Возрастная и педагогическая психология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Возрастные новообразования Психологическое исследование трёх (детских) возрастов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

 

Глава I.
Теоретические аспекты исследования психологических новообразований детей
разного возраста. 5

1.1. Сущность
понятия «психологическое новообразование». 5

1.2.
Психологические особенности детей разных возрастов. 6

1.3.
Новообразования различных возрастов. 21

 

Глава II.
Практические аспекты исследования психологических новообразований детей разного
возраста. 28

2.1. Описание
методик исследования. 28

2.2.
Характеристика полученных результатов. 34

 

Заключение. 47

 

Список литературы.. 49

 

Приложения. 51

 

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследовательской работы заключается в том, что детский возраст является
возрастом, когда происходит формирование человека, закладывается фундамент.

На
каждом этапе «детства» должны появиться определенные возрастные
новообразования, благодаря которым человек может успешно развиваться,
приобретать новые навыки.

Эти
новообразования, только возникнув, изменяют социальную ситуацию развития ребенка
и меняют систему его отношений со взрослыми. Потом происходит скачок в
развитии, за которым следуют противоречия развития, благодаря которым ребенок
переходит на новый этап развития. Вообще новообразований может появиться много.
Можно сказать, их число неограниченно. Но в каждом возрасте есть какие-либо основное
психологическое новообразование, которое перестраивает всю личность ребенка и
его взаимоотношения с окружающим миром. Остальные же новообразования
группируются вокруг центрального и носят название побочных.

К
психологической проблеме детских возрастов обращались многие и отечественные, и
зарубежные ученые, психологи, педагоги, дефектологи: Зигмунд Фрейд (детские
переживания оказывают неосознанное влияние на последующее поведение взрослого),
Н.М. Щелованов («Комплекс оживления»), Ж. Пиаже (сделал вывод о том, что
мышление ребенка формируется прежде, чем становится речевым), Э. Эриксон
(предлагает теорию психосоциального развития ребенка и описывает условия
движущей силы развития), Л.С. Выготский (развитие интеллекта ребенка зависит от
исторического развития знаний) и др.

Объект
исследования — возрастные новообразования трёх возрастов.

Предмет
исследования — уровень сформированности возрастных новообразований у экспериментальной
группы детей трёх возрастов.

Экспериментальная
база исследования – подготовительная группа детского сада №3; второй и девятый
класс школы №5.

Цель
курсовой работы — выявить уровень сформированности возрастных новообразований
детей трёх разных возрастных групп: дошкольный, младший школьный и
подростковый.

Достижение
цели потребовало решения следующих задач:


раскрыть сущность понятия «психологическое новообразование»;


рассмотреть психологические особенности детей разных возрастов;


изучить новообразования различных возрастов;


отобрать методики для проведения исследования для разных возрастов: дошкольный,
младший школьный и подростковый;


организовать диагностику и представить полученные результаты.

Гипотеза
исследования: у исследуемых детей трёх разных возрастов средний уровень
развития возрастных новообразований.

Методы
и методики научного исследования:

1.
Изучение проблемы возрастного развития детей по научным источникам.

 2. «Включённое» наблюдение за поведением детей
трех возрастных групп.

3.
Беседа.

4.
Методика Керна-Йирасека, Тест «Степень психосоциальной зрелости (кругозор)»
С.А. Банкова, Методика «Образная память» Л.Ф. Симоновой, Методика «Заучивание
слов» А.Р. Лурия, Психогеометрический тест Стюзен Деллингер,
Характерологический опросник (опросник К. Леонгарда).

Работа
состоит из введения; двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, психологические характеристики личности в зависимости от возраста
чрезвычайно разнообразны и претерпевают изменения в процессе личностного
развития. Таким образом, возрастные психологические особенности дошкольников
основаны на копировании поведения взрослого человека. Начальный школьный
возраст — это возраст относительно спокойного и равномерного физического
развития.

Воспитательная
деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие
психических процессов непосредственного познания окружающего мира — ощущений и
восприятий.

Младшие
ученики характеризуются остротой и свежестью восприятия, своего рода
созерцательным любопытством. Младший школьник воспринимает окружающую среду с
живым любопытством. Если дошкольники характеризовались анализом восприятия, то
к концу младшего школьного возраста с соответствующей подготовкой возникает
синтезирующее восприятие.

Развитие
интеллекта позволяет установить связь между элементами воспринимаемого. Для
подростков в целом характерно проявление негатива по отношению к взрослым, а
также опыт ситуации невключения в группу сверстников.

Все
это отражается на образовании новообразований определенного возраста. Поэтому одним
из новообразований дошкольного возраста является необходимость социального
функционирования, способность занимать значительную социальную позицию, в связи
с этим важно определить готовность ребенка к школе, что позволяет сформировать
представление о том, как выражается потребность в социальном функционировании,
способность занимать значительную социальную позицию.

Это
может включать такие методы, как метод Kern-jirásek и тестирование «Степень
психосоциальной зрелости (перспективы)».

В
раннем школьном возрасте у ребенка много положительных изменений и
преобразований. В процессе обучения меняются и другие когнитивные процессы —
внимание, восприятие и память. В связи с этим необходимо провести исследование,
направленное на анализ характеристик памяти детей, обучающихся в начальной
школе. Это может включать такие техники, как техника «Запомни картинки и
запомни слова».

Предварительное
самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное
психологическое новообразование молодежи. В самом широком смысле
самоопределение — это процесс и результат того, что человек приобретает свою
сущность, превращая человека в человека, занимающего четко выраженную жизненную
позицию. В связи с этим можно использовать такие методы, как
«Психогеометрический тест» и Характерологический опросник (опросник К.
Леонхарда).

В
результате диагностики новообразований человеческой личности в трехлетнем
возрасте (дошкольное, начальное и подростковое) были подтверждены теоретические
данные по этой проблеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты исследования
психологических новообразований детей разного возраста

1.1. Сущность понятия «психологическое новообразование»

 

Психологические
новообразования – это психологические приобретения, которые, как правило,
появляются у человека за определенный период времени, иными словами, – это
возрастные ступени развития человека [17,
C.26].

У
новорожденного, например, основное новообразование – это комплекс оживления.
Младенчество, возраст которого от 0 до 1 года имеет такие новообразования, как
прямохождение, формирование предметно-действенного мышления, функциональные
действия, страх, возникающий перед не знакомыми людьми.

 В возрасте раннего детства от 1 года до 3-х
лет осваиваются предметные действия, формируется внутренний план действий,
развивается активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам,
начинает складываться первичная самооценка, основные структуры языка.

Далее,
с 3-х лет и до 7 начинается дошкольный возраст, когда происходит формирование
произвольных действий и поступков – идет процесс возникновения нового типа
поведения.

Происходит
формирование механизмов собственно субъектного поведения и характера, общих и
специальных способностей – танцевальных, музыкальных и др. В этом возрасте
очень быстро развивается воображение, складывается наглядно-образное и
наглядно-схематическое мышление. Восприятие, память, внимание становятся
произвольными и управляемыми. Самооценка и осознание своих переживаний на этом
этапе становятся основным новообразованием ребенка.

В
период отрочества – от 7 до 14 лет, у ребенка младшего и среднего школьного
возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления –
это анализ, планирование, рефлексия. Восприятие в этом возрасте носит характер
организованного наблюдения, а внимание становится целенаправленным и
значительным по объему. Происходит формирование познавательных, эстетических,
нравственных чувств, а эмоциональные переживания носят обобщенный характер.

Юношеский
возраст от 14 до 21 года характеризуется таким главным новообразованием как
саморефлексия, происходит осознание собственной индивидуальности, способности к
самоопределению и саморазвитию. В юношеском возрасте формируется установка на
сознательное построение собственной жизни.

Период
молодости от 19 до 33 лет характеризуется собственным уникальным внутренним
миром, ощущением устойчивости своего отношения к миру. Формируется
индивидуальный стиль деятельности, свое социальное и профессиональное Я.

Взрослость
отмечается в 32 – 42 года. На этом этапе, в промежутке от 34 до 37 лет
возникает второй пик мышления – это мышление взрослого человека с тесными и
устойчивыми связями между образным, практическим и вербально-логическим
мышлением. В этот период уже обретена уникальная полнота самобытия с многообразными
правами и обязанностями в разных сферах деятельности – в семье, на работе, в
обществе.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы