Курсовая с практикой на тему Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы профилактики конфликтного поведения подростков в образовательной организации 6
1.1 Понятие конфликта в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 17
1.3 Формы и методы профилактики конфликтов среди подростков 26
Глава 2. Специфика психолого-педагогической профилактики конфликтов среди подростков в региональном измерении 35
2.1 Конфликты в подростковой среде: социологический анализ (на примере МБОУ СОШ № 6 г. Ливны) 35
2.2 Социальный проект по проблемам психолого-педагогической профилактики конфликтов среди подростков 41
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 53
Введение:
Актуальность курсовой работы. В новой редакции Закона РФ «Об образовании» особое внимание обращается на то, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; способствовать реализации права граждан на свободный выбор взглядов и убеждений».
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, направлен на общекультурное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся через формирование различных компетенций.
Коммуникативное развитие обучающихся связано с формированием компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации.
Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем, что общение выходит на уровень ведущей деятельности. Интерес к сверстнику становится очень высоким, происходит интенсивное установление дружеских контактов и разнообразных форм совместной деятельности детей. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается на результативности и эффективности процесса обучения. Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Однако дети очень часто не умеют выстраивать конструктивные отношения и становятся провокаторами или участниками различных конфликтных ситуаций. В этой связи проблема становления и развития межличностных отношений имеет большое значение для развития личности ребёнка.
Конфликты между подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей, включая не только детей, но и родителей, и педагогов. Так как вопрос взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы, педагогу надо хорошо владеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций в подростковой среде.
Конфликт в подростковой среде характеризуются столкновениями подростков с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели. Причины конфликтов в подростковом возрасте имеют, как правило, объективный характер, а значит, конфликты между подростками в процессе развития неизбежны.
Степень разработанности проблемы.
Исследовали данную проблему отечественные и зарубежные ученые такие как: А.Я. Анцупов, К. Боулдинг, Л.С. Выготский, П.О. Гриффин, Е.М.Дубовская, Г. Зиммель, Д.П. Зеркин, Л. Козер , В.А. Кременюк, К.Лоренс, К. Левин, Б.Т. Лихачев, О.В. Левин, У. Мак-Дуглас, М.И. Могилевский, К.Маркс, Л.А. Петровская, Г. Спенсер, И.Ф. Смолянинов 3.Фрейд, А.И.Шипилов.
Объект исследования: конфликтное поведение подростков.
Предмет исследования: процесс профилактики конфликтного поведения подростков.
Цель исследования – анализ и характеристика технологий психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные теоретические подходы к понятию «конфликт» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста. 3. Рассмотреть содержание, формы и методы профилактики конфликтов подростков со сверстниками.
4. Проанализировать деятельность МБОУ СОШ № 6 г. Ливны по профилактике конфликтов среди подростков.
5. Разработать социальный проект по профилактике конфликтного поведения подростков.
Заключение:
В настоящее время из наиболее остро стоящих проблем среди родителей и учителей следует выделить повышенную конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст является одним из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Психологи отмечают связь этого кризиса с половым созреванием. У детей начинается интенсивный рост организма, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Из-за такой резкой перестройки дети испытывают в дискомфорт, и, соответственно, это отражается во всех психических функциях. Для компенсации внутренней дисгармоничности ребенок пытается выплеснуть это наружу. В связи с этим в таком сложном возрасте у подростков отмечается проявление протестующего характера по отношению к окружающим, дисгармоничности в строении личности, а также агрессивности, повышенной тревожности, жестокости. То есть, в подростковом возрасте из-за сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления конфликтности и агрессивности.
Конфликт представляет собой характеристику взаимодействия, в которой действия, которые не могут сосуществовать в неизменном виде, начинают взаимодетерминировать и взаимозаменять друг друга, для чего требуется специальная организация. В то же время любой конфликт является актуализировавшийся противоречием, то есть воплощенными во взаимодействии противостоящими ценностями, установками, мотивами. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Конфликт характеризуется противодействием в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативным отношением друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом.
В основе конфликта лежат противоположно направленные действия его участников. Эти действия реализуют скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Видимая социальная реальность конфликта состоит из чередования взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента.
Для подросткового возраста характерна конфликтность. Следует отметить тесную взаимосвязь физиологических особенностей подросткового возраста с развитием психики. Появление психических новообразований связано со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь.
Для подросткового возраста характерна повышенная возбудимость, неустойчивость эмоций и поведения, подросткам сложно контролировать себя, им свойственна эмоциональность и нестабильность, в связи с чем происходит повышение агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешнесредовых условий. Именно поэтому изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене является весьма актуальным в данный момент
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы профилактики конфликтного поведения подростков в образовательной организации
1.1 Понятие конфликта в психолого-педагогической литературе
Содержание понятия «конфликт» достаточно широко и разнообразно в своем применении. В наиболее широком понимании конфликт имеет значение «предельного случая обострения противоречия». Исследователями психологии также отмечается, сложность решения этого противоречия обусловлено остротой эмоциональных переживаний.
Наиболее весомый вклад в исследования конфликтов в отечественной психологии принадлежит Л.С. Выготскому. Его труды посвящены анализу конфликтов с точки зрения наличия возрастных кризисов. Л.С. Выготский полагал, что развитие в периоды устойчивых стабильных возрастов осуществляется в наибольшей степени с помощью микроскопических изменений личности ребенка, которые все это время накапливаются, а достигая определенного предела, проявляют себя в форме некоторого возрастного новообразования.
Согласно А.Я. Анцупов, конфликт является состоянием внутренней борьбы, связанный с размышлениями, внутренним напряжением, сравнением нескольких мотивов, то есть борьбы самим с собой. В этой внутренней борьбе находят свое отражение существующие объективно противоречия и конфликты. С этой точки зрения любой конфликт одновременно выступает и внешним, и внутренним. Внешняя его сущность проявляется в его определении объективными внешними причинами, а внутренняя сущность заключается в наличии переживаний внутренней борьбы.
Отечественная литература содержит определения конфликта, имеющие преимущественно социологическую сущность. Исследователями называются разного рода характеристики социального конфликта, рассматриваемого в качестве противостояния между индивидами и социальными общностями,