Курсовая с практикой на тему Возможности детского фольклора в формировании у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественно-творческой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
…………………………………………………………………….
Глава 1.
Теоретические основы формировании у детей старшего дошкольного возраста
интереса к художественно-творческой деятельности ……………………………………………………………………
1.1. Понятия «художественно-творческая
деятельность» и «интерес» как
психолого-педагогические категории.
1.2. Специфика
авторских образовательных программ для ДОУ в контексте формирования у детей старшего дошкольного
возраста интереса к художественно-творческой деятельности. 1.3. Особенности процесса формирования у детей
старшего дошкольного возраста интереса к художественно-творческой деятельности
Глава 2.
Методические основы формировании у детей старшего дошкольного возраста интереса
к художественно-творческой деятельности посредством применения детского
фольклора ………………..
2.1. Понятие,
виды детского фольклора для старшего дошкольного возраста
2.2. Возможности
детского фольклора в формировании у детей старшего дошкольного возраста
интереса к художественно-творческой деятельности выровняйте, как в первой главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение:
Актуальность исследования. В современном российском обществе
возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных,
способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели.
Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к
саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим
потоком проблем, начинается уже в детские годы [9].
Тема формирования у детей старшего
дошкольного возраста интереса к художественно-творческой деятельности всегда
была и остается актуальной. В соответствии с ФГОС дошкольного образования
развитие дошкольников направлено на всестороннее развитие творческой личности [26].
Одной из важных задач
ФГОС начального образования является сохранение и поддержка индивидуальности
ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Процесс глубоких
перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной
проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего
формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью,
оригинальностью [26].
Проблема формирования у детей
старшего дошкольного возраста интереса к художественно-творческой деятельности
широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М.
Виноградова, Р.И. Жуковская и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер,
А. Бандура, Л. Кольберг и др.).
По мнению ученых В.Ф. Асмус и В. В. Зеньковского, дошкольный
возраст отличается повышенной восприимчивостью к художественно-творческой
деятельности и является периодом становления базиса личностной культуры,
усвоения ребенком художественно-творческой
деятельности. В этой связи является необходимой специальная
педагогическая работа по формированию у детей
старшего дошкольного возраста интереса к художественно-творческой деятельности
[9].
А.Н. Прядехо считает, что
в истории педагогики проблема развития интереса к художественно-творческой
деятельности всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема
остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике
воспитания детей. Автор отмечает, что это обусловлено сложностью данного
явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях
творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная
на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники,
производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании
сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому,
лучше [18].
Одним
из средств развития интереса к художественно-творческой
деятельности, по мнению В.Н. Дружинина, является знакомство с фольклорными
произведениями. Фольклор приобщает детей к художественному наследию
национальной культуры. Произведения народного поэтического творчества оказывают
разностороннее воздействие на воспитание ребенка. В связи с этим, исследование
фольклора как источника художественно-творческого воспитания детей является [7].
Цель исследования:
теоретически обосновать возможности детского фольклора в формировании у детей
старшего дошкольного возраста интереса к художественно-творческой деятельности.
Объект исследования: процесс
формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к
художественно-творческой деятельности.
Предмет исследования: возможности
детского фольклора в формировании у детей старшего дошкольного возраста
интереса к художественно-творческой деятельности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия
«художественно-творческая деятельность» и «интерес» как психолого-педагогические
категории.
2. Специфика
авторских образовательных программ для ДОУ в контексте формирования у детей старшего дошкольного
возраста интереса к художественно-творческой деятельности. 3. Раскрыть особенности процесса формирования у детей
старшего дошкольного возраста интереса к художественно-творческой деятельности.
4. Раскрыть понятие, виды детского фольклора для старшего
дошкольного возраста.
5. Обосновать возможности детского фольклора в
формировании у детей старшего дошкольного возраста интереса к
художественно-творческой деятельности.
Теоретико-методологическая основа
исследования:
— исследования по
проблематике интереса к художественно-творческой деятельности
Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Т.Г. Казаковой, С.А. Козловой, Т.С.
Комаровой.
— положения концепции о закономерностях
и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В.
Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
— психолого-педагогические исследования о роли фольклора в развитии дошкольников (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.П. Усова,
Е.И. Тихеева и др.).
Методы
исследования:
теоретический:
анализ научных, учебно-методических, программных и справочных источников; дедукция, обобщение.
Структура работы состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Художественно-творческая деятельность – это вид деятельности личности, направленный на
создание и/или восприятие произведения искусства.
Интерес представляет собой объект педагогического процесса,
органически связанный со всеми компонентами учебного процесса и, тем самым
взаимодействуя с основными его категориями (образованием, обучением и
воспитанием).
Художественно-творческая деятельность как предмет
исследования появился в исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века. Художественно-творческая
деятельность рассматривается как совокупность убеждений индивида, определяющая
направленность его поведения.
Отечественные и зарубежные ученые определяют дошкольное
детство, как значимый период для становления у ребенка интереса к
художественно-творческой деятельности, формирующейся, как на сознательном, так
и на бессознательном уровне.
Ученые подчеркивали необходимость формирования интереса к
художественно-творческой деятельности уже в детском возрасте, и чем раньше
начнется формирование интереса к художественно-творческой деятельности, тем
устойчивее будут представления о художественно-творческой деятельности.
Мы рассмотрели несколько различных программ по формированию
у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественно-творческой
деятельности.
Таким образом, мы рассмотрели пять программ по формированию
у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественно-творческой
деятельности.
Все программы преследуют единую цель — формирование интереса
к художественно-творческой деятельности. В каждой программе используются разные
способы (изучение различных техник рисования, включая нетрадиционные, изучение
фольклора, творческие игры, оригами, рисование, лепка из пластилина, соленого
теста).
Формирование интереса к художественно-творческой
деятельности у дошкольников входит в перечень задач образовательной области
ФГОС дошкольного образования. Интерес художественно-творческой деятельности
проявляется в эмпатии, в желании (мотиве) изучать творчество, заниматься
творческой деятельностью. В развитии эмпатии у ребенка, начиная с раннего
возраста, ведущая роль принадлежит примерам эмоциональных реакций близких
взрослых на различные художественно-творческие объекты, обеспечивающим
эмоциональное заражение и соответствующую реакцию у ребенка. Ученые считают,
что в процессе формирования интереса к художественно-творческой деятельности
происходит развитие мотивационной сферы ребенка, мотивов поведения,
определяющих отношение ребенка к окружающему миру. В основе направленности
поведения дошкольников находится иерархия мотивов, к старшему дошкольному
возрасту у детей складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы
для ребенка становятся более важными (ведущими), чем другие.
Старшие дошкольники в состоянии подчинить свои желания и
выстроить линию поведения, руководствуясь интересами, или требования взрослого.
Постепенно, в процессе удовлетворения требований взрослых выстраивать свое
поведение, у ребенка происходит осознание содержания своих интересов, и
создаются предпосылки интериоризации внешних требований во внутренние
требования самого ребенка.
Основная цель формирования интереса к
художественно-творческой деятельности заключается в «пробуждении творческого
сознания у ребенка, культивировании у него потребности руководствоваться в
своем поведении собственными интересами.
Согласно исследованиям, старшие дошкольники могут объективно
оценить достоинства и недостатки своей художественно-творческой деятельности,
что свидетельствует о наличии выраженной сравнивающей рефлексии.
Формирован интереса к художественно-творческой деятельности
происходит в близких и интересных, эмоционально-насыщенных видах деятельности:
игровой и художественно-творческой, в процессе которых возможно пережить и
осознать значение художественно-творческой деятельности.
Ученые в своих исследованиях раскрыли динамику становления
системы интереса к художественно-творческой деятельности в дошкольном
возрасте. К старшему дошкольному
возрасту происходит увеличение числа художественно-творческих представлений, их
полноты, точности и обобщенности. Только посредством использования
художественных произведений, включая фольклор, в ходе которых формируются
правильные представления о содержании художественно-творческой деятельности.
В образовательном процессе, ориентированном на формирование
интереса к художественно-творческой деятельности, педагогу следует опираться:
на приоритет эмоционально-чувственного восприятия в процессе интериоризации
ценностей и норм; на потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми;
на необходимость в совместной с взрослыми оценочной деятельности; на
продуктивное воображение ребенка.
В соответствии с этим можно выделить в структуре
формирования интереса к художественно-творческой деятельности у старших
дошкольников следующие компоненты:
— когнитивный
компонент включает знания ребенка о содержании базовых
художественно-творческих понятий, понимание их общественно-значимого смысла,
представление о творческих качествах личности, их
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы формировании у детей старшего дошкольного возраста
интереса к художественно-творческой деятельности
1.1. Понятия «художественно-творческая
деятельность» и «интерес» Развитие интереса к
художественно-творческой деятельности у детей
старшего дошкольного возраста является одним из самых важных
вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную
задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира,
самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в
достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом [2]. Прежде чем рассмотреть особенности
процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к
художественно-творческой деятельности, рассмотрим понятия
«художественно-творческая деятельность» и «интерес».
Художественно-творческая
деятельность как предмет
исследования появился в исследованиях отечественных ученых во второй половине XX века. Художественно-творческая деятельность рассматривается как совокупность
убеждений индивида, определяющая направленность его поведения. По мнению Д.Б. Богоявленовской,
художественно-творческая деятельность – это вид активности личности,
направленный на создание и/или восприятие произведения искусства, продуктов художественного творчества с целью генерирования новых
смыслов, внесения новизны в уже имеющийся продукт деятельности средствами художественного освоения мира [1].
Д.Б.
Дружинин определяет художественно-творческая деятельность
как вид деятельности, результативность которой определяется уровнем общего
развития личности, и, что следует особо подчеркнуть, степенью эмоционально-художественной восприимчивости,
«творческости», готовностью и способностью к художественному восприятию, самостоятельному созданию и воплощению
произведения искусства [7].
Е.П. Ильин считает, что
художественно-творческая деятельность – это вид деятельности, который определяется уровнем художественной восприимчивости, «творческости», готовностью и
способностью к художественному
восприятию [11].
Таким образом, мы будем
опираться на позицию Д.Б. Богоявленовской, согласно ее определению, художественно-творческая
деятельность является видом активности личности, направленной на создание и/или
восприятие произведения искусства, продуктов художественного творчества
с целью генерирования новых смыслов, внесения новизны в уже имеющийся продукт деятельности средствами
художественного освоения мира.
Творчество обогащает
жизнь ребенка новыми переживаниями и чувствами: преодолевает трудности, ребенок
испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат — своим рисунком или
поделкой он доставляет удовольствие другим [2].
В процессе художественной
деятельности ребенок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия
и совершенствования творческих способностей. Специфической особенностью
художественно творческой деятельности является то, что она обращена ко всей
личности человека [7].
Художественно-творческая
деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные
возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть
реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от
созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение [7]. Волков
Б.С., Волкова Н.В. выделяют
три основных компонента художественно-творческой деятельности детей —
дошкольников, которые рассматриваются ими в тесной взаимосвязи друг с другом и
являются её фундаментом: восприятие,
исполнительство и творчество [5].
Вторая особенность — эмоциональный отклик ребёнка, его
стремление искать, находить и много раз повторять найденный в рисунке художественный
образ, желание пробовать другие варианты его решения, увлечение ребёнка
процессом нахождения и повторения способа изображения, создание им сюжетной или
декоративной композиции. А третья особенность отражается в стремлении ребёнка
экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные
средства выразительности при создании художественного образа.
Художественно-творческая деятельность ребёнка носит
поисково-ориентировочный характер, а тенденция к использованию различных материалов
и способов изображения придает ей творческий интегрированный характер
[2].
Таким образом, можно
сделать вывод, что художественно-творческая деятельность – это вид деятельности личности, направленный на
создание и/или восприятие произведения искусства, продуктов художественного творчеств, который определяется
уровнем художественной
восприимчивости, «творческости», готовностью и способностью к художественному восприятию. Основные компоненты художественно-творческой
деятельности – это восприятие,
исполнительство и творчество. Особенностью также является
эмоциональный отклик ребёнка, его стремление искать, находить и много раз
повторять найденный в рисунке художественный образ.
Рассмотрим понятие интерес, чтобы далее проанализировать
особенности процесса
формирования интереса к художественно-творческой деятельности.
В.Б. Бондаревский
считает, что интерес — это «сплав» единство интеллектуальных,
эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют
мыслительные процессы [2].