства подростков наблюдаются хорошие
показатели по всем методикам.

Рисунки с положительным содержанием, высокий уровень невербального
интеллекта, отсутствие признаков социально-психологической дезадаптации,
высокий уровень эмоционального интеллекта и высокий уровень самооценки.
 

Фрагмент текста работы:

 

1. Возрастные особенности
подростков: психологический подход

Многие родители волнуются в ожидании так называемого переходного возраста
своего ребенка. Для одних этот переход из детства во взрослую жизнь вообще проходит
незамеченным, а для других становится настоящей катастрофой. До недавнего
времени послушный и спокойный ребенок вдруг становится "колючим",
раздражительным и постоянно конфликтует с окружающими. Это часто приводит к
необдуманной негативной реакции со стороны родителей и учителей. Их ошибка в
том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, которая только вредит ему
и отталкивает его от взрослого. И что хуже всего, это ломает все большее число
людей [22].

Развитие социальной ситуации–родители, окружающие люди, общество не
готовы рассматривать подростка как взрослого. Для подростка характерно "я
взрослый", гипертрофированная потребность в самостоятельной позиции. Они
ожидают, что взрослые будут относиться к ним одинаково, уважая их мысли,
чувства, потребности, интересы и выбор. Возрастной кризис вызван этим
противоречием. После относительно спокойного начального школьного возраста
подростковый возраст кажется бурным и сложным. Независимость подростков
выражается главным образом в желании освободиться от взрослых, от их опеки и
контроля. Когда они нуждаются в своих родителях, их любви и заботе, а также в
их мнении, они испытывают сильное желание быть независимыми и равноправными с
ними.

Развитие на этом этапе, действительно, происходит быстрыми темпами, в
частности, много изменений наблюдается в плане формирования личности. Пожалуй,
главной характеристикой подростков является личностная нестабильность [24].

Противоположные характеристики, желания и тенденции сосуществуют, борются
друг с другом, определяя противоречивый характер и поведение растущего ребенка.

Основной деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное
общение во всех сферах жизни.

В русском языке  толковый словарь
Ожегова, "интимность" определяется как глубокая персонализация, конфиденциальность.

Интимно-личностное общение — это один из видов общения, основанный на
личной симпатии к партнеру во взаимных отношениях, их общих интересах в
построении и поддержании доверительных отношений; он предполагает высокую
степень доверия к партнеру, взаимное, это способствует самореализации индивида
и поддержанию его психического здоровья.

Возрастные психологические новообразования

Формируется позиция "я взрослый". Появление чувства взрослости
(основное психологическое новообразование).

Под возрастными новообразованиями следует понимать те психологические и
социальные изменения, которые впервые происходят на данном возрастном этапе,
которые в основном определяют сознание ребенка (человека), его отношение к
социальной среде, процесс его развития.

Как проявляется у подростка чувство взрослости?

Все видят в нем желание взрослого человека [12].

Требуют равноправных отношений со взрослыми людьми.

Стремление к независимости в принятии решений.

Появление собственных вкусов, оценок, мнений и поступков.

Конфликты в отношениях с другими людьми, особенно когда взрослый
вмешивается в его жизнь (учеба, внешность, дружба, увлечения).

Имитируют взрослую одежду, вкусы, этикет, привычки и романтические
отношения.

Критичное отношение к взрослым. Начинается процесс разделения личных
отношений (отношений со сверстниками) и деловых отношений (отношений с
родителями и другими взрослыми).

Преувеличенная независимость принимает вид освобождения от опеки
взрослых, их контроля. Потребность в свободе и независимости от родителей
возникает при сохранении потребности в эмоциональной и иной поддержке их.

Внешность требует дружбы, любви, эмоциональной поддержки, желания быть
принятым группой сверстников. Появляются группы молодых людей, которые связаны
«кодексом партнерства». Сверстники — это референтная группа (группа людей,
которые привлекательны для индивидов и являются источником их личных взглядов,
суждений, поступков, норм и правил поведения).

Задача общения со сверстниками состоит в том, чтобы усвоить нормы дружбы
и доброжелательности. Отношения со взрослыми и сверстниками требуют
самоутверждения. Формы самоутверждения в этом возрасте носят позитивный
характер (самообразование, забота о других, участие в решении сложных семейных
проблем, физические упражнения, овладение знаниями и др.) и негативные
(различные формы девиантного поведения) [18].

Формируются убеждения, идеалы как моральные нормы.

Необходимо возникновение самосознания и самообразования.

В 11-12 лет появляется интерес к своему внутреннему миру. Подросток
анализирует свой опыт, личностные особенности и поступки. Он объединяет свои
мысли о своей внешности, уме, способностях, характере, общительности, стиле
поведения в единый образ -"Я настоящий". Подросток не только ищет
ответ на вопрос: "что я такое?" Но и мечтал о том, каким он хотел
быть, создавая в будущем свой собственный образ — "я совершенен".

К 15 годам формируется "Я-концепция": сочетание "я-реального"
и "я-идеального", то есть система непротиворечивых представлений о
собственном внутреннем. При высоком уровне требований и недостаточной
осознанности своих способностей (разрыв между "Я-реальным" и "я-идеальным")
у подростков возникает неуверенность в себе. Внешним проявлением неуверенности
в себе является обида, упрямство, агрессивность подростков. Если "я-идеал"
кажется подростку достижимым, то ему необходимо саморазвиваться и выработать
план самосовершенствования [14].

Крайняя противоречивость подростковой личности (я уникальный человек, но,
в то же время, имею желание быть похожим на других подростков). Повышенная
конфликтность, эмоциональное возбуждение, частые эмоциональные изменения, чувствительность,
раздражительность [7].

Подросток борется за самостоятельность, независимость и часто
сопротивляется активному участию родителей в его жизни. Любовь к ребенку,
внимание к его жизни и благополучию часто толкает взрослых вмешиваться в
жизненное пространство ребенка. Но не нужно брать под контроль всю его жизнь.
Последствия воспитательной ответственности, их действия помогут устранить
конфликт, вызванный контролем и опекой родителей, став истинным воплощением
задачи родительской любви — помочь растущему ребенку достичь самостоятельности
и роста.

То, как складываются отношения между двумя сторонами в этот сложный
период, зависит главным образом от стиля воспитания, выработанного в семье, а
также от способности родителей приспосабливаться-принимать ощущение взрослости
ребенка. Характер подросткового кризиса присущ поведенческой реакции подростков
в этом возрасте. К ним относятся: реакции эмансипации, реакции, сгруппированные
со сверстниками, и реакции страсти (увлечения) [11].

Реакция на освобождение

Эта реакция представляет собой акт, посредством которого подростки
пытаются освободиться от опеки взрослых, их контроля и покровительства старших
людей — родственников, учителей и представителей старшего поколения. Ответ
может распространяться на предписания, правила, законы, нормы поведения и
духовные ценности, установленные старшими. Потребность в освобождении себя
связана с борьбой за независимость, как самоутверждение человека. Реакция может
проявляться в отказе от соблюдения общепринятых норм и правил поведения,
умалении нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Чрезмерный
контроль за поведением, наказание за лишение малейшей свободы и независимости обостряют
конфликты среди подростков и провоцируют крайние меры со стороны подростков:
прогулы, бродяжничество [9].

Этот процесс сложен и многомерен. Эмансипация может быть эмоциональной,
показывая, насколько важна эмоциональная связь с родителем для молодого
человека по сравнению с привязанностью к другим людям (дружба, любовь).
Поведение, которое проявляется в том, как родители строго регламентируют
поведение своего сына или дочери, или нормы, показывает, руководствуется ли
подросток теми же нормами и ценностями, что и его родители, или какими-то
другими нормами и ценностями. Каждый аспект освобождения имеет свою собственную
логику.

Ответы сгруппированы со сверстниками.

Для подростков характерно инстинктивное влечение к объединению, группировке
со сверстниками, где у них развиваются навыки социального взаимодействия,
умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и
приобретать желаемый статус.

В группе сверстников самооценка подростков осуществляется более
эффективно. Он ценит мнение своих сверстников, предпочитая их общество обществу
взрослых.

Реакция увлечения (хобби)

Для подростков хобби — очень типичная черта. Хобби необходимы для
формирования личности подростка. Связано с формированием увлечений,
склонностей, интересов и личностных способностей подростков [22].

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и опыт
подростков, а также улучшить взаимопонимание между подростками и взрослыми.
Подростковый кризис — это пик перехода от детства к взрослой жизни. Следует
сказать, что существует ситуация, в которой дети развиваются без кризиса. Чаще
всего это происходит, когда взрослые чувствительны к потребностям детей, и при
первых признаках изменения их потребностей они перестраивают свои отношения с
ними так, чтобы те могли удовлетворить их новые потребности. Иногда
бескризисное развитие бывает только очевидным, потому что кризис может
протекать в гладкой форме, и по разным причинам он меняется с течением времени.
Кризисный характер перехода от одного возраста к другому этапу развития
показывает, что у детей появляются новые потребности и удовлетворить их очень
трудно.

На формирование подростковых кризисов оказывают влияние внешние и
внутренние факторы. Внешние факторы: взрослые постоянно находятся под
наблюдением, зависимостью, а подростки делают все возможное, они пытаются
освободиться, думая, что уже достаточно взрослые, чтобы принимать собственные
решения и действовать самостоятельно. К внутренним факторам относятся привычки
и личностные особенности, мешающие подросткам выполнять планы (внутренние
запреты, привычки подчиняться взрослым и др.) [18].

Причиной проблем во взаимоотношениях с ребенком обычно является реакция
родителей на поведение ребенка.

Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений у детей.

Борьба за внимание

Если ребенок не получает должного количества внимания, необходимого для
его нормального развития и благополучия, он найдет свой собственный способ
получить его: непослушание.

Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки

Особенно тяжело детям, когда родители общаются с ними, в основном в форме
замечаний, внимания и указаний. Ребенок начинает бунтовать. Он отвечал
упрямством, презрением к действию. Смысл этого акта заключается в том, чтобы
отстоять право решать свои собственные дела, показать, что они являются
личностью. Его решения порой бывают не очень удачными, а то и ошибочными.

Жажда мести

Дети часто злятся на своих родителей. Например: родители больше озабочены
молодостью; матери разлучены с отцами; отчимы появляются в доме; родители
постоянно ссорятся… Причин для изоляции много: резкие слова, несправедливое
наказание. Глубоко внутри ребенок переживает, но на поверхности — протест, непослушание,
неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: "ты сделал мне плохо, пусть
это будет плохо и для тебя тоже!"

Потеря уверенности в своем успехе.

Накапливая болезненные переживания неудач и критики, ребенок теряет
уверенность в себе и его самооценка занижается. Он может сделать вывод:
"нечего пробовать, да и не получится все равно». В то же время он
показывает своим внешним поведением, что ему "все равно" и "я буду
плохим".

По мнению известного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, довольно просто выявить
истинную причину непослушания ребенка и плохого поведения, хотя метод может
показаться парадоксальным. Родители должны обращать внимание на чувства
подростков. Если ребенок борется за внимание, возникает раздражение. Если фоном
упорного непослушания является противодействие воле родителей, то он будет
сердиться. Если скрытая причина-месть, то реакция родителей — обида. Когда
ребенок глубоко переживает собственные проблемы, родители попадают во власть
чувства отчаяния [5].

Что мне делать дальше? Общий ответ на этот вопрос — не реагировать
обычным образом, потому что образуется порочный круг. Чем больше взрослый
недоволен, тем больше ребенок уверен, что его усилия достигли цели. Он
восстанавливает их с новой энергией. Взрослый должен понять, что он чувствует,
и перейти на позицию помощи. Так, например, если идет борьба за внимание, нужно
уделять ребенку позитивное внимание. Придумайть какие-нибудь совместные
занятия, игры, прогулки. Если источником конфликта является борьба за
самоутверждение, то вместо этого следует уменьшить свое участие в делах
ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже
неудач. Кроме того, это поможет избавиться от чрезмерного напряжения и под
диктовку понять, что упрямство и своеволие ребенка — это всего лишь форма просьбы,
которая стимулирует взрослого: "позволь мне жить своим умом". Если взрослый
чувствует неудовлетворенность, нужно спросить себя: что заставляет ребенка
причинять боль?- Какая у него была боль? Чем вы его обидели или постоянно
обижаете? Как только вы поймете причину, нужно ее исправить [25].

Самые сложные ситуации — это отчаявшиеся родители и дети, которые теряют
уверенность в своих силах. Нужно перестать требовать "положительного"
поведения и "обнулить" свои ожидания и претензии. Конечно, ребенок
может что-то сделать, у него есть возможность что-то сделать. Необходимо найти
доступные уровни задачи и начать двигаться вперед. Организовать с ним
совместную деятельность, и он сам не сможет отказаться. В то же время ребенка
нельзя критиковать! Нужно искать любую причину, чтобы похвалить его и
отпраздновать любой, даже самый маленький, успех. Необходимо уберечь подростка
от серьезной неудачи. Нужно говорить с учителями и сделать их союзниками. И мы
получим следующий результат: успех в первый раз вдохновит ребенка.

Итак, главное усилие должно быть направлено на то, чтобы переключиться на
конструктивное действие против своих негативных эмоций (раздражение, гнев,
обида, отчаяние) [17].

Что важно знать в самом начале: когда взрослые впервые пытаются улучшить
отношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в
искренность ваших намерений и будет их проверять.

Поскольку коммуникативные конфликты между родителями — подростками и
детьми неизбежны, родителям необходимо научиться разрешать и предотвращать
конфликты. Для этого нужно расширять свои знания и умения в области
практической психологии и конфликтологии, понимать ребенка и себя, заниматься
самосовершенствованием, а также не бояться признавать свои ошибки.

Существует 4 способа разрешения конфликтных ситуаций, называемых "конфликтными
привычками»:

Избегать проблем (деловое общение)

Подавление — мир любой ценой (отношения взрослых с детьми стоят дороже
всего). Закрывая глаза на негативное поведение, взрослые не помогают
подросткам, а поощряют негативное поведение детей.

Плодотворный компромисс. Этот вариант предполагает частичную победу как
одного, так и другого. Это должно быть сделано совместно, то есть это должно
быть результатом совместного решения.

"Выиграй — проиграй". Победить любой ценой. Взрослый пытается
победить, пытаясь подавить ненужное поведение ребенка. Если он проиграет в
одном, он попытается выиграть в другом. Ситуацию можно повторять до
бесконечности.

Беспроигрышная стратегия разрешения конфликтов позволяет эффективно
разрешать конфликты интересов, потребностей и целей во взаимодействии
участников. Суть такова: "я хочу победить, но я хочу, чтобы и ты победил».

Поэтому мы ищем альтернативное решение, которое в большей степени или
полностью удовлетворяет потребности обеих сторон конфликта. Такой подход к
разрешению конфликтов особенно эффективен в отношениях родителей с
ребенком-подростком, для которого характерно возрастающее стремление к
независимости и самостоятельности, а также стремление к тому, чтобы его
рассматривали как равную личность [27].

Мечта родителей подростков

Итак, как подростки хотят, чтобы их родители выглядели? Согласно
некоторым опросам (Newman 1989), подростки мечтают о том, кто их родители:

Они слушают нас и пытаются понять.

Они заставляют нас чувствовать, что они любят нас.

Они соглашаются.

Они принимают нас такими, какие мы есть, со всеми нашими ошибками и
недостатками.

Они доверяют нам и ждут от нас добра.

Они обращаются с нами как со взрослыми.

Ведут нас.

Они жизнерадостны, всегда в хорошем настроении, обладают чувством юмора, умением
создать теплую атмосферу в доме и подать хороший пример.

Подростки оценивают любовь и заботу своих родителей на основе интересов,
проявляемых родителями в жизни, времени, которое они готовы инвестировать, их
готовности и желания приблизиться к ним и помочь им в случае необходимости.

Родительская поддержка строит доверительные отношения между ребенком и
родителем и приводит к высокой самооценке у подростков, способствуя успехам в
учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка может
привести к обратному эффекту: низкой самооценке, плохой успеваемости в школе,
импульсивному поведению, социальной дезадаптации, нестабильности и асоциальному
поведению [28].

Подростки ожидают родительского внимания и доброжелательного отношения.

Родители должны научиться уважать своих детей и они должны уважать самих
себя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы