Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания истории

Курсовая с практикой на тему Возможности использования картографического материала на уроках истории России XIX века для формирования у обучающихся 9 классов умения оценивать исторические процессы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ОЦЕНИВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9
КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.. 9

1.1.
Сущностные характеристики умения оценивать исторические процессы.. 9

1.2.
Современные подходы и средства формирования у обучающихся 9 классов умения
оценивать исторические процессы.. 18

ГЛАВА 2.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ РОССИИ ХIX ВЕКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ УМЕНИЯ ОЦЕНИВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.. 33

2.1.
Ориентация УМКД истории России XIX
века в 9 классах на формирование умения оценивать исторические процессы.. 33

2.2.
Методические рекомендации по использованию картографического материла на уроках
истории России XIX века для формирования у обучающихся 9 классов умения оценивать
исторические процессы.. 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………
57

  

Введение:

 

Активная
интеграция мировых культур и глобализация международных отношений,
стремительное развитие процессов взаимодействия, как на уровне стран, так и
отдельных представителей различных этносов стали традиционными признаками
настоящего времени.

Неотъемлемым
признаком преподавания истории в школе является активное применение новейших
теоретико-практических технологий. Ведь использование этих технологий позволяет
значительно повысить качество образовательного процесса, реализовать личностно
ориентированный подход в обучении учащихся в соответствии с уровнем их знаний и
индивидуальных потребностей. Поэтому проблема обеспечения оптимального
использования этих технологий как средства совершенствования процесса изучения
учащимися истории приобретает сегодня особую актуальность.

Различные
вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе
освещались в научных трудах многих ученых. Так, В.Л. Бартощак изучала возможности применения этих
технологий в системе дистанционного образования. В работах И.И. Вартановой
определялись дидактические способы повышения
учебно-познавательной мотивации учащихся с помощью внедрения в образовательный
процесс компьютерных технологий.
А.В. Котова исследовала информационные технологии как средство организации
самостоятельной работы учащихся. В то же время дальнейшего изучения требует
вопрос применения картографических технологий на уроках истории.

Проблема раскрытия специфики современного педагогического процесса как
сложной самоорганизующейся системы является актуальной в педагогической науке и
практике как составляющая перспектив становления современного образования, что
предполагает основной целью профессиональное развитие личности будущего
специалиста.

Системная сложность современного педагогического процесса обоснована с
позиции общей теории систем (В. Афанасьев, Ю. Бабанский, В. Беспалько, И.
Блауберг, Б. Гершунский, А. Глузман, С. Гончаренко, Д. Гвишиани, И. Зязюн, В.
Кремень, Н. Кузьмина, В. Кушнир, И. Подласый, И. Предборская, В. Садовский, Г.
Щедровицкий, Б. Юдин), кибернетики (Р. Акофф, А. Берг, Н. Винер, В. Дюк, У.
Эшби, Дж. Нейман, В. Пушкин, Т. Сатти), синергетики (Гиг Дж. Ван, В. Гребнева,
И. Добронравова, Г. Егоров, В. Кохановский, А. Князева, С. Курдюмов, А.
Пригожин, Чалый, Г. Хакен и др.).

Сегодня перед образованием встает проблема поиска наиболее
производительных технологий обучения и воспитания, создания новых
парадигмальных подходов к учебной деятельности, внедрения эффективных видов
управления образовательным процессом и рассмотрения самого педагогического
процесса под новым углом зрения, который часто связывают с системным
преобразованием реальных педагогических систем. Именно поэтому современный
учебно-воспитательный процесс воспринимается сквозь призму педагогической
системы.

Актуальность исследования определяется общей инновативностью современных
образовательных процессов. В наше время школа является своеобразным
экспериментальным полигоном для обкатки новейших педагогических технологий.
Особое место в их внедрении занимает процесс изучения истории, что обусловлено
непреходящей актуальностью рассмотрения определенных событий на данных уроках.
В этой связи тема использования картографического материала на уроке истории
представляется нам актуальной.

Цель исследования:
теоретически обосновать возможности использования картографического материла на
уроках истории России XIX века для формирования у обучающихся 9 классов умения
оценивать исторические процессы.

Задачи исследования:

1. Выделить и охарактеризовать
сущностные характеристики умения оценивать исторические процессы

2. Выявить современные подходы
и средства формирования у обучающихся 9 классов умения оценивать исторические
процессы

3. Определить ориентацию УМКД
истории России XIX века в 9 классах на формирование умения оценивать
исторические процессы

4. Разработать методические
рекомендации по использованию картографического материла на уроках истории
России XIX века для формирования у обучающихся 9 классов умения оценивать
исторические процессы

Объект исследования: процесс
формирования умения оценивать исторические процессы у обучающихся 9 классов на
уроках истории.

Предмет исследования: возможности использования картографического материала на уроках истории
России XIX века для формирования у обучающихся 9 классов умения оценивать
исторические процессы.

Новизна данной
работы заключается в разработке оригинального комплексного подхода применения
картографического материала на уроках истории в 9-ом классе, как средства для
формирования умения оценивать исторические процессы. Материалы исследования
могут быть использованы в дальнейших научных работах, статьях, эссе,
посвящённых проблемам определения инновационности учебных технологий, их
сравнительному анализу, при изучении педагогики в высших учебных заведениях.

Источниками являются:

· Основные нормативно-правовые документы, регулирующие  современный процесс образования (Конституция
РФ; Федеральный закон «Об образовании в РФ»; Национальная доктрина образования
в РФ» (на период до 2025 года); Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования (ФГОС ООО); Федеральный компонент
государственного образовательного стандарта (ФК ГОС – 2004); Концепция нового
учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей
Историко-культурный стандарт (утвержденной в 2015 г.); Примерная основная
образовательная программа основного общего образования)

· Педагогические статьи;

· Методические пособия для учителей;

· Труды российских и советских педагогов и методистов (например, Вяземский
Е.Е., Стрелова О.Ю., Студеникин М.Т.)

· Федеральный перечень учебников 2019-2020 год по предмету: История

· Учебники по истории (авторов: Арсентьева Н.М., Данилова А.А)

В ходе
исследования были применены следующие виды
методов:

Общенаучные:

· анализ нормативно-правовых актов, регулирующих современный
образовательный процесс и научных трудов по теме

· синтез и обобщение, при формулировке выводов параграфов и глав.

Специальные:

· метод историографического анализа позволил изучить имеющийся опыт по
изучению объекта данной работы;

· проблемно-хронологический метод позволит определить основные
направления, изучаемые в рамках данной проблемы в хронологической
последовательности;

· ретроспективный метод позволит определить, как раньше изучалась данная
проблема и проследить взаимосвязь ранее изучаемых аспектов и данного
исследования

· метод периодизации был применен в ходе изучения историографии проблемы
для выделения периодов ее развития;

· метод педагогического проектирования использовался при создании
комплекса уроков;

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
разделённых на параграфы, заключения, списка используемой литературы и
источников и приложения.

Практическая значимость: Практическая значимость, состоит из оригинального комплекса учебных
занятий по истории России XIX века, направленных на формирование у
обучающихся 9 классов умения оценивать исторические процессы посредством
использования картографического материла. И методических рекомендаций к ним.

Отдельные положения данной работы были опубликованы в сборнике тезисов IX Всероссийских конференциях студентов и
молодых ученых «Россия и мир: история и современность» (2021 г.)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современном российском
обществе существует запрос на интеллектуально образованную личность, умеющую
ориентироваться в современном мире. Исходя из этого общественного запроса,
появляется необходимость в формирования у школьников ряда картографических умений
в процессе обучения на уроках истории. При анализе типичных ошибок участников
ЕГЭ 2020 г. по истории в Федеральном институте педагогических измерений было
отмечено, что задания с исторической картой оказались одними из наиболее
затруднительных.[1]
В связи с этим актуальным является рассмотрение проблемы исследования с учетом
современных тенденций в сфере образования.

Можно полагать, что
затруднения у обучающихся вызваны тем, что большинство исторических карт в
учебниках и атласах тематические. Исходя их этого у обучающихся не формируется
целостное представление о мировом пространстве. Еще одной причиной можно
считать то, что сами учителя истории редко прибегают к историческим картам на
своих уроках или используют их лишь как иллюстрацию, которая подтверждает текст
учебника или их слова. Для детального разбора содержания проблемы обратимся к
понятийному аппарату исследования. М.В. Короткова и М.Т. Студеникинв своей
работе отмечают, что карта – это отображение земной поверхности в уменьшенном
виде, нанесенное на какую-нибудь плоскость с последующим соблюдением
специальных математических закономерностей и отображением расположения, а также
совмещения и объединения разнообразных явлений природы и общества[2]. Исследователь Д.В.
Куприянов определяет историческую карту как условно графическое пособие,
которое позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни в
условиях географически определенного места, устанавливать влияние
географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные исторические
связи и закономерности общественного развития[3].

Отвечая на вопрос о
функциях исторической карты, верно будет сказать, что главными функциями
исторической карты на уроке истории должны быть информационная, обучающая,
развивающая, контрольная. Формирование у школьников умений читать легенду
исторической карты, находить на карте историко-географические объекты,
локализовать их на карте невозможно при простом просмотре карты или ее
наблюдении. Любое умение возможно развить у человека только тогда, когда он выполняет
само умение. Это основа деятельностного подхода. Еще не стоит забывать, что
исторические карты – это особый вид источника информации, которую надо суметь
найти и «прочитать». В настоящее время это является главным принципом
использования исторической карты на уроке истории. Историческая карта
представляет собой особую форму наглядности, которая эффективно воздействует на
ум и эмоциональную сферу учеников. Наглядность в работе с исторической картой
является фундаментом развития понимания сущности исторических событий и
явлений, а также эффективно способствует формированию у учеников важнейших
исторических понятий и терминов и улучшает усвоение обучающимися
закономерностей общественного развития [4].

Работа по формированию
умения работы с картой начинается с того, «что учитель знакомит детей с внешним
видом исторической карты, обращает внимание на условные обозначения, на окраску
карт, и их отличие от географических» [5], называет ее вид и дает
полную характеристику. Обучение работе с исторической картой стоит начать с
самых простых заданий: обвести границы государств, написать основные названия,
указать даты основных фактов. Потом ученики сопоставляют и сравнивают настенную
карту с настольной, учатся узнавать очертания участков суши и морей независимо
от того, какой район и каков масштаб карты. На основе картографических
ориентиров надо наносить на контурную карту маршрут или границу на ней
обозначенную [6].

Анализ современной
методической литературы позволяет выделить наиболее эффективные способы и
приемы формирования картографических умений у обучающихся. Изучение
местоположения исторических явлений осуществляется путем применения карты,
яркого рассказа и красочных описаний, дающих представление о местности и об
исторических явлениях, на ней происходивших. Приведем примеры реализации данных
приемов:

— Локализация
исторических событий на карте – укажите объект на карте и определите словами
его местоположение; развивается умение структурировать информацию.

— «Оживление» карты
наглядными средствами – прикрепите значки, символы и аппликации; для того чтобы
сделать карту более «красочной» и запоминающейся.

— Чтение и составление
легенды карты – ученики самостоятельно или с помощью учителя придумывают
условные знаки для игрового сюжета по карте; с помощью такого приема развивается
образное мышление обучающихся.

— Вычерчивание объектов
на карте – нарисуйте и подпишите объекты на контурной карте по предлагаемым
ориентирам, использование приема синтеза.

Для развития умения
выявления закономерных связей отличным приемом будет являться сопоставление
двух или более карт. К примеру, сравнение контурных карт Древней Руси X века и
XI века.

Работа с интерактивной
картой – интерактивная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную
картографическую информацию. Прием комбинирования слоев, наложения слоев один
на другой на основе базовой карты, позволяет выявлять причинно-следственные
связи и закономерности.

При запоминании
исторических фактов, локализованных на карте, и самого картографического
материала положительные результаты дает прием мысленной увязки фактов с
пейзажными и другими, отраженными на карте, или реальными образами прошлого, а
также с условно графическими образами исторической карты. Школьники с помощью
карты мысленно «привязывают» изучаемые факты к усвоенным образам, затем,
пользуясь картой, по ассоциации с образами вспоминают и воспроизводят
фактический материал.

В целом, используя данные
способы и приемы на уроках истории, можно достаточно эффективно развивать
различные картографические умения у обучающихся. Показывая такую систему работы
с картой на уроках истории, можно предположить некоторые возражения со стороны
учителей (нехватка времени, необходимость работы с другими видами источников,
проблема рассмотрения несколько карт в течение одного урока и т.п.). в связи с
этим отметим, что работа с исторической картой, так же как и с другими
источниками, не требует отведения особого времени в рамках учебного занятия.
Данные способы и приемы позволяют органично использовать историческую карту на
любом этапе урока.

Изучение истории сложно
представить без опоры на источники, на памятники прошлого.

Понятие «исторический
источник» намного шире, чем понятие «исторический документ». Последний – один
из видов письменных исторических источников. Источниковая база исторического
образования очень разнообразна, но в школьной практике обычно востребованными
бывают письменные источники.

В настоящее время
существует множество различных методик преподавания истории, однако для
реализации единства вышеуказанных функций и формирования навыков, необходимых
для получения в будущем высшего образования необходимо умелое сочетание
различных технологий. Так, в старшей школе можно выделить
индивидуально-ориентированную и дискуссионную методики, каждая из которых имеет
определенные технологии.

В системе УМК
исследуемого автора используется система заданий, ориентированных на три уровня
познавательной деятельности с целью обучения работы с различными видами
источников:

1 уровень –
воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов,
ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста;
заполнение таблицы, схемы в ходе коллективного разбора документа.

2 уровень –
преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу,
сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода;
составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем.

3 уровень –
творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные
задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей,
положений нескольких документов; применения теоретических положений документа
для аргументирования своей точки зрения.

Используя описанные в работе
приемы и методы работы с информацией на уроках истории, отметим, что возможна
работа с историческими источниками и историографией, это в свою очередь
способствует развитию навыков критического анализа, самостоятельного
исследования, выстраивания собственной аргументации.

В ходе проведенного
исследования рабочая гипотеза полностью подтвердилась. Исследование показало,
что внедрение организации работы с картографическими источниками способствует
повышению качества образования, формированию у обучающихся информационной и
познавательной активности, способствует плодотворному развитию исторического
сознания. [1] Артасов И.А. Методические рекомендации
для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ
2020 г. по истории. М.: ФИПИ, 2020. [2] Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания
истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 272 с. [3] Куприянова Д.В. Формирование исторического мышления на уроках
истории // Молодой ученый. – 2016. – № 27 (131). – С. 689-690. [4] Давлетмирзаева Ф.А. Особенности применения картографической
наглядности на уроках географии. // Образование и воспитание. – 2016. – № 1
(6). – С. 32-35 [5] Оберман В.Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории //
Преподавание истории в школе. – 1996. – № 3. – С. 24-32. [6] Келдибекова В.Т. Применение интерактивных методов обучения на
уроках истории // Вестник Омского государственного университета. – 2016. – № 4.
– С.196-200.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ
ОЦЕНИВАТЬ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 1.1. Сущностные характеристики умения оценивать
исторические процессы Структурно учебный предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей
истории и истории России. «История» начинается в 5-м классе с курса всеобщей
истории. При этом важной мировоззренческой задачей курса отечественной истории
является раскрытие как своеобразия и неповторимости российской истории, так и
ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью
синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых
событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание
образования элементов региональной истории и компаративных характеристик
(сomparativе c фр. – сравнение, сравнительный анализ – общее, различие,
влияние)[1].

Реализации
достижения планируемых учителем результатов, в первую очередь, формирование
универсальных учебных действий учащихся, в полной мере способствует
системно-деятельностный подход в обучении. Преимуществом данного подхода
является то, что в новой образовательной ситуации он сочетается с другими
современными технологиями: ИКТ, игровые технологии, модульно-редуктивное
обучение, технология критического мышления, технология «Дебаты», технология
учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Как
показывает практика, только наличие комплекса педагогических условий обеспечит
эффективную реализацию модели формирования УУД обучащихся, поскольку взаимосвязь
функциональных и структурных компонентов, возникающая в процессе деятельности
педагогов, родителей и учащихся, обусловливает развитие, движение,
совершенствование педагогических систем.

Запрос
современного общества известен – это выпускник школы, способный воспроизводить
интеллектуальный потенциал России, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть возникающие
перед ним трудности и находить пути рационального их преодоления. Учебная
дисциплина «История» способна обеспечить не только формирование универсальных
учебных действий, необходимых выпускнику основной школы для продолжения
образования, но и создать условия для успешной социализации личности подростка,
позволяя ему правильно оценивать современные общественно-политические процессы
и явления.

Универсальный
характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный,
метапредметный характер, т.е. обеспечивают целостность общекультурного,
личностного и познавательного развития и саморазвития личности; преемственность
всех ступеней образовательного процесса (начальная-основная-старшая школы);
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, независимо
от ее специально-предметного содержания.

К
основным принципам оценивания сформированности УУД в процессе изучения истории
мы относим: регулярность и всесторонность проверки всех видов работ учащихся и
УУД; дифференцированный подход в проведении контроля, т.е. с учетом личностных
и возрастных трудностей усвоения и овладения учебным материалом; объективность
контроля и соблюдение воспитательного воздействия оценки. Например, успешное
владение историческим материалом предполагает значительный объем памяти
обучающегося и постоянное его обращение к дополнительным источникам информации,
поэтому контрольные мероприятия проводятся в зависимости от степени
замотивированности обучающегося на «углубление» учебного материала и склонности
к различным видам учебной деятельности.

Контроль
по одной теме «Отечественная война 1812 года» может пройти в разных формах:
публичное выступление по заранее определенной теме (Роль М.И. Кутузова в победе
над наполеоновской Францией), участие в дебатах по спорной проблеме (Российская
и всемирная история: Бородинская или Московская битва?), подготовка контурной
карты, хронологическая лента событий и т.д. Вариативность форм контрольных
мероприятий изначально закладывает возможность успешности обучающихся в данной
теме.

Главное
стратегическое направление развития системы школьного образования основывается
на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия
педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее
актуальным считается метод проектов.

Организация
проектной деятельности учащихся способствует развитию творческого потенциала,
проведению самостоятельных исследований, развитию работать в команде и отвечать
за результаты коллективного труда, формирует привычку к анализу потребительских
и технологических ситуаций. Образовательный проект рассматривается как
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся,
имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная
на достижение общего результата.

Накоплен
большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных
предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют
пять типов проектов:


исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного
исследования);


творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества);


приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения);


информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств,
функций, анализ и обобщение информации);


практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых
результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря,
анкеты для социологического опроса и т. д.).

Изучение
теоретических обобщений и практического опыта организации проектной
деятельности на уроках истории, а также практический опыт педагогов-историков позволяют
сделать вывод о его значимости, востребованности и результативности. Поэтому
задачей школьного образования становится не только передача определенных
знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими.

Важным
является освоение школьниками умения извлекать новую информацию из
разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности.

Создание
проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного
изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного
оперирования полученным материалом. Его осуществление происходит поэтапно:
движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов
работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство
осмысленности и оправданности усилий.

Учитель,
планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она
необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя все этапы
предстоящей деятельности. Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:
подготовка (формулирование темы и целей проекта); планирование (определение
источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.
п.); исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); оформление
результатов и выводов; представление или отчет; оценка результатов и процесса.

Использование
этого метода в основной школе имеет свою специфику. Это время обучения детей
основам проектирования. Поэтому первые этапы подготовки и планирования учащиеся
осуществляют совместно с учителем.

На
основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта,
основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется
состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход
дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами
самостоятельно, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.

Использование
метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в
ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в
структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении
новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому
задание определяется заранее (обычно за 1–2 недели до запланированного урока)[2].

Классификация документов, применяемых в обучении истории, значительно
проще той, что принята в исторической науке. Она основана на характере
документальных текстов, когда все они подразделяются на две основные группы —
документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое
время практическое значение.

 Эти документы хорошо дополняют
друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.

Актовые документы — это юридические, хозяйственные, политические,
программные  документы. В программные
документы входят грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи,
договоры, статистические и следственные документы, программы, речи.
Повествовательно-описательные документы — это летописи, хроники, мемуары,
письма, описания путешествий. К памятникам художественного слова истории
древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного
творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения).

Ученые полагают, что документ для урока должен[3]:

— соответствовать целям и задачам обучения истории; отражать основные,
наиболее типичные факты и события эпохи; быть органически связанным с
программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы
можно было бы предложить учащимся познавательные вопросы и задания;

— быть доступным ученикам по содержанию и объему; интересным; содержать
бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение,
конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях,
процессах; оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;

— обладать литературными и научными достоинствами, достаточной
Информативностью для развития познавательной самостоятельности и
заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.

В современных исследованиях, в частности, в работах
А. Т. Степанищева понятие исторического источника рассматривается в трех,
независимых значениях, в частности

— в узком смысле слова — это «письменный памятник, документ, на основе
которого строится научное исследование».

-в широком смысле слова — то, что «дает, сообщает какие-либо сведения»;

-в аспекте рассматриваемой темы — «любая система, вырабатывающая
сообщение или содержащая информацию, предназначенную для ее передачи, а также
научный документ или издание». [1] Попова С.Л. Особенности
методики преподавания истории в старших классах // Научный форум: Педагогика и
психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. № 10(12). М.: Изд. «МЦНО», 2017. С. 96. [2] Попова С.Л. Особенности
методики преподавания истории в старших классах // Научный форум: Педагогика и
психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. № 10(12). М.: Изд. «МЦНО», 2017. С. 96. [3] Попова С.Л. Особенности
методики преподавания истории в старших классах // Научный форум: Педагогика и
психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. № 10(12). М.: Изд. «МЦНО», 2017. С. 96.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы