Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Возможности и пути использования дидактического материала «Логические блоки Дьенеша» в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста 5
1.1. Особенности логико-математического развития детей дошкольного возраста 5
1.2. Характеристика логических блоков З. Дьенеша для развития у детей дошкольного возраста логико-математических представлений 9
Глава 2. Практические аспекты использования логических блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста 13
2.1. Задачи и приёмы методики Дьенеша 13
2.2. Методика организации работы с логическими блоками Дьенеша 17
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35

  

Введение:

 

Актуальность. В дошкольном возрасте начальное освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания, а именно в формировании обследовательских действий, накопления опыта в разнообразных деятельностях (первоначально –предметных, позже – продуктивных (рисование, лепка, конструирование, труд и т.п.), которые как бы обогащают друг друга. Математические представления и умения являются своеобразным «инструментарием» средствами и способами познания, необходимым для освоения мира и действования в нем (определить размер; сравнить, подобрать по размеру; осуществить покупку и т.п.). Их применение в разнообразных познавательных и практических ситуациях (игре, экспериментировании, физической, продуктивной, речевой, музыкальной деятельности и т.п.) показывает их ценность и тем самым создает мотивацию к их освоению.
Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.
В последние годы ученые, педагоги, психологи, пришли к единодушному мнению о том, что именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по развитию логико-математических представлений у детей. Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций [14].
Вопросам развития логико-математических представлений дошкольников посвящены работы А. В. Белошистой, Р. Л. Березиной, В. В. Воскобович, В. В. Давыдовой, Л. И. Ермолаевой, З. Е. Лебедевой, Л. А. Левиновой, З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей, Б. П. Никитина, Н. Н. Поддъякова, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаевой, Е. А. Тархановой, К. В. Шевелева, Е. И. Щербаковой, Д. Б. Эльконина и др.
Основными средствами развития математических представлений являются: пособия дидактические и универсальные, одним из которых являются логических блоков З. Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.
Объект исследования – процесс логико-математического развития детей дошкольного возраста
Предмет исследования – логические блоки З. Дьенеша как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать влияние логических блоков З. Дьенеша на развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Рассмотреть особенности использования логических блоков З. Дьенеша как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс упражнений по логико-математическому развитию детей дошкольного возраста посредствам логических блоков З. Дьенеша.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Логико-математические представления понимаются как элементарные знания о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для развития у ребенка житейских и научных понятий. Логико-математическим представлениям свойственны наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность. Логико-математические представления развиваются как элементы системы, находящиеся в определенных отношениях.
Эффективное развитие логико-математическим представлениям детей дошкольного возраста является одной из насущных проблем нашего времени. Дошкольники с высоким уровнем развития логико-математических представлений быстрее запоминают материал, более уверенными в своих возможностях, быстро адаптируются к новой среде, лучше подготовлены к школе. Учитывая возрастные особенности дошкольников, педагоги должны помнить, что основным методом развития является проблемно – поисковый игровой. Одной из такой методик является организация обучения посредствам «логических блоков» — разработал венгерский психолог – З. Дьенеш.
Эта методика предлагают подборку заданий, представленных в порядке возрастания их сложности, что дает ребенку возможность двигаться вперед, самостоятельно приближаться к успеху. Задания предлагаются в разных формах: в виде моделей, схем, контурного рисунка, словесного указания, и, соответственно, знакомят с разными способами передачи информации.
Перед тем, как предложить детям работать с блоками, нужно дать возможность вдоволь с ними поиграть. Некоторые дети сортируют фигуры по форме и цвету; форме и размеру. Другие строят дома, дорожки и т. д., кто-то из ребят просто перемешивает палочки. После предложить выполнить несколько простых игр – заданий. Весь спектр игр – упражнений — это новая интеллектуальная лесенка, по которой ребенок делает отдельные «шаги» к успеху. А главное в том, что все задания основаны на игре! Все детали блоков яркие, объёмные, привлекательные. С ними весело играть, определять форму, цвет, размер, закрепить знание геометрических фигур. Интересные задания могут использоваться педагогами на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Эти игры – упражнения дают возможность развивать несколько видов мышления дошкольника.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в логико-математическом развитии детей дошкольного возраста

1.1. Особенности логико-математического развития детей дошкольного возраста
В концепции развития математического образования в Российской Федерации говорится о том, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека.
Развитие у детей логико-математических представлений предполагает развитие представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях [12].
А.А. Столяр полагал, что развертывание логкоматематических представлений у дошкольников находится на предматематическом уровне, но итогом процесса подготовки на этом уровне является общее умственное развитие, эволюция базовых специфических познавательных и умственных умений, важным для дальнейшего усвоения математического содержания [29].
Любое математическое понятие складывается и структурируется поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. Разные математические определения тесно объединены между собой. В дошкольном возрасте базовые математические определения вводятся описательно. Каждое понятие усвоено наглядно, через визуальное и практическое восприятие конкретных объектов [26].
По мнению Г.А. Репина, «представление всегда несет в себе свойства абстрактности в силу своей природы, нематериальности» [13].

А.В. Белошистая считает, что для операций с логико-математическими представлениями нужны их важные компоненты:
а) усвоение системы знаний о математическом представлении;
б) овладение специальной операционной системой действий;
в) установление системы представлений и их родовидовых отношений внутри этой системы, взаимосвязи их признаков;
г) раскрытие генезиса представлений.
Логико-математические представления развиваются не изолированно друг от друга, а как элементы общей понятийной системы, находящиеся друг с другом в тесной связи [2].
В дошкольном возрасте у детей можно увидеть проявления спонтанного интереса к математическим категориям. Учитывая данную возрастную особенность, взрослый, который находится в данный момент рядом с детьми, может помочь дошкольникам расширить познания в данной области.
ФГОС ДО дошкольного образования в качестве одного из основных принципов определяет развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности. Развитие математических представлений осуществляется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей. Данная область предполагает развитие интересов детей, становление их сознания, развитие воображения и творческой активности, а также развитие первичных представлений о себе, о других людях, об объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [22].
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для подготовки к усвоению начальных математических знаний. В этот период у ребенка появляется «новое видение» мира, и дошкольник старается получить количественную оценку окружающей действительности, чувственный опыт оказывается недостаточным. Зная, что восприятие в психологии – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, при помощи органов чувств, через совокупность ощущений, полученных от данного объекта, у старшего дошкольника должен сформироваться навык вычленения главного, посредством объединения отдельных деталей в целое. Именно поэтому психологические тесты оценки готовности ребенка к школе построены на адекватности восприятия не количественных характеристик, а форм ее распознавания и восприятия [10].
Математическое содержание (количество и счет, величина, форма, ориентирование в пространстве и во времени) реализуется через содержание программ, через организацию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программного содержания.
Обучая детей дошкольного возраста, взрослый развивает у них умения и способности оперировать свойствами и отношениями предметов, числами; определять простейшие зависимости предметов по разным основаниям; сравнивать и классифицировать группы предметов; вычленять закономерности чередования; проявлять инициативу, самостоятельность в выдвижении цели, ходе рассуждений; рассказывать о выполняемом действии.
Рассмотрим основные познавательные и речевые умения, формируемые у детей дошкольного возраста в процессе овладения логико-математическими представлениями.
Познавая свойства предметов, дети знакомятся с размером предметов по основным параметрам: длина (длинный, короткий); высота (высокий, низкий); ширина (широкий, узкий); толщина (толстый, тонкий); масса (тяжёлый, лёгкий); глубина (глубокий, мелкий); объем (большой, маленький).
Дети знакомятся с геометрическими фигурами и телами, их структурными элементами (сторона, угол, их количество); устанавливают логические связи между группами величин, форм (низкие, но толстые); связи между изменениями основания классификации и количеством полученных групп в них; учатся различными способами обследовать геометрические фигуры, предметы с целью определения формы; самостоятельно называть свойства предметов и геометрических фигур [20].
Познавая отношения предметов, у детей развиваются представлений об отношениях групп предметов по количеству и размеру; они учатся последовательно увеличивать (уменьшать) количество предметов; происходит развитие пространственных отношений в парных направлениях от себя, от других объектов. Дети учатся устанавливать последовательность частей суток, определять настоящее, прошедшее и будущее времени; обобщать до 10 предметов, звуков по свойствам (размер, количество, форма и др.); сравнивать предметы различными способами (на глаз, путём наложения и приложения); выражать в речи количественные, пространственно-временные отношения между предметами [15].
Познавая количество и цифры у детей дошкольного возраста развиваются представлений: количественное и порядковое значение числа (в пределах 20); дети учатся обобщать группы предметов, звуков и движений по числу; устанавливать связи между числом, цифрой и количеством; сосчитывать и сравнивать по различным признакам (количество и число); отсчитывать [30].
Дети учатся называть числа, согласовывать слова-числительные с существительными в роде, числе, падеже; отражать в речи способ практического действия.
Познавая сохранение количества и величин предметов, у детей продолжается развитие представлений независимости количества числа предметов от их расположения в пространстве; неизменность размеров, объёма жидких и сыпучих тел, отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда [28].
Познавая алгоритмы, дети учатся обозначать последовательность действия, зависимости порядка следования объектов символом (стрелкой); использовать различные алгоритмы; воспринимать и понимать последовательность выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой; проговаривать в речи порядок выполнения действий.
Таким образом, дети дошкольного возраста проявляют большую познавательную активность, фрустрируя взрослого различными вопросами об окружающем мире. Так, исследуя предметы, их свойства и качества, дети используют обследовательские действия (группируют объекты по цвету, форме, величине; составляют целое из нескольких частей; осваивают счёт).

1.2. Характеристика логических блоков З. Дьенеша для развития у детей дошкольного возраста логико-математических представлений
Логические блоки З. Дьенеша – признанный универсальный дидактический материал логико-математического развития детей дошкольного возраста. Он разработан венгерским психологом и математиком З. Дьенеша. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: логические блоки (А.Столяр), логические фигуры (М. Фидлер), логические кубики (Г. Копылов) и др. Но в каждом названии подчеркивается направленность на развитие предпосылок логического мышления [12].
Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить дошкольников с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.
Свою теорию Дьенеш создавал для детей от 3 до 7 лет с учётом физиологических особенностей данного возрастного диапазона. На практических занятиях дошкольники осваивают эту методику, как правило, с лёгкостью и интересом. Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Дошкольники учатся обозначать различные свойства предмета, замечать разницу и классифицировать объекты по внешним признакам, выделять главные признаки. У дошкольников развиваются комбинаторные, аналитические способности, когнитивные и речевые навыки.
Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Дошкольник даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.
В современной практике детского сада используются два вида этого материала. За каждым из них закрепилось свое название. Объемный дидактический материал называют логическими блоками, а плоский – логическими фигурами.
Дидактический набор «Логические блоки» состоят из 48 объемных геометрических фигур, которые различаются по форме, цвету, размеру и толщине. Каждый блок имеет 4 свойства [5].
Отличительной особенностью набора является то, что в нем нельзя обнаружить блоки, одинаковые по всем 4 свойствам.
В плоском логическом комплекте 24 фигуры. Они различаются только 3 свойствами: цветом, формой и размером.
Дидактическое пособие «Логические блоки» выпускает ООО «Корвет». В инструкции к пособию раскрывается его развивающая направленность: развитие у дошкольников умений выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словом их отсутствие; абстрагировать и удерживать в памяти одно, а также одновременно два, три свойства; классифицировать объекты по свойствам; обобщать.
Параллельно с использованием блоков и фигур в практике детских садов нашли применение «житейские» материалы, сконструированные по типу логических блоков (например, набор флажков трех цветов, трех форм, двух размеров; наборы листьев, чайных чашек и др.) [13].
По типу логических блоков сконструирован и материал к игровому пособию «Логика и цифры»; пластмассовые цифры (от 0 до 9), которые различаются по цвету (голубые, оранжевые, розовые) и по высоте (высокие и низкие).
В практике работы детских садов реализуется теория З. Дьенеша о шести стадиях изучения математики. Автор системы называет первую стадию — свободной игрой. Суть ее заключается в том, что ребенок, стремится решать любые задания с помощью проб и ошибок, как правило, хаотичным перебором вариантов [20].
Первая стадия знакомит дошкольника с заданием, которое ему нужно выполнить. С этого момента начинается этап обучения ребенка. После многочисленных попыток решить поставленную задачу осуществляется плавный переход ребенка на вторую стадию под названием правила игры. Изучение правил является важным моментом, так как ребенок не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи. В правилах содержится важная информация для ребенка, которую педагог должен ему донести.
Третья стадия – это процесс сравнения. После того, как педагог вместе с ребенком использовали для работы несколько игр математической тематики, наступает этап сравнивания содержания данных игр. З. Дьенеш призывает родителей и педагогов обучать дошкольников играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал.
Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или на другом жизненном материале. В результате ребенок приходит к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того, чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у детей. Четвертая стадия помогает ребенку воспринимать абстрактный смысл чисел. Автор теории рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр или таблицы.
На пятой стадии ребенок приходит к пониманию, что серия из двух и более шагов приводит к одному результату. Эта стадия называется символической. Для описания карт игр необходимо использовать язык в виде различных знаков и символов. Ребенок также может создавать в процессе игры собственные символы.
На шестой стадии предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам. Ребенок совместно с педагогом исследует содержание понятий аксиома и теорема, а также изучает правила перехода от аксиом к теоремам. Многие считают, что теория изучения математических понятий — сложная для восприятия ребенком теория, но автор создал данную теорию для детей от трех до восьми лет, учитывая их психофизиологические и возрастные особенности. Поэтому она и воспринимается детьми на практических занятиях с интересом и легкостью [23].
Таким образом, система проведения игр и игровых упражнений с блоками Дьенеша и умелое педагогическое руководство с ними могут повысить эффективность использования блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы