Курсовая с практикой на тему Возникновение и развитие государственного сектора и его роль в национальном хозяйстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Государственный сектор экономики, сущность и история развития 5
1.1 Предпосылки возникновения государственнго сектора 5
1.2 Сущность государственного сектора в народном хозяйстве 10
2. Государственный сектор в национальном хозяйстве России 14
2.1. Характеристика состояния государственного сектора в национальном хозяйстве России 14
2.2 Специфика государственного сектора в РФ 23
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 33
Введение:
Актуальность темы исследования. Государственный сектор возник с момента появления государства, уже в то время общество осознавало необходимость государственного вмешательства. По сей день вопросы, связанные с его изучением, являются предметом споров и дискуссий многих ученых-экономистов. По данному вопросу написано множество научных трудов, поэтому тематика данной работы актуальна и вызывает интерес у многих окружающих.
В современном мире большое внимание уделяется развитию рыночных отношений и экономических связей между странами, а также мировой торговле и других факторов, которые оказывают влияние на развитие экономики. Национальное хозяйство — исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства. Национальную экономику формируют государственный, частный и иностранный секторы экономики.
Степень разработанности проблемы. Различные научные аспекты проблемы формирования государственного сектора российской экономики нашли отражение в многочисленных работах многих исследователей. Среди отечественных авторов стоит выделить Л.И. Якобсона, А.В. Пикулькина, А.Ю. Лившица, Г. В Атаманчук и др. Среди зарубежных авторов, рассматривающих данную проблему, назову Дж. Стиглица, С. Фишера, Э. Аткинсона и многие другие.
Целью курсовой работы является рассмотрение структуры и состояния национального хозяйства в России.
Задачами курсового исследования является:
1. Рассмотреть теоретические аспекты национального хозяйства России.
2. Проанализировать современное состояние национальной экономики России.
3. Исследовать специфику государственного сектора РФ.
Объектом исследования является национальное хозяйство России.
Предметом исследования является государственный сектор в экономике национального хозяйства РФ.
Методологическая база исследования. При написании курсовой работы были использованы такие метода исследования, как анализ, синтез, описание, сравнительный и исторические методы.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию национального хозяйства России.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты национального хозяйства.
Во второй главе проведен анализ национальной экономики России.
Заключение:
На основании поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты национального хозяйства России. Определена сущность государственного сектора в народном хозяйстве.
Во второй главе в курсовой работе проанализировано современное состояние национальной экономики России, дана характеристика состояния государственного сектора в национальном хозяйстве России. При исследовании государтвенного сектра РФ можно сделать следующие выводы. Государственный сектор играет важную роль в экономике страны. Он является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом.
Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер. В настоящее время при определении понятия государственного сектора наблюдается отсутствие единой терминологии.
В обобщенном виде государственный сектор экономики можно представить, как системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.
Большое значение в настоящее время имеет проблема управления государственным сектором, регулирования его доли в экономике. Основные методы регулирования государственного сектора можно разделить на две группы: прямые и косвенные.
Как показывает практика, в состав государственного сектора должны входить отрасли, которые на чисто рыночных принципах объективно существовать не могут, например, образование, здравоохранение, предприятия социальной сферы. Обязательным в составе данного сектора экономики представляется наличие предприятий отраслей, характеризующихся высоким уровнем риска, и предприятий, сфера деятельности которых имеет общенациональное значение и в которых существующий рыночный механизм недостаточно эффективен.
В России в ходе рыночных реформ в 1990-е годы были образованы различные формы собственности, устранена монополия государственной собственности, существенно уменьшился удельный вес государственного сектора. Таким образом, размеры российского государственного сектора за прошедшие годы стали незначительными, его финансирование резко сократилось, а результаты деятельности неудовлетворительны.
К основным проблемам деятельности российского государственного сектора можно отнести следующие:
– неконкурентоспособность;
– низкая производительность труда на государственных предприятиях;
– низкая доля государственного сектора в экономике;
– несовершенная система управления государственным сектором;
– недостаточное финансирование отраслей государственного сектора;
– отставание развития отечественного сектора и науки от общемировых тенденций.
Решение данных проблем связано с необходимостью модернизации отечественного государственного сектора.
Это увеличение доли данного сектора в экономике, а именно в наиболее емких по денежному потоку и доходных сырьевых отраслях: нефтяной, газовой, алмазодобывающей промышленности, горнодобывающей промышленности, металлургии.
Совершенствование политики развития государственного сектора, которая должна предусматривать два относительно самостоятельных блока: политику в отношении предприятий государственного сектора, действующих в рыночных условиях, и политику в отношении предприятий государственного сектора с общественными интересами (частно — государственное партнерство).
Перестройка экономики на инвестиционно-инновационную модель развития общества. В России сильное государство невозможно без укрепления государственного сектора экономики, а это невозможно без его трансформации, необходимость которой связана с оптимизацией и модернизацией последнего.
Фрагмент текста работы:
1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
1.1 Предпосылки возникновения государственного сектора
Исторически государство в России на протяжении всего периода своего существования являлось крупным субъектом хозяйствования с высокой долей государственной собственности. В течение значительного периода истории сформировалась самостоятельная система управления государственными предприятиями, которая стала органической частью общей системы государственного управления в долгосрочной перспективе. Однако системное рассмотрение вопросов развития государственного сектора российской экономики целесообразно проводить, начиная с XVI в., когда он приобрел структурную целостность и устойчивость в основных формах хозяйствования.
Именно в этот период в России наблюдается зарождение и развитие «казенной» промышленности в виде заводов, мануфактур и фабрик, находящихся в управлении непосредственно государства.
Первые государственные предприятия были ориентированы на отрасли, обеспечивающие военные потребности страны. Весь спектр организационного обеспечения процесса создания и развития мануфактур европейского типа проводился государством. Это касалось технического обеспечения производства, поставок оборудования, подготовки специалистов, выдачи денежных ссуд и бесплатных земельных участков. В результате активной деятельности со стороны государства количество мануфактур [5, c.12].
Однако, несмотря на инициативу государства по развитию предприятий государственного сектора, так называемой индустриализации «сверху», система управления государственными предприятиями и государственным имуществом в целом оставались неэффективными. Главной причиной стала разбалансированность системы управления казенными предприятиями, которые контролировались отдельными приказами. Для большей централизации системы управления был осуществлен переход к новой системе управления через коллегии. Однако в процессе проведения губернской реформы и формирования казенных палат в регионах начиная со второй половины XVIII в. снова стала наблюдаться обратная тенденция к децентрализации управления казенными предприятиями и государственной собственностью [10, c.89].
Следующим историческим этапом развития системы управления казенными предприятиями стало создание в начале XIX в. профильных министерств, регулирующих производственную деятельность государственных предприятий. Наибольший рост масштабов государственного сектора наблюдался в исторический период с 1917 по 1990 год. Это период централизованной плановой экономики, для которого характерно полное огосударствление экономики, национализация промышленности, полная ликвидация частного сектора.
Вместе с этим значительные тенденции динамики масштабов государственного сектора, его структурной трансформации связаны с переходом к рыночной экономике. В этих условиях в результате приватизации большая часть государственных предприятий трансформировалась в частный сектор. Следует подробно рассмотреть период новейшей истории формирования и развития государственного сектора в российской экономике в условиях рыночных отношений, который отражает своеобразную динамику и тенденции развития [13, c.125]
Отечественный опыт исторической эволюции государственного сектора национальной экономики. Экономические реформы, проводимые в начале 1990-х гг., связанные с массовой приватизацией государственной собственности, определили цель создания рыночной экономики, что повлияло на изменение масштабов и структуры государственного сектора. Многие государственные предприятия были переданы в частные руки, и масштабы государственного сектора существенно сократились. В России госсектор формировался по остаточному принципу и фактически признавался неэффективным и неконкурентоспособным. Большое количество государственных предприятий имело низкую доходность, проблемы в управлении и др. В этой связи государственный сектор рассматривался как своего рода препятствие на пути формирования эффективной рыночной экономики [5, c.45].
Таким образом, в 90-х гг. XX в. кардинально поменялось соотношение частного и государственного секторов экономики в пользу первого, что являлось следствием проводимой крупномасштабной приватизации государственной собственности. Российское правительство полагало, что смена собственника повысит производительность труда и уровень доходности предприятий.
В таблице 1 представлена динамика сокращения количества предприятий государственного сектора
Таблица 1– Распределение предприятий и занятого в них населения в российской экономике по формам собственности за 2018-2020 гг. [17].