Курсовая с практикой на тему Возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо в процессе обучения в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1. Развитие критического мышления как психологическая проблема 6
1.2. возрастные особенности младших школьников 10
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму 19
2.2. Практическое применение технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Развитие навыков и умений критического мышления является одной из наиболее важных особенностей современного образование и включает в себя критические мышление в качестве одной из пяти основных целей обучения младших школьников. В современной психологической науке есть много опубликованных исследований по критическому мышлению (Л. Выготский, И. Загашев, И. Заир-Бек, И. Муштавинская, Халпрен, Т. Чатфилд и др.). Большинство существующих исследований критического мышления достаточно разработаны, чтобы являться отдельным курсом психологической науки.
Технология развития критического мышления как образовательная инновация стала предметом исследований отечественных педагогов и методистов сравнительно недавно. Это обусловлено тем, что взгляды ученых о возможности формирования критического мышления у учащихся начальных классов в течение последних ста лет были довольно противоречивыми.
Так, в конце XIX – начале ХХ века ученые, осуществляя анализ деятельности тогдашней школы, указывали, что учебный процесс в учебных заведениях направлен на некритическое восприятие детьми истин, непосредственное запоминание ими учебного материала (П. Блонский, Н. Добролюбов, Л. Толстой и др.). В этот же период было проведено ряд исследований по вопросам психического развития детей, авторы которых отмечали его слабое развитие и тем самым отрицали возможность формирования критического мышления у младших школьников (Ж. Пиаже, С. Рубинштейн, В. Штерн и др.).
Однако вторую половину ХХ века характеризует исследования, теоретические и практические разработки: вопрос о зонах ближайшего развития Л. Выготского; идеи развивающего обучения В. Давыдова, Д. Эльконина, проблема умственного воспитания, освещена в трудах В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили; подходы к развитию познавательного интереса и активности учащихся, нашли отражение в наработках Г. Люблинськой и др., которые стали фундаментом для дальнейших поисков путей формирования критического мышления детей и молодежи и позволили современным ученым (А. Валлон, В. Гончаров, А. Мишель, М. Осорина и др.) убедиться, что сенситивным периодом для его развития является младший школьный возраст. Такие подходы современных ученых к развитию младшего школьника в психологии на данное время являются очень актуальными и востребованными.
Исходя из актуальности современных исследований развития критического мышления младших школьников и на основе выше сказанного нами была выбрана тема исследования «Возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо в процессе обучения в начальной школе»
Объект исследования: процесс развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе.
Предмет исследования: технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе.
Цель исследования: изучение теоретических основ технологии критического мышления; освещение методов и приемов способствующих формированию критического мышления через чтение и письмо в начальной школе.
Задачи исследования:
— теоретически проанализировать проблему развития критического мышления младших школьников;
— раскрыть возрастные особенности младших школьников
— выявить и обобщить особенности технология развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму;
— обосновать практическое применение технологии развития критического мышления в процессе обучения чтению и письму.
Гипотеза исследования:
— развитие критического мышления младших школьников эффективно при условии использования специально подобранных технологий в процессе обучения чтению и письму на уроках родной речи;
— эффективность использования технологий развития критического мышления обеспечивается комплексным подходом к образовательному процессу.
Методы исследования:
— изучение научной, методической литературы по теме исследования;
— изучение и анализ педагогического опыта по теме исследования;
— обобщение и систематизация психолого-педагогического опыта по теме исследования.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем курсовой работы 37 страниц.
Заключение:
Анализ научной литературы показал, что в современной науке нет единого мнения относительно определения понятия «критическое мышление». Д. Клустер выделяет пять характеристик критического мышления, которые определяют его: мышление самостоятельное, мышления обобщенное, мышления проблемное и оценочное, мышления аргументированное, мышления социальное. Однако, все варианты определения понятия «критическое мышление» объединены общей чертой – наличием признаков (аналитичность, ассоциативность, логичность, самостоятельность, системность), которые способствуют формированию компетенций, которые помогают человеку сориентироваться в окружающем мире, а именно: информационном, речевом , социальном.
Также было выяснено, что, поступая в школу, дети 6-9 лет практически не имеют навыков критического мышления. Первоклассники прибывают в школу, испытывают недостаток в школьной терминологии, основ понимания процессов и процедур и испытывают дефицит компетенций в основных учебных предметах. Основные элементы, которые необходимы для адекватных процедур и процессов анализа развития критического мышления у младших школьников – это наиболее важные термины анализа критического мышления такие, как переменная, независимая переменная, зависимая переменная, гипотеза, альтернативная гипотеза, контроль, окружающая среда, время.
Результат теоретического анализа позволил выделить ключевые способности критического мышления:
1) Умение делать логические выводы на основе доказательств.
2) Умение логически применять методы для оценки предварительного решения.
3) Способность интерпретировать, анализировать и оценивать новую информацию.
4) Одновременное выявление проблем и их соответствующих эффективных решений.
5) Способность логически сформулировать предположение решения поставленной задачи, основанное на предыдущих знаниях.
6) Умение вспоминать и понимать знания.
7) Умение классифицировать, обобщать и сравнивать информацию.
Младший школьный возраст является периодом больших когнитивных изменений в развитии детей 6-9 лет. В этот период ребенок переходит от дошкольников к среднему детству, из жизни, в которой доминирует фантазия, к жизни, которая начинает управляться логикой и разумом. В младшем школьном возрасте дети уделяют больше времени и энергии на выполнение задач предполагающим образом. Однако, как и дошкольники, они по-прежнему предпочитают организованные действия, а не личную инициативность, им по-прежнему необходимо последовательное руководство со стороны взрослых.
В 7 лет дети лучше понимают умственные операции и принимают их, например, могут думать о том, как подойти к проблеме и рассмотреть различные результаты. На самых ранних стадиях этого этапа 7-летние дети проявляют начало логических рассуждений, например, обоснование своего мышления, и начинают учиться организовывать мысли связно. Их логические мысли остаются ограниченными фактическими физическими объектами и у них нет способности управлять абстрактными рассуждениями или гипотетическими соображениями. Когнитивное развитие, как и все аспекты развития, не происходит в вакууме; каждый вид развития влияет на другие. По мнению Л. Выготского взаимодействие детей со знающими другими людьми может способствовать продвижению в мышлении и обучении, что было бы невозможно в одно и то же время без него. Таким образом, как утверждает Л. Выготский, 6-ти и 7-ми летние дети из-за возросшего числа структурированных социальных взаимодействий в начальном школьном обучении являются первыми претендентами на то, чтобы получать выгоду из контекстуализированного обучения.
Также в этом возрасте начинает развиваться мета-познание детей – их способность знать, что им нужно делать, чтобы лучше, учиться или понимать, например, перечитать отрывок, задать вопрос.
Следовательно, развитие критического мышления в процессе обучения младшего школьника – это совокупность различных педагогических приемов, побуждающих учащихся к исследовательской творческой активности, создания условий для осознания ими материала, обобщения полученных знаний.
В связи с тем, что критическое мышление – мышление самостоятельное, ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы мыслить и самостоятельно решать сложные вопросы. Работая с технологией развития критического мышления, учитель осознает, что научить учащихся мыслить критически с первого урока фактически невозможно. Критическое мышление формируется постепенно, оно является результатом ежедневной кропотливой работы учителя и ученика, из урока в урок, из года в год.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1. Развитие критического мышления как психологическая проблема
Ученые разных стран мира не имеют единого мнения относительно определения понятия «критическое мышление». Так, М. Кларин считает, что «критическое мышление является рациональным, рефлексивным мышлением, которое направлено на решение того, почему стоит верить или действия стоит применить» . Д. Халперн в своих работах отмечает, что этот вид мышления предполагает использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата . По мнению Д. Клустера, критическое мышление – это мышление самостоятельное, информативно, оно начинается с постановки вопроса, стремится к убедительной аргументации, имеет социальный характер . Исследователь подробно анализирует это явление и отмечает, что критическое мышление имеет пять характеристик, которые определяют его: мышление самостоятельное, мышления обобщенное, мышления проблемное и оценочное, мышления аргументированное, мышления социальное. Однако, все варианты определения понятия «критическое мышление» объединены общей чертой – наличием признаков (аналитичность, ассоциативность, логичность, самостоятельность, системность), которые способствуют формированию компетенций, которые помогают человеку сориентироваться в окружающем мире, а именно: информационном, речевом , социальном .
В эпоху новой технологической революции появляется сложное общество, основанное на современной технологии и быстро развивается, так называемое информационное общество. Ведущую роль в обществе играет образование . Знание становится самым демократичным источником власти. Информация становится средством информационного давления. Новые политические технологии, вооружение средствами информатики, могут уверенно формировать общественное мнение, манипулировать общественным сознанием. Хозяйствования информационных технологий способно изменить всю общественную жизнь. Итак, это является одной из причин необходимости развития критического мышления подрастающего поколения.
Поступая в школу, дети 6-9 лет практически не имеют навыков критического мышления. Первоклассники прибывают в школу, испытывают недостаток в школьной терминологии, основ понимания процессов и процедур и испытывают дефицит компетенций в основных учебных предметах. Причин для этого много, они разные и, вероятно, заслуживают эмпирического исследования. В связи с этим необходимо проанализировать некоторые основные элементы, которые необходимы для адекватных процедур и процессов анализа развития критического мышления у младших школьников .
В зарубежной современной психологии определяются терминологию и некоторые наиболее важные термины анализа критического мышления :
а) Переменная – любой элемент интереса, любой фактор интереса, любая конкретная вещь или элемент, который может повлиять на результат деятельности. В критическом мышлении важно учитывать все переменные, которые могут повлиять на деятельность или ее результаты.
б) Независимая переменная – это переменная, которой нужно манипулировать. Это переменная, которая может увеличиваться или уменьшаться по мере продолжения деятельности; или конкретный фактор, который необходимо изучить, чтобы увидеть его влияние на другую переменную, которая будет изучена или измерена каким-либо образом, формой и т.д.
в) Зависимая переменная – это результат или что-то, что нужно измерить, чтобы определить влияние независимой переменной. Эта переменная должна быть измерена точно, конкретно и кратко, чтобы определить, есть ли какое-либо влияние независимой переменной на эту зависимую переменную.
г) Гипотеза – это догадка или предположение учителя, или впечатление о влиянии независимой переменной на другую зависимую переменную. Иногда у педагога есть гипотеза о том, что определенная область знаний будет увеличиваться или уменьшаться, или, что не будет никакой разницы.
д) Альтернативная гипотеза – это «резервная гипотеза», так сказать, на случай, если независимая переменная не вызовет каких-либо изменений в зависимой переменной.
е) Контроль. Под контролем подразумевается постоянный мониторинг процесса развития критического мышления.
ж) Окружающая среда – в данном случае подразумевается создание педагогических условий, которые буду обеспечивать развитие критического мышления младших школьников.
з) Время – измерение времени имеет особое значение в развитии критического мышления младших школьников. Количество времени, в течение которого учащиеся будут получать знания или решать проблемные задачи, имеет первостепенное значение. Важно отметить количество времени, которое требуется ребенку для выполнения определенной задачи, и количество времени, которое учитель прогнозирует для каждого этапа деятельности. Необходимо уделять пристальное внимание этим деталям, поскольку время может быть существенной, актуальной переменной.