Курсовая с практикой на тему Возрастные особенности общения между девочками и мальчиками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных особенностей межличностного взаимодействия мальчиков и девочек 5
1.1 Психология общения мальчиков и девочек: критерии, виды, уровни, функции 5
1.2 Возрастные особенности гендерного межличностного взаимодействия мальчиков и девочек 13
Глава 2. Эмпирическое исследование общения мальчиков и девочек дошкольного возраста 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Анализ и интерпретация результатов 24
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Введение:
Актуальность темы исследования. Важным компонентом любых межличностных отношений является общение. Оно характеризируется многоплановостью процесса развития контактов между людьми и порождается потребностями людей в совместной деятельности. Этой точки зрения придерживался ученый Петровский А.В.
Еще два известных психолога Бессонова Л.О, Доценко О.Л. отмечали, что в нашем повседневном сознании слово «общение» имеет не одно значение. В первую очередь это объединение, создание целостности, единства. Вторым назначением общения является передача сообщений, обмен информацией. Но самым важным в общении есть взаимопроникновение, движение на встречу друг другу, глубокое понимание между людьми.
Коломенский Я.И. выделял два виды общения по количеству участников: межличностное общение первого круга (1-4 человек); межличностное общение второго круга (6-8 людей).
Функции межличностного общения разнообразны, в основном отражают возможность влияния на эмоциональное состояние, деятельность участников общения, а также указывают на обмен информацией и установления контактов в процессе общения.
Как в дошкольном, так и в подростковом возрасте изменения в собственном организме, перестройка взаимоотношений с родителями и сверстниками, расширение круга интересов и общения стимулируют бурный рост самосознания, интереса к собственному «Я», как мальчиков, так и девочек. Это пробуждает потребность в эмоциональной поддержке и доверительном общении. Особенности этого общения в зависимости от пола разные, что определяет актуальность и тему исследования: «Возрастные особенности общения между девочками и мальчиками».
Цель исследования: выявить особенности общения мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Объект – воспитанники детского сада №15 города Воронеж.
Предмет исследования – особенности общения в дошкольном возрасте.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Подобрать и проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. Раскрыть возрастные особенности гендерного межличностного взаимодействия мальчиков и девочек;
3. Провести сравнительный анализ общения мальчиков и девочек дошкольного возраста с помощью: теста тревожности по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен; методики одномоментных срезов для определения особенностей половой дифференциации; теста – игра «Секрет»; теста «Идентификация».
4. На основе анализа результатов исследования сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования. На разных уровнях детского развития половое восприятие в процессе общения имеет различное содержание, поэтому важно понимать гендерные особенности общения у дошкольников.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретические: анализ, синтез, систематизация литературы;
— эмпирические: беседы; тестирование, эксперимент.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем составляет 33 страницы.
Заключение:
На основе проведенного исследования нужно сделать соответствующие выводы:
1. Исследованная половая консолидация у детей, то есть предпочтения сверстников своего пола в общении, на разных возрастных этапах дает возможность нам говорить о том, что в дошкольной группе, которая является специфической малой группой, где следует искать корни многих социально-психологических явлений, находятся и истоки половой социализации, и начало формирования некоторых психических различий мальчиков и девочек.
Все это свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек. Такой подход как важная социально-психологическая и педагогическая проблема особенно актуален в свете реформ школы. Он требует разработки и реализации на практике. Преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками в группе детского сада, чтобы не нарушить процесс половой социализации можно с помощью сюжетно-ролевых игр, где учтено интересы детей обоего пола.
2. Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выступает в роли важнейшей социальной потребности, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. Таким образом, достигнута гипотеза, цели и задачи, поставленные в данной работе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных особенностей межличностного взаимодействия мальчиков и девочек
1.1 Психология общения мальчиков и девочек: критерии, виды, уровни, функции
Для исследования любого психического явления или процесса необходимо, прежде всего, очертить определение объекта исследования. Поскольку мы исследуем межличностное общение, то стоит дать определение понятия общения вообще.
Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности. Так считал ученый Петровский А.В. [2].
Бессонова Л.О, Доценко О.Л. отмечают, что в повседневном сознании слово «общение» имеет три значения [1]:
1) объединение, создание целостности, единства («компания, друзья»);
2) передача сообщений, обмен информацией («разговаривать, вести беседу»);
3) взаимопроникновение, движение на встречу друг другу, глубокое понимание между людьми [3].
Поскольку мы ставим цель исследовать особенности межличностного общения мальчиков и девочек, то необходимо перечислить критерии, которые позволяют выяснить различие межличностного общения от межгруппового общения и массового общения.
Межличностное общение – взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств вербального и невербального воздействия, в результате которого возникает психологический контакт и определенные отношения между участниками общения [5].
Взаимодействие между людьми может называться межличностным при условии удовлетворения таких критериев [4]:
— в общении участвует небольшое число людей (чаще всего – группа из 2-3 человек);
— это непосредственное взаимодействие: участники находятся в пространственной близости;
— личностно-ориентированный характер общения, каждый участник общения учитывает эмоциональное состояние, личностные характеристики, уникальность личности партнера [6].
Леонтьев О.М. классифицировал межличностное общение ввиду мотивов и целей его участников:
— модальное межличностное общение. Цель процесса общения: психологический контакт, отношения участников. Мотивы общения находятся в пределах самого общения;
— диктальное общение. Цель: передача информации, желание повлиять на действия или взгляды партнера, желание оказать эмоциональную поддержку и тому подобное. Мотивы общения выходят за пределы самого процесса общения [9].
Коломенский Я.И. предложил выделять такие виды общения:
— межличностное общение первого круга – общения с близкими людьми, включает 1-4 человек;
— межличностное общение второго круга – общения в пределах 6-8 людей, которое характеризуется меньшей интимностью отношений [8].
Были проведены исследования. Они позволили сравнить насколько круг людей, в которых чувствуется симпатия, совпадает с кругом людей, с которыми приходится общаться. Оказалось, что у взрослых совпадения обоих кругов составляет 40 %, а у детей – лишь 19 – 24 % [7]. То есть, в процессе взросления человек приобретает способность сознательно выбирать круг общения, средства и овладевает механизмы его расширение, сужение, качественных изменений.
Ошибочно считать межличностное общение однородным процессом. Наличие особых терминов, охватывающих различные аспекты межличностного общения, позволяет создать систему базовых понятий теории межличностного общения. Это такие понятия [13]:
— межличностный контакт – взаимодействие людей в пределах доступности для восприятия друг друга, создание условий для передачи информации по каналам связи.
— межличностная коммуникация – взаимодействие людей, направленная на анализ способов обмена сообщениями между партнерами, их приема и обработки.
— межличностное взаимодействие – уровень активности участников общения, позволяет более пристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, установок.
— межличностные отношения – понятие теории межличностного общения, акцентирует внимание на эмоционально-чувствительном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения [10].
Кроме указанного, можно выделить уровни межличностного общения, которые определенным образом связаны с основными понятиями теории межличностного общения. Так, чем выше уровень межличностного общения, тем более узкий термин следует применять для того, чтобы дать определения в системе понятий теории межличностного общения.
Цель общения и психологическая дистанция в процессе его осуществления позволяют выделить различные уровни общения [11]:
— ритуальный (социально-ролевой). Цель: выполнение человеком роли, которую от него ожидают, демонстрация знания норм социальной среды. Характер: анонимный;
— деловой (манипуляторный). Цель: организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Общение психологически отстранено, преобладает Я – Вы контакт;
— интимно-личностный. Цель: удовлетворить потребность в понимании, сочувствии. Характерна психологическая близость, эмпатия, доверие. Преобладает Я – Ты контакт [13].
Как можно заметить, межличностное общение при нормальных условиях социального и психического развития не может обойти ни одного представителя социума.
Исследователи выделяют следующие функции межличностного взаимодействия [12]:
— контактная – установление контакта между партнерами по общению как состояния обоюдной готовности к приему и передачи сообщений;
— информационная – обмен сообщениями, взглядами, замыслами, решениями;
— побудительная – стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий;
— координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации коллективной деятельности;
— функция понимания – адекватное восприятие и понимание смысла сообщений, а также одинаковое понимание намерений, установок, переживаний, состояний;
— эмоциональная функция – пробуждение у партнера эмоционального переживания состояния другого партнера, изменение при этом собственных переживаний и состояний;
— функция установления отношений – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и иных связей в обществе, в котором индивид осуществляет свою деятельность;
— функция влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера [13].
Таким образом, из широкого понятия общения выделяется более узкое понятие межличностного общения. Межличностное общение характеризуется узким кругом участников, непосредственностью, личностной ориентированностью. Согласно цели и характеру общения выделяются уровни межличностного общения. Функции межличностного общения разнообразны, в основном отражают возможность влияния на эмоциональное состояние, деятельность участников общения, а также указывают на обмен информацией и установления контактов в процессе общения.
Если общение может быть источником эмоций, хорошего настроения, психологического здоровья, то дружба, как высший тип общения, тем более. Это близкие отношения, основанные на взаимном нраве, симпатии, общности интересов. По сравнению с отношениями, основанными на общности занятий, обязанностей, общеморальных требований, дружба – отношение личностное. В отличие от товарищества, обусловленного принадлежностью к одному и тому же коллективу, дружба индивидуально-избирательная, основана на добровольном выборе. Наконец, дружба – чувство глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, доверие [22].
Как в дошкольном, так и в подростковом возрасте изменения в собственном организме, перестройка взаимоотношений с родителями и сверстниками, расширение круга интересов и общения стимулируют бурный рост самосознания, интереса к собственному «Я», как мальчиков, так и девочек. Это пробуждает потребность в эмоциональной поддержке и доверительном общении, а именно: дружбе. Общение с другом позволяет лучше:
— осознать новый опыт интимных переживаний;
— обеспечивает эмоциональную и реальную поддержку в сложных для определенного возраста жизненных ситуациях;
— помогает формированию устойчивого образа своего «Я», а значит, устойчивому психологическому комфорту, хорошему настроению.
Способность к дружеским взаимоотношениям на все возрастных этапах формирования мальчиков и девочек во многом зависит от того, в какой семье они воспитывались. Правильные дружеские отношения в семье в той или иной степени передаются детям навсегда. Особенно это имеет значение для формирования взаимоотношений между мальчиками и девочками.
В противном случае такая возможность возникает и развивается в условиях коллективной деятельности: учебных, трудовых, спортивных, ученических коллективах.
Жизнь в коллективе способствует возникновению дружбы, поскольку ученики вместе за партой или же дошкольники в одной группе, вместе играют, вместе выполняют определенные поручения. Создается определенная возможность общения, в процессе которого происходит взаимопознание друг друга, и приобретение социального опыта, возникновение взаимного доверия и взаимопомощи, взаимной ответственности и требовательности, искренности и правдивости.
Например, ряд новых явлений возникает в психике и поведении подростков, без сомнения, связанных с процессом полового созревания. К ним относится возникновение интереса к другому полу, новые отношения между мальчиками и девочками, проявления симпатии, влюбленности, особой застенчивости, особых форм мечтательности и тому подобное. Нельзя подходить к подростку как к какому-то бесполому существу, надо деликатно, тактично и умело управлять становлением подростка как личности определенного пола и тем предотвращать возможным искривлением в ходе этого процесса [20].
Половое созревание и связанные с ним изменения в физическом состоянии, неопределенные влечения и повышенный интерес подростка к лицам другого пола сказывается на характере общительных и дружеских взаимоотношений.
В младшем школьном возрасте мальчики и девочки вместе ходят в школу, остаются вдвоем убирать классную комнату, бегают, взявшись за руки. В подростковом возрасте они избегают оставаться вдвоем. Естественное чувство симпатии проявляется нередко еще в неадекватной форме. Свою симпатию к однокласснице парень проявляет, например, в подчеркнутом игнорировании, равнодушии к ней, порой и безосновательной придирчивости. Но это делается для того, чтобы, с одной стороны, привлечь к себе внимание, а с другой – защититься от нежелательных разговоров одноклассников [23].
На разных стадиях возраста симпатия проявляется по-разному. У младших детей дружба между мальчиками и девочками основывается на общих учебных интересах. Такая дружба между мальчиками и девочками укрепляется, если родители и учителя доброжелательно относятся к ней, способствуют возникновению интересных дел, правильному распределению времени. И нарушается, если родители и другие взрослые фиксируют внимание детей на половых различиях друзей, высмеивают чувства, зарождающиеся в них, иногда позволяют себе якобы шутливые, но неуместные высказывания: «Иди, вон твоя симпатия пришла», «что-то наш зятек перестал к нам заходить» и т. д. Например, подростка они ставят в неловкое положение, вызывают неприятные переживания, неловкость, стыдливость. Подросток начинает прятаться со своей дружбой, а родители теряют возможность управлять его поведением [20].
Мальчики и девочки подросткового возраста предпочитают мужские качества. Парни редко за образец выбирают женщин. Зато почти 20 % девочек хотят быть похожими на мужчин. Много девочек хотели бы быть мальчиками, мальчики, как правило, довольны тем, что они мальчики. Такие рассуждения подростков можно объяснить тем, что традиционно женщин считают «слабым полом», мужчин наделяют такими качествами, как мужество, сила, сообразительность и др. Когда хотят пристыдить мальчика, то заявляют: «Ты же мужчина! Разве муж может так себя вести?» Девочек хвалят за то, что они в поступках проявляют мужские черты: «Мужик!» (И.С. Кон) [20].
Подростки в состоянии разобраться в своих сложных чувствах, заботятся о том, чтобы не выявить слабые стороны своей личности. Вследствие этого некоторые ребята, маскируя свои чувства симпатии к девушке, начинают недоброжелательно, а порой и грубо относиться к ней.
Первые наивные чувства, возникающие как результат межполового общения, с возрастом становятся более устойчивыми и более мотивированными, а отношения, возникающие на этой почве, начинают отмечаться избирательностью. Половые чувства в подростковом возрасте не имеют специфического сексуального проявления. Они проявляются в совместном увлечении поэзией, искусством, в творческих порывах, в учебном общении мальчиков и девочек, в привязанности и симпатии друг к другу.
Возникают между мальчиками и девочками искренние взаимоотношения. Когда в них ничто не преувеличивается и не преуменьшается, когда нет обмана, а есть уважение к себе и к другому, отношения будут здоровыми независимо от того, что это за отношения: дружеские, любовные и т. д. (А.С. Макаренко) [20].
Таким образом, взаимоотношения между маленькими мальчиками и девочками, которые приобретают в подростковом возрасте особого характера, постепенно развиваются в прочное и длительное взаимоуважение при условии, что в воспитательной работе учитываются особенности полового развития девушек и юношей. Биологические отличия мужчин и женщин существуют и накладывают отпечаток на их жизнь и поведение. Чутье пола является необходимым атрибутом личности, без которого невозможна нормальная жизнь человека в обществе.