Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Возможности деловых игр в профессиональной ориентации учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основания профессиональной ориентации старшеклассников. 6

1.1.
Психологическая характеристика старших школьников. 6

1.2
Особенности профессиональной ориентации обучающихся. 11

1.3.
Использование деловых игр для решения задач профессиональной ориентации
старшеклассников. 15

Глава 2.
Эмпирическое изучение профессиональной ориентации обучающихся  18

2.1.
Организация и методики исследования. 18

2.2 Анализ и
интерпретация полученных данных. 22

2.3.
Разработка деловых игр для формирования профессиональной ориентации обучающихся. 29

Заключение. 34

Список литературы.. 36

 



 

  

Введение:

 

Актуальность
исследования
. На сегодняшний день динамичная
социально-экономическая ситуация предполагает постановку перед педагогической и
психологической наукой задач, которые относятся с выбором профессии.
Отмечается, что такой выбор является одним из главных жизненных выборов,
которые совершает человек в юном возрасте, поскольку при выборе профессии
определяется и образ жизни.

Период выбора профессии
совпадает с обучением детей в старших классах школы.  При этом проблема определения особенностей
профориентация на последнем этапе обучения в школе не являлась ранее предметом
отдельного изучения, несмотря на всю свою актуальность. Однако в этот период
протекает формирование профессиональной ориентации, что становится определяющим
в постановке карьерных целей и разработки планов. В старшем школьном возрасте
обучающим присуще приобретение конкретных представлений, которые связаны с
профессиональным и личностным будущим, с требованиями, которые выдвигаются в
каждой конкретной профессии.

Гуманизация в нынешнем обществе предусматривает
признание ценности человеческой личности, воплощение ее способностей с учетом
индивидуальных физических и психических характеристик.
Совершенствование
подготовки будущих специалистов в ситуации современного образования
детерминировано различными факторами, среди которых одним из наиболее
значительных предстает проблема профессионального выбора старшеклассников.

Формирование системы профессиональной ориентации обучающихся
является сегодня важным направлением современного этапа модернизации в системе
профессионального образования в целом. Поэтому эффективность профориентационной
деятельности во многом опирается на решении таких задач, которые позволяют повышать
авторитетность профессий, которые востребованы на рынке труда, способствовать
росту удовлетворенности обучающихся выбранному направлению и развивать
внутреннюю профессионально-образовательную мотивацию старшеклассников.
Средством для этого могут выступать деловые игры, применяемые педагогом с целью
более эффективного формирования профессиональной самоориентации.

Степень
изученности темы исследования
. Среди исследователей,
которые занимались вопросами профессиональной ориентации, можно выделить работы
С.С.
Гришпун, Е.В. Гурова, М. М. Врублевская, О. В, Зыкова
и
др. Проблемой педагогики профессиональной деятельности и самоопределения
занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др.

Несмотря на это, на
практике сегодня мы сталкивается с серьезными расхождениями между
профориентационной работой, которая осуществляется на разных ступенях
образования. Зачастую такие расхождения имеют институциональный характер,
выражаясь в том, что разные ступени образования (от дошкольного до высшего)
ставят различные задачи профориентационного характера. Притом сами эти ступени
образования являются достаточно разобщенными институциями, имеющими свою
собственную систему научно-методического и учебного обеспечения, разные схемы
подготовки кадров и нормативную базу.

Объектом
исследования
выступают деловые игры как средство
формирования профессиональной ориентации личности старшеклассников.

Предметом
исследования
является уровень развития
профессиональной ориентации личности старшеклассников.

Цель
исследования
заключается в изучении особенностей
формирования профессиональной ориентации старшеклассников при использовании
деловых игр.

Поставленная цель
исследования предполагает необходимость решения следующих задач исследования:

1. Изучить
психологическую характеристику старших школьников.

2. Выявить особенности профессионального
самоопределения обучающихся.

3. Исследовать
особенности использования деловых игр для развития профессиональной ориентации
старшеклассников.

4. Организовать
исследование по изучению профессиональной ориентации старшеклассников.

5. Проанализировать
полученные данные.

6. Разработать несколько
деловых игр для формирования профессиональной ориентации обучающихся.

База
исследования
: Исследование было организовано на базе Средней школы № 83
Центрального района Волгограда с обучающимися 9-го класса в количестве 20
человек.

Методы исследования:

1.
Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме
исследования, сравнение и сопоставление существующих точек зрения,
классификация и схематизация полученных результатов.

2.
Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, опрос.

3.
Количественный и качественный анализ полученных данных.

Практическая
значимость исследования
заключается в том,
что полученные в ходе эмпирического исследования данные дают возможность
определить средства формирования профессиональной ориентации личности
обучающихся. Результаты исследования могут применяться в практике работы педагогов,
педагогов-психологов, социальных педагогов и др. с целью диагностиики
особенностей профессионального самоопределения, а также педагогами при
определении
организационно-педагогических условий сопровождения
профессиональной ориентации.

Структура
работы
определяется ее целью и задачами и состоит из
введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка
литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Выбор профессии является
одним из принципиально важных решений, которые принимаются индивидом. Поэтому
такое решение должно опираться на наличие объективной информации и всестороннем
ее анализе. Вопросы профессионального самоопределения личности старшеклассников
рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных исследований, среди
которых Е.И. Рогов, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, Р.С. Немов и многие другие.

В ходе теоретического
анализа по проблеме исследования было определено, что вопросы профессионального
самоопределения в старших классах обуславливаются необходимостью решать
проблему обоснованного выбора будущей профессии, которая является не только
фактором личностной самореализации старшеклассников, но также выступают как
фактор развития национального рынка труда.

Старший
школьный возраст – это период формирования ценностных ориентации человека,
которые в дальнейшем будут определять его отношение к профессиональной и другим
сферам деятельности. Среди этих ориентации выделяются одна или несколько
наиболее значимых для личности, определяющих главные направления жизненного
пути.
Старшие
школьники стоят на пороге социальной взрослости и у них появляются конкретные
жизненные планы и соответствующие им мотивы.

Особое место при этом отводиться проблеме поиска
будущей профессии. В этот период интересы индивида склоны к стремительным
изменениям. Так, юноша или девушка хотят подняться над уровнем предыдущего
поколения, желая достигать новых целей новыми средствами. Поэтому поиск
становится необходимым условием для достижения в результате согласованности
средств, целей, хотений и умений.

Было также определено, что профессиональная ориентация
в период юношеского возраста выступает как проблема, которая становится
актуальной для всех обучающихся.
Профессиональная ориентация – это эмоционально окрашенное
отношение личности к своему месту в мире профессий, целью которой выступает
сформированное профессиональное самоопределение. На профессиональное
самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные
отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные
и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном
самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за
свое становление.

При этом, проблема профессиональной ориентации
старшеклассников в контексте педагогической деятельности определяется
целостностью и этапностью самого выбора, а после реализации действий для
достижения выбранной профессиональной цели обучающимися. В связи с этим важным
моментом является определение оптимальных средств и методов организационно-педагогических
условий сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников,
изучение их профессиональных предпочтений и мотивов профессионального выбора.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основания профессиональной ориентации старшеклассников

1.1.
Психологическая характеристика старших школьников

Известно, что возрастные
категории всегда обозначают не только возраст и уровень биологического развития
индивида, но также и его социальные статус, и общественное положение.
Современная психология определяет старший школьный возраст от 14 до 16 лет.
Старший школьный возраст является периодом для выработки взглядов и убеждений,
формирования мировоззрения молодого поколения. Это время, связанное с
необходимостью самоопределения, которое сказывается на возникновении
потребности разбираться в себе и в окружении [27].

Так,
старший школьник проходит период начальной стадии физической зрелости и
завершающийся этап полового развития. К этому времени существует готовность к
большим физическим и умственным нагрузкам.

Особенность
раннего юного возраста заключается в том, что ученик вступает в новую
социальную среду сразу после перехода в старшую школу. В это время отмечается
кризис освобождения от детской зависимости. Происходит «врастание» в культуру,
когда открывается свое «Я», появляется рефлексия, осознание человеком своей
индивидуальности. Так же этому периоду характерно возникновение стремления к
созиданию, что проявляется в сфере осваиваемых идей и знаний. В этом возрасте
моральные ценности и такие качества личности как самостоятельность, смелость и
воля, становятся объектом самовоспитания
[34].

На
первом месте для человека в период ранней юности становится проблема выбора
жизненных ценностей, когда индивид старается определиться с собственным местом
среди категорий добра и зла. Важными для юношеского возраста считаются
категории чести, достоинства, права и долга, которые волнуют человека в этот
период. В юности молодые люди и девушки продолжают рефлексировать по поводу
окружающих их событий. При этом рефлексии выводят индивида за пределы его
внутреннего мира, позволяя определиться с позицией в обществе.

Особое
место при этом отводиться проблеме поиска будущей профессии. В период ранней
юности интересы индивида склоны к стремительным изменениям. Так, юноша или
девушка хотят подняться над уровнем предыдущего поколения, желая достигать
новых целей новыми средствами. Поэтому поиск становится необходимым условием
для достижения в результате согласованности средств, целей, хотений и умений
[37].

Особой
психологической характеристикой раннего юного возраста считается направленность
в будущее. При этом, такое положение относится к разным сторонам психической
жизни. Старшие школьники стоят на пороге социальной взрослости и у них
появляются конкретные жизненные планы и соответствующие им мотивы.

В
период ранней юности более реальными становятся представления о требованиях
общества к личности. Так, для старшего школьника мнение взрослых становится
достаточно весомым, при этом требования к личности и профессиональным умениям
взрослого так же увеличиваются. Поведение в этот период времени становится
целенаправленно-организованным, сознательным и волевым. Значительно место
занимают сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и жизненные
принципы. Одновременно с этим появляются элементы мировоззрения и устойчивая
система ценностей. Наблюдается интерес к внутреннему миру и появляется умение
ставить себя на место другого, сопереживать ему
[23].

Что
касается учебной деятельности, то она становится учебно-профессиональной,
реализуя профессиональные и личностные устремления старшеклассников. Ведущая
роль отводиться мотивам, которые связаны с самоопределением и подготовкой к
самостоятельной жизни, с последующим образованием и самообразованием. Такие
мотивы получают личностный смысл и становятся значимыми.

Ранний
юношеский возраст является возрастом формирования собственных взглядов и
отношений, поиска самоопределения. В этом выражается самостоятельность юношей и
девушек. Если подростки видят проявлений своей самостоятельности в делах или
поступках, то в старшем школьном возрасте самой важной сферой проявления самостоятельности
уже являются собственные взгляды, оценки и мнения
[26].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы