Курсовая с практикой на тему Возникновение белорусского народного танца и становление его танцевальных форм в процессе развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВТИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА 5
1.1.Исторический экскурс 5
1.2. Истоки белорусского танца в обрядах 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОПУЛЯРНЫХ НАРОДНЫХ БЕЛОРУССКИХ ТАНЦЕВ И ИХ АССИМИЛЯЦИЯ В СОВРЕМЕННУЮ ХОРЕОГРАФИЮ 13
2.1. Особенности популярных народных белорусских танцев 13
2.3. Ассимиляция хореографии 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 Белорусские народные костюмы. 28
Приложение 2.Элементы белорусского народного орнамента 29
Приложение 3 Схема построения в танце «Лянок» 30
Приложение4 Описание танца «Галубец» 31
Введение:
Танец дает возможность описания различных социальных процессов с помощью языка телодвижений. Этот язык может выразить намного больше, чем речь, ведь язык танца понятен и доступен людям любого возраста, это международный язык.
С помощью танца можно выражать чувства, изображать природные явления, животных, птиц, трудовые процессы. Танец может многое рассказать о самобытном характере народа и о его традициях.
Танец постоянный участник семейных праздников, торжеств, благодаря танцу удалось отобразить все социальные аспекты общества. Танец передает историю народа, он отражает темперамент и культурные ценности, традиции людей.
Актуальность темы обусловлена заинтересованностью современных хореографов в постановке новых танцев на основе белорусского народного танца. В настоящее время самодеятельное творчество следует изучать в контексте всей художественной культуры, что является неотделимой частью духовной культуры общества. На сегодняшний день растет популярность хореографического искусства не только среди детей и подростков, но и среди взрослых. На современном этапе наблюдаются тенденции в хореографическом творчестве, которые связанны с синтезом танцевальной формы и направлением, использование многожанровой структуры при составлении репертуара коллектива. Элементы фольклорного народного творчества виртуозно вплетаются в современное искусство.
Изучение темы народно-хореографических традиций Белоруссии, позволяет нам более внимательно рассмотреть историю и культуру этого народа, проанализировать что было заимствовано в рисунке танца у другого народа, что нового было создано, выявить закономерности эволюционного развития, особенности формирования основных средств выразительности в танце, проанализировать характерные интонационные черты танцевальной пластики.
Цель исследования: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с возникновением белорусского танца, с разнообразием его форм. Определить степень популярности белорусского народного танца, выявить общие черты с современными танцами.
Задачи исследования:
— на основе изучения и анализа имеющейся литературы по проблеме изучить историю белорусского народного танца;
— изучить особенности традиционных белорусских танцев;
— определить популярность традиционных белорусских танцев;
— рассмотреть новые формы белорусского танца в следствии ассимиляция хореографии;
— освоить систему знаний лексического материала народно-сценического танца;
— изучить быт, традиции, особенности костюмов белорусского народа.
Разработка поставленных в работе целей и задач опирается на труды таких специалистов в области народного фольклорного творчества, как Чурко Ю.М., Алексютовича Л. К., Даренской Н.В., Богатковой Л.Н., Гребенщикова С.М., Хвороста И.М., Худекова С.Н., Гринблата М.Я.
Заключение:
В танце все — движение и поза человеческого тела, динамичность и ритмичность, композиция и рисунок — дает нам информацию о реальной жизни, человеческом характере, взаимоотношениях между людьми, человеческие чувства, мысли, эстетическое представление. К.А. Алексютович писал: «Танец является специфическим языковым выражением, и результатом знаковой деятельности, и определенным «феноменом», «текстом», «культурой»». [1, с.8]
Исторический путь, по которому идет белорусский народ, сама жизнь народа, оставляют отпечаток на характере белорусских танцев, придавая им особенные национальные черты. Эволюция танцевальной культуры никогда не была изолирована от общекультурных тенденций той или иной эпохи или особенностей национальной культуры. Танец – это не просто структурный элемент социокультурной реальности, а живой отклик на все происходящие в материальной и духовной сфере жизни человека. Развитие и изменения в танцевальной культуре народа отражают изменения в общих культурных принципах. Сквозь призму танца, локализованного в определенных пространственных и временных границах, можно увидеть реалии окружающей его социокультурной ситуации. По мнению И.А. Герасимовой, по «мудрым движениям … можно судить о проявленности особых аспектов сознания, определяющих специфику когнитивной ситуации в ту или иную конкретно-историческую эпоху». [5, с.16].
Следовательно, можно проанализировать особенность танцевальной культуры в каком-то определенном периоде. Танец играет роль зеркала, отражающего характерную особенность культуры этноса в определенную эпоху.
Белорусские танцы отличаются своей сформированностью и самобытностью. Исторические условия развития белорусского народа, постоянная борьба за сохранение своих национальных черт, привели к тому, что в белорусском фольклоре и танце сохранились древние, архаичные черты. Это делает белорусскую хореографию значимой для понимания истоков белорусского культуры.
Белорусские народные танцы гармонично вплелись в современную хореографическую культуру. В постановке Ю.М. Чурко балета «Круговерть» была предпринята попытка введения танцевального жанра фолк-модерн в спектакль, он стал первым и пока единственным подобным опытом в истории белорусского балетного театра. [3, с.15]
Студенты кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусства также занимаются своей интерпретацией народно-сценической хореографии. Широкий диапазон трактовок фольклора в современном танце представлен в многочисленных работах участников различных фестивалей и конкурсов.
В Беларуси проходит большое количество международных и межрегиональных конкурсов и фестивалей современной хореографии. Один из самых известных фестивалей является IFMC – международный фестиваль в Витебске. Фестиваль является хорошей творческой подпиткой для отечественных модерн-хореографов.
Подводя итоги, можно отметить, что фолк-модерн танец выступает отдельным жанром в современном хореографическом искусстве, он характеризуется диалектическим взаимодействием новизны и традиций, модернизацией и нередко авангардным переосмыслением этнографических материалов. Фолк-модерн — это синтез образно-выразительных средств в хореографическом фольклоре и модерн-танце.
Актуализация фольклорной традиции, обогащение ее достижениями современного искусства, органичное слияние этнических и общечеловеческих мотивов, присущих фолк-модерн танцу, – убедительное доказательство неисчерпаемости созидательного потенциала наследия, его способности приносить новаторский художественный результат. Фолк-модерн сегодня интересен для многих хореографов. Это отличное от прежнего хореографическое видение мира, которое позволяет каждой творческой личности реализовать себя так, как она это чувствует.
Для дальнейшего плодотворного продвижения хореографического искусства в сфере народно-сценической хореографии Беларуси требуется изучение артистами, хореографами и критиками истории и теории национального танца, закономерности эволюции и поэтики фольклора, его взаимодействия со сценическим искусством.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВТИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
1.1.Исторический экскурс
Для того, чтобы убедиться насколько связано танцевальное искусство с жизнью, как четко танец передает национальный характер, нам стоит обратиться к истории возникновения белорусского народного танца. Национальный характер в «Философском эстетическом словаре» описывается как структурированное единство наиболее устойчивых особенностей поведения и психологии, присущих большинству представителей данной нации. Он выражается в специфических чертах индивидуального и группового поведения, настроениях, способах освоения мира, соблюдении традиционных норм существования, взаимоотношений и общения. В национальном характере воплощается единство исторических, социокультурных и биологических факторов, влияющих на жизнь и преемственность поколений нации. [16, с.328]
Культура Беларуси представляет собой наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских славян набор древних языческих обычаев и традиций. Даже несмотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски многочисленных древних ритуалов, которые отражены в народном хореографическом творчестве.
Истоки белорусского народного танца берут свое начало в глубокой старине – Древнерусском Киевском государстве, где произошло формирование трех народностей: русские народы, украинские и белорусские. Они как ветви одного дерева, которые питаются животворными соками от единого ствола, культура этих народов, сохранила яркость национальной самобытности на протяжении всей истории. Эти народы чрезвычайно близки, их объединяет родственность культур в языке, быту, верованиях, обрядах, художественном творчестве. Корни же этого мощного «общеславянского древа» уходят еще глубже – в 3-2 тысячелетия до нашей эры, время, которое ученые считают временем возникновения славянских племен. [1, с.35].
В жизни народа одно из важных мест занимали песни и танцы, которые были непременными участниками древних обрядов, семейных и календарных праздников. Корнями уходят в недра древней общерусской культуры особенности белорусского танцевального искусства, которые зарождались на всем этапе создания и развития белорусской народности и ее культуры (14-16вв.). Белорусский народ создавал свою национальную культуру, стремился к формированию своего самобытного искусства находясь, под исторически сложившимся постоянным социальным и национальным гнетом. Так и зарождались жизнерадостные, темпераментные белорусские танцы, красивые хороводы, настоящие «спектакли» из жизни. [2, с.67].
В конце 16 века в Беларуси становится популярным кукольный театр – батлейка, где в сценках вместе с песнями, музыкой и репликами участвовали и народные танцы, что также способствовало развитию танца.
В 18-19 веках при некоторых крепостных театрах в Белоруссии появляются балетные труппы, которые тоже оказали влияние на народную хореографию.
Большую роль в популяризации белорусских танцев и появлении их на сценических площадках как в Беларуси, так и за ее пределами сыграл Игнат Буйницкий. В 1907 году он создает белорусский народный театр и гастролирует с ним по стране и за пределами. В концертах звучали народные песни и танцы под аккомпанемент традиционных музыкальных инструментов – цимбал, скрипки и дуды. [1, с.5]
И.Буйницкий в сценических интерпретациях народных танцев почти не менял фольклорную основу. Он виртуозно передал все краски народного танца, через танец смог выразить самобытность, темперамент, задор и характерные черты народа. Театр давал гастроли в Петербурге и Варшаве, выступления участников труппы всегда сопровождалось неизменным успехом, о них неоднократно печатали в газетах. [1, с.6]
Для структуры белорусских народных танцев характерна повторяемость двух-трех танцевальных фигур, общий для всех участников композиционный рисунок, массовое исполнение, часто с песенным сопровождением, неограниченное количество участников и любой состав (хотя в быту эти танцы нередко танцевали и танцуют преимущественно женщины). Музыкальную структуру традиционных танцев отличает, прежде всего, размер 2/4, хотя встречаются и другие размеры, квадратность построения мелодии. [15, с.126]
Неистребимой была любовь простых людей к танцевальному искусству. Об умелых, искусных танцорах говорили с уважением; мастерство в пляске ценилось высоко и было предметом устремлений молодежи. В белорусской пословице говорится: «Бы умела танчыць — а работцы гора научыць».
В фольклоре белорусского народа танцевальное творчество занимает одно из ведущих мест. В нем как в зеркале отражается история народа, его труд и быт. С древнейших времен танцевальное творчество народа связано с годовым кругом обрядов, которые соответствовали периодам сельскохозяйственных работ: зимний, весенний, летний, осенний. В фольклорном наследии белорусов присутствуют семейно-бытовые обряды, праздничные гулянья, в которых всегда было много песен и задорных танцев. Именно в танце, облаченное в художественную форму, проявляется красота и многогранность жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа.
1.2. Истоки белорусского танца в обрядах
Как говорилось выше, хореографическое творчество белорусского народа тесно связано с обрядами, которые соблюдались на протяжении многих лет и подразделялись по временам года. Приведем их краткое описание и взаимосвязь с хореографическими элементами.
Начинает наш обрядовый хоровод, особо почитаемый крестьянами в прошлом, праздник «Коляда», который проходил в конце декабря – начале января по старому стилю. Святочными вечерами собиралась молодежь, пели песни, играли, гадали и конечно же танцевали. Наиболее популярными были танцы: «Казачок», «Гусачок», «Барынька», «Метелица», «Журавль», «Чижык», «Касарь».