Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Возможности использования интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………… 3 1.Теоретические основы использования интерактивных
методов обучения в начальной школе…………………………………………………………….. 6 1.1.Понятие «интерактивные методы обучения»…………………………….. 6 1.2.Виды
интерактивных средств обучения……………………………….… 10 2.Практические аспекты применения интерактивных
методов обучения в начальной школе……………………………………………………………….. 22 2.1.Особенности применения интерактивных методов
обучения на уроках в начальной школе………………………………………………………………. 22 2.2.Примеры интерактивных упражнений на уроках в
начальной школе….. 26 Заключение………………………………………………………………………. 34 Список использованных источников…………………………………………… 36

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Новый
федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие
требования к результатам обучения. В современных условиях повышение качества
учебного процесса приобретает особую актуальность. На основе использования
современных средств обучения, идет активный поиск путей повышения качества
образовательного процесса. При проведении уроков особое внимание отводится
подбору форм, приемов и средств подачи учебного материала.

В настоящее время происходит переход от
той модели обучения, когда можно было не использовать интерактивные методы и
добиваться результатов обучения, до той модели, когда не использовать
интерактивные методы нельзя, в связи с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта.

В связи с этим, актуальность данного
исследования состоит в том, что его проведение позволяет проанализировать
существующие противоречия:

• между требованиями ФГОС к использованию
интерактивных методов и ИКТ, которые педагог обязан соблюдать и реальной
ситуацией в педагогической теории и практике, где нет непротиворечивой технологии
использования интерактивных методов, так как их использование находятся на
стадии освоения и апробации;

• между требованиями ФГОС к использованию интерактивных
методов и ИКТ, и тем, что большинство учителей в современной школе старше 40
лет. Их профессиональное становление происходило в других условиях, без
интерактивных методов и ИКТ, для них переход к интерактивным методам связан с
психологическим протестом, так как они считают, что привычные им традиционные
метода обучения эффективны и проверены практикой;

• между тем, что молодые педагоги хотят и
могут использовать интерактивные методы обучения и проблемой того, что они
могут увлечься данными методами и упустить сам результат обучения учеников
начальной школы.

Объект исследования
– интерактивные методы обучения.

Предмет исследования
— использование интерактивных методов на уроках в начальной школе.

Цель — исследование
отношения учителей к внедрению, использованию интерактивных методов на уроках в
начальной школе.

Гипотеза исследования:
использование учителями начальной школы интерактивных методов оптимизирует
процесс обучения детей младшего школьного возраста и позволит сформировать учебные
умения учащихся и тем самым повысить уровень успеваемости.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие интерактивные
методы обучения в научно-методической литературе.

2. Охарактеризовать интерактивные методы
обучения.

3. Изучить особенности внедрения
интерактивных методов обучения в теорию и практику образования.

4. Проанализировать особенности применения
интерактивных методов обучения в начальной школе.

Методологической основой исследования
послужили работы авторов, которые можно разделить на три основные группы:

1. Работы, посвященные изучению
интерактивных методов обучения как диалогового общения (И.А. Зимняя, Е.В.
Коротаева, A. Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.С. Микаева, Г.Ф. Привалова, М.Е.
Романова, С.Л. Рубинштейн, О.А. Тарасенко, и другие);

2. Работы, рассматривающие интерактивные
методы обучения как информационно-коммуникативные технологии (С.А. Арапова, B.
П. Беспалько, А.С. Бобунова, В.А. Илюхина и другие).

В ходе исследования используются такие методы
как анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение имеющегося
теоретического материала, наблюдение и анализ практики общеобразовательной школы.

Изучение источников позволило сделать
вывод о том, что большинство из них имеют теоретический характер, представляя
собой обобщение и конкретизацию уже имеющихся взглядов на проблему. Данное
обстоятельство обусловливает значимость проведения соответствующего
исследования, основанного на предшествующем ему изучении теоретического
материала. В ходе которого были выявлены возможности смешанного обучения для
внедрения их в практику.

Практическая значимость — данные,
полученные в результате настоящего исследования и рекомендации, могут быть
использованы в практической работе педагогов.

Структура работы представлена: введением,
двумя главами исследования, заключением, списком используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев понятие «интерактивное
обучение», можно сказать, что это один из способов организации учебного
процесса, а также особая группа методов, используемая в системе
социально-психологического обучения. Основной характеристикой данного понятия
является активизация познавательной и творческой деятельности учащихся, а также
включенность обучающихся в учебный процесс. С помощью методов технологии интерактивного
обучения решаются задачи процесса воспитания и обучения.

Интерактивные методы обучения – это
способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые
побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе
овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и студенты.
Учитель не должен быть направлен на изложение готовых знаний и контроль за их
воспроизведение.

Задача учителя – самостоятельное овладение
учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности. В основе интерактивных
методов лежит диалог, как между преподавателем и учащимися, так и между самими учащимися.
В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать
проблемы коллективно, развивается речь учащихся. Интерактивные методы обучения
направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной
деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных
задач, возможность применения учащимися полученных знаний.

Методы технологии интерактивного обучения,
направленны на формирование умений и навыков, обеспечение выполнения учащимися
тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и
навыками. Интерактивные методы характеризуются следующими особенностями:
отсутствие формализованности, эмоциональность, демонстративность,
информированность, продуктивность формирования практических умений, необходимых
для успешного общения с людьми и для профессиональной деятельности

Интерактивные методы обучения разделяют на
неимитационные и имитационные, которые в свою очередь делятся на другие виды
методов. К неимитационным видам обучения относят беседу, лекцию, семинар. К
имитационным–неигровые и игровые методы. Анализируя характеристику интерактивных
методов обучения, были выделены следующие: лекция, дискуссия, мозговая атака,
Мастак-технологии, беседы, семинары, деловая игра.

Таким образом, интерактивные методы
обучения способствуют формированию и закреплению знаний, умений и навыков у
учащихся. Они оказывают большое влияние на подготовку учащихся к будущей
профессиональной деятельности, закрепляют основные знания, необходимые для
дальнейшего обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы
использования интерактивных методов обучения в начальной школе 1.1. Понятие
интерактивные методы обучения Термин «интерактивные методы обучения» или
«методы интерактивного обучения» (ИМО или МИО), встречается в литературе ХХ
века, в начале шестидесятых годов. Теоретические и практические основы
разработки активных методов были заложены в трудах известных зарубежных и
русских педагогов, таких как, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинский и другие.

История педагогики рассматривается как
некая борьба взглядов на саму позицию ученика в образовательном процессе.
Существует две позиции: приверженцы одной настаивали на том, что ученик должен
быть пассивным субъектом, на него воздействует педагог, только учитель
проявляет свою активность; согласно второй позиции учащиеся имеют равные права
в процессе обучения как и педагог, они работают под началом учителя, достаточно
активно при этом усваивают опыт теоретических знаний [7, с. 99].

По мнению ряда педагогов-исследователей
(П.Д. Рабинович, Н.В. Сальников и А.С. Тарасов), интерактивное обучение
является способом организации учебного процесса.

В ходе него учащиеся получают необходимые
знания, практические навыки и умения. Методы, которые при этом используются, а
также средства и формы достаточно хорошо стимулируют процесс обучения. При этом
учитываются индивидуальные способности учащегося, подбираются необходимые
мотивирующие факторы [1, с. 52]. При
такой форме организации учебного процесса преподавателю необходимо грамотно
направлять познавательную деятельность учащегося, сориентировать его в
информационном пространстве и вовремя предоставить необходимую методическую
помощь. Осуществление интерактивного обучения сложнее для преподавателей и
методистов, чем традиционный учебный процесс, так как учитель должен не только
сформировать учебную задачу, провести ее моделирование и наметить возможные
пути решения, но и преподнести условия учащимся так, чтобы пробудить интерес к
исследованию и создать ситуацию успешности [15, с. 26].

Е.В. Зарукина использует интерактивные
методы обучения для характеристики особой группы методов, используемых в
системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда
социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта
присутствия и ряда других) [12, с. 22].

Стоит понимать, что активным является
обучение, а не методы. Вместе с тем активными являются не методы, активным
является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и
превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся
по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

И.В. Шумова интерпретирует сущность этого
понятия следующим образом: интерактивное обучение знаменует собой переход от
преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и
методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным,
исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и
интересов, условий для творчества в обучении [31, с. 57].

Таким образом, можно обобщить данные точки
зрения и сказать, что интерактивные методы обучения характеризуются высокой
степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизируют
познавательную и творческую деятельность учащихся при решении поставленных
задач.

Отличительными особенностями активных
методов обучения (ИМО) от обычных (объяснительного) являются [20, с. 45]:

– активизация мыслительной деятельности обучающихся
путем создания специальных условий, способствующих этому, независимо от его
желания;

– устойчивость и непрерывность активной
мыслительной деятельности участников обучения путем увеличения периода
единовременного интерактивного включения или же спонтанной, но очень глубокой
работы мысли, позволяющей сохранять ее в течение некоторого перерыва между
активной работой;

– формирование навыков самостоятельной,
творческой выработки управленческих решений в условиях игрового имитационного
моделирования, повышенной мотивации и эмоциональности обучающихся;

– интерактивный характер коммутационной
деятельности обучающихся и преподавателей, развивающие обе стороны с
рефлексивных позиций.

Отмеченные особенности активных методов
обучения свидетельствуют о том, что их освоение потребует от преподавателей и
учащихся гораздо более высокого уровня профессиональной подготовки, чем этого
требует объяснительное обучение. Тем не менее, использование активных методов
обучения позволит значительно повысить уровень образования не только учащихся,
но и преподавателей. Они повысят свой интеллектуальный потенциал. Используя интерактивные
методы, педагоги организовывают учебные занятия путем создания проблемных
ситуаций. При этом активируется самостоятельная деятельность учащихся,
нацеленная на их разрешение [3, с. 11]

Учащиеся самостоятельно овладевают
профессиональными знаниями, умениями, проявляют инициативу, развивают также
свои творческие способности. В особой педагогической среде, созданной с помощью
современных педагогических технологий, в которых реализуются интерактивные
методы обучения.

Они выполняют следующие функции [10, с. 10]:

– достижение педагогических целей;

– элемента содержания учебного процесса и образования
в целом

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы