Курсовая с практикой на тему Возможности использования приема сравнения при изучении умножения и деления младшими школьниками.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования приема сравнения при изучении младшими школьниками умножения и деления 5
1.1. Особенности формирования приема сравнения в младшем школьном возрасте 5
1.2. Методика изучения умножения и деления в начальном курсе математики 10
2. Методические аспекты использования приема сравнения при изучении младшими школьниками умножения и деления 15
2.1. Выявление уровня сформированности у младших школьников приема сравнения 15
2.2. Методические рекомендации 22
Заключение 27
Список использованных источников 28
Введение:
Актуальность исследования.
Сравнение, как и другие методы логического мышления, очень важ-но для формирования УУД (универсальных образовательных действий). Сравнение необходимо для усвоения предметных знаний не только по ма-тематике, но и по многим другим предметам. Для сравнения, учебный ма-териал легче запомнить и изучить, а мышление ребенка также формирует-ся и развивается.
В математике есть много способов сформировать этот образ мыш-ления. В частности, задания для сравнения чисел в начальных классах, а в средней и старшей школе — для сравнения целых выражений.
В некоторых учебниках, например, в учебнике 2 класса, Н.Б. Исто-миной «Математика», метод сравнения используется при решении простых задач.
Рассматривая развивающие возможности математики, они больше говорят о развитии логического мышления. И это не случайно: математика имеет широкие возможности для умственного развития учеников благода-ря своей системе исключительной ясности и точности концепций выводов и формулировок. С точки зрения современной психологии и дидактики утверждение о том, что усвоение самого содержания курса математики ав-томатически формирует мышление школьников, ошибочно. Необходимо специально обучать умению мыслить, давать ученикам знания о содержа-нии и последовательности умственных действий, обеспечивающих овладе-ние курсом математики. Однако нет конкретной программы методов логи-ческого мышления, которая должна формироваться при изучении этого предмета. В результате работа по развитию логического мышления школьников протекает без знания системы необходимых приемов, их со-держания, последовательности формирования. Это приводит к тому, что большинство учеников не осваивают базовые методы мышления даже в старших классах, и эти методы необходимы для младших школьников: без них невозможно полное усвоение материала.
Анализ учебников и программ начальной школы показывает, что учащиеся должны изучать сравнение в первом классе. В то же время Та-лызина Н.Ф. пишет, что если оно не станет предметом специального усвое-ния младшими школьниками, то к концу учебного года оно не будет осво-ено большинством учащихся, что существенно повлияет на дальнейшую успеваемость в средних классах.
Объект исследования — процесс обучения приему сравнения при изу-чении умножения и деления младшими школьниками.
Предметом исследования является использование методики сравне-ния при обучении умножению и делению.
Цель курсовой работы: изучить возможности использования методи-ки сравнения в процессе обучения учащихся начальной школы делению и умножению.
Задачи курсовой работы:
• Изучить особенности формирования приема сравнения в младшем школьном возрасте
• Рассмотреть методику изучения умножения и деления в начальном курсе математики
• Выявить уровень сформированности у младших школьников прие-ма сравнения.
• Разработать методические рекомендации.
Методы исследования: метод теоретического анализа, метод работы с научной литературой, метод обобщения, метод теоретического и практи-ческого синтеза, метод теоретической индукции.
Заключение:
В ходе данной работы была изучена проблема использования мето-дики сравнения в процессе обучения младших школьников делению и умножению. Теоретический анализ этой проблемы показал, что использо-вание сравнения при решении простых словесных задач не только необхо-димо, но и может быть отдельным способом обучения детей решению упражнений, как на деление, так и в на умножение.
Овладев техникой сравнения при умножении и делении на уроках математики, ребенок учится применять ее по другим предметам, где можно сравнивать любые предметы и явления.
На основании теоретической части учебной курсовой работы можно предположить, что метод сравнения позволяет освоить такие важные логи-ческие методы мышления, как высвобождение существенных и несуще-ственных признаков, которые потребуются в будущем в средней и старшей школе. школа, а затем в колледже.
Также метод сравнения позволяет освоить операцию анализа, кото-рую ребенок может использовать не только в математике, но и для перево-да на другие школьные предметы.
Метод сравнения можно использовать для обучения младших школьников решению упражнений на деление и умножение. В учебнике Истомина Н. Б. метод сравнения необходим для изучения задач и успешно применяется на самых разных видах работ.
Анализ возможных ошибок путем сравнения решения упражнений позволяет предотвратить эти ошибки при самостоятельном решении зада-ний младших школьников. Классификация проблем по их решению помо-гает разработать анализ и сравнение операций детей. Соответствуя шаб-лону задания, ребенок учится решать проблемы, представляя их с помо-щью наглядного материала.
Таким образом, можно сказать, что все цели и задачи курсовой ра-боты успешно достигнуты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования приема сравнения при изучении младшими школьниками умножения и деления
1.1. Особенности формирования приема сравнения в младшем школьном возрасте
Особую роль в организации продуктивной деятельности учащихся начальной школы в процессе обучения математике играет метод сравне-ния. Как один из методов умственной деятельности наиболее широко ис-пользуется в практике преподавания математики.
Необходимо начать работу по формированию техники сравнения, выделив содержание этой техники, т.е. выделив компоненты ее действий.
Сравнение — это метод умственной деятельности учеников, преду-сматривающий установление сходства или различий между объектами обучения.
Однако только контраст, подчеркивающий особенность одного субъ-екта в отличие от другого, по мнению Д.Н. Богоявленского и Н. А. Мен-чинской, не может обеспечить объединение в группу объектов, имеющих сходные черты. Следовательно, при сравнении с целью обобщения оппо-зиция не может быть отделена от сравнения. [17]
Сравнение — форма сравнения, направленная на выделение основных свойств, общих для ряда объектов.
В умственной деятельности ученика сопоставление и сравнение как формы сравнения осуществляются в единстве и являются средством анали-за и синтеза изучаемых понятий, фактов, объектов. Но в учебном процессе эти умственные операции чаще всего выполняются последовательно.
По степени полноты различаются частичные и полные сравнения.
Суть частичного сравнения состоит в том, чтобы установить только похожее или только отличительное. Если объекты показывают признаки сходства, то это сравнение, если они ищут разницу, это контраст. [5]
Полное сравнение требует установления сходств и различий. Ча-стичное сравнение эффективно на этапах восприятия и понимания знаний, позволяет более глубоко осознать особенности изучаемого материала, по-нять его взаимосвязь с ранее приобретенными знаниями. Особенно важно различать свойства схожих понятий, чтобы не допустить ошибок в их применении. Когнитивные задания на противопоставление могут быть сле-дующими:
1. В чем разница между объектом A и объектом B?
2. Какие свойства не в объекте A по сравнению с объектом B?
3. Какие дополнительные свойства имеет объект А по сравнению с объектом B?