Курсовая с практикой на тему Воздействие манипулятивных техник на телезрителей в ток-шоу
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 6
1.1 Роль ток-шоу на современном телевидении 6
1.2 Понятие «манипуляция» в журналистике 10
1.3 Техники манипуляции, используемые на телевидении 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНИК В ТОК-ШОУ 22
2.1 Использование манипулятивных техник в ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» 22
2.2 Использование манипулятивных техник в ток-шоу «Место встречи» 27
2.3 Использование манипулятивных техник в ток-шоу «Кто против?» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ВЫПУСКИ АНАЛИЗИРУЕМЫХ ПЕРЕДАЧ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..…….49
Введение:
Актуальность исследования. Ток-шоу набирает все большую популярность на телевизионном пространстве. Их тематика настолько разнообразна, что зрительская аудитория весьма широка. Другими словами, их смотрят люди разного возраста, пола, образования, профессий, социальной принадлежности. Растущая популярность данного жанра тележурналистики накладывает особую ответственность на редакторов, журналистов и других создателей программ в плане выбора темы и подходов к ее освещению.
Поскольку данный жанр тележурналистики стал одним из наиболее популярных, то посредством него и осуществляется основное воздействие на массовую аудиторию. Манипуляция активно используется в передачах жанра ток-шоу. Ее технологии настолько разнообразны и многочисленны, что порой распознать их становится практически невозможным для рядового зрителя. Более того, с течением времени появляются все новые и сложные технологии, благодаря которым происходит воздействие на сознание человека помимо его воли.
В условиях сложной экономической и политической ситуации в России и во всем мире, а также отсутствия четкой идеология, средства манипуляции стали активно использоваться для того, чтобы создать определенное настроение жителей страны, настроить их против одних течений и заставить поддержать другие. При злоупотреблении техниками манипуляции можно создать критическую ситуацию в стране (подобных примеров полно во всем мире), которая, в частности, может привести к непоправимым последствиям, а именно к войне. Знание основных технологий манипуляции позволит противостоять им и уменьшить воздействие. Этим обусловлена актуальность выбранной тематики.
Объект исследования – техники манипуляции.
Предмет – воздействие манипулятивных техник на зрителей ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Место встречи» и «Кто против?».
Цель исследования – проанализировать особенности воздействия манипулятивных техник на зрителей ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Место встречи» и «Кто против?».
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) определить роль ток-шоу на современном телевидении;
2) изучить понятие «манипуляция» в журналистике;
3) исследовать техники манипуляции на телевидении;
4) проанализировать использование манипулятивных техник в ток-шоу «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»;
5) проанализировать использование манипулятивных техник в ток-шоу «Место встречи»;
6) проанализировать использование манипулятивных техник в ток-шоу «Кто против?»;
7) сделать выводы.
Теоретическая база исследования. Изучением такого жанра, как ток-шоу занимались следующие ученые: Е.Л. Вартанова, И.Н. Кемарская, А.А. Тертычный и многие другие.За основу анализа использования манипулятивных техник в современных ток-шоу мы взяли теоретические исследования С.С. Кара-Мурзы и А.Б. Моля.
Методы исследования: поиск информации, ее анализ и синтез, наблюдение, сравнение.
Научная новизна исследования. В работах исследователей ток-шоу, как жанра журналистики, в основном просматривается теоретическое описание жанра. Описывается структура идеального ток-шоу, принципы освещения различных актуальных явлений. В исследованиях, посвященных манипулятивным техникам подробно рассмотрены особенности их применения в целом в средствах массовой коммуникации. А вот воздействие манипулятивных техник на зрителей ток-шоу рассмотрено не было. В этом заключается научная новизна данного исследования.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования можно использовать в практической деятельности журналистов и редакторов при подготовке к выпуску ток-шоу, зрителям ток-шоу с целью уменьшения воздействия манипулятивных техник, а также для обучения студентов, изучающих журналистику.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первом главе обосновывается использование манипуляции в журналистике. Вторая глава посвящена анализу использования манипулятивных техник на зрителей ток-шоу.
Заключение:
В ходе теоретического исследования нам удалось выяснить, что жанр ток-шоу впервые зародился в Америке в 60-х годах. В 90-е годы он набрал высокую популярность в России. Но его цели, особенности, способы передачи информации за последние годы сильно изменились. Произошла кардинальная трансформация данного жанра. По своей сути ток-шоу из чисто информационного жанра превратился в развлекательный. Он соединяет в себе черты таких видов публицистики, как телемост, дебаты, беседа, дискуссия. Но неотъемлемыми атрибутами ток-шоу все же являются: харизматичный ведущий, гости, эксперты и зрители.
Основную цель, которую преследует ток-шоу на телевидении – это манипуляция. Задача жанра вложить в голову населения ту или иную информацию и определить отношение к ней. Но это не означает что-то плохое. Современные ток-шоу могут пропагандировать здоровый образ жизни, возрождение семейных ценностей и так далее. В этом и заключается основная роль данного жанра на современном телевидении.
Однако, манипуляция стала неотъемлемой части работы телевидения. Ведь сегодня человек проводит большую часть своего времени перед телевизором, а, значит, сегодня воздействие на сознание человека через этот канал становится самым эффективным. С этой целью в современных ток-шоу используется целый ряд манипулятивных технологий, которые постоянно усовершенствуются и меняются.
Итак, в ходе эмпирического исследования мы проанализировали по 17 выпусков за 2019 год трех ток-шоу: «Вечер с Владимиром Соловьевым», «Место встречи» и «Кто против?».
Схема применения технологий манипуляции приблизительно одинаковая во всех анализируемых ток-шоу:
1) создание информационного повода – то есть представление какой-то конкретной или вымышленной информации, используемой для представления ее на политическом ток-шоу;
2) «раскрутка» информационного сообщения, то есть поступает рост напряженности (другими словами повторение тех же негативных слов, выражений, каких сенсационных новостей, эмоциональности и как правило недостоверность информации);
3) обострение напряженности является основной частью политических ток-шоу, их суть заключается в достижении целей;
4) последним и главным является закрепление информации – это обеспечение поставленной цели политического ток-шоу, после завершения ток-шоу.
В ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Кто против?» каждый выпуск начинается с обозначения информационного повода, используется при этом, как правило, одна-две технологии манипуляции, но по ходу раскрытия события манипулятивных техник используется все больше и больше. А в ток-шоу «Место встречи» в начале выпуска также используется одна-две манипулятивная технология, но своего пика они достигают к середине выпуска, ближе к концу эфирного времени наблюдается спад, используется две-три технологии манипуляции.
Наиболее часто в ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» используется технология повторение информации. Наблюдение показало использование ее в каждом выпуске ток-шоу, иногда по несколько раз. Чуть менее популярным является использование технологии полуправды, но ее мы также заметили в каждом выпуске ток-шоу, как и технологию приклеивания и навешивания ярлыков. Немного реже используются технологии использования стереотипов, информационная блокада и создание ассоциаций. Практически в половине выпусков мы заметили использование таких технологий манипуляции, как утверждение, анонимный авторитет, принцип контраста и эффект первичности. И лишь в немногих выпусках заметили такие технологии, как обыденный рассказ, психологический шок, эффект присутствия и спираль умалчивания.
В ток-шоу «Место встречи» наиболее часто используется технология постановки риторических вопросов. Наблюдение показало использование ее в каждом выпуске ток-шоу, иногда по несколько раз. Чуть менее популярным является использование технологии полуправды, но ее мы также заметили в каждом выпуске ток-шоу, как и технологию приклеивания и навешивания ярлыков. Немного реже используются технологии утверждения, использования стереотипов, создание ассоциаций, эффект присутствия и эффект первичности. Практически в половине выпусков мы заметили использование таких технологий манипуляции, как информационная блокада и принцип контраста. И лишь в немногих выпусках заметили такие технологии, как обыденный рассказ и спираль умалчивания.
А в ток-шоу «Кто против?» чаще всего используется технология эффекта присутствия. Более того, весь принцип построения ток-шоу основан именно на этой технологии. Чуть менее популярным является использование технологии эффекта первичности, но ее мы также заметили в каждом выпуске ток-шоу, как и технологию повторения информации и постановки риторических вопросов. Немного реже используются технологии полуправды, приклеивание и навешивание ярлыков, утверждения, использования стереотипов и создания ассоциаций. Практически в половине выпусков мы заметили использование таких технологий манипуляции, как психологический шок и информационная блокада. И лишь в немногих выпусках заметили такие технологии, как принцип контраста, обыденный рассказ, спираль умалчивания и анонимный авторитет.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
1.1 Роль ток-шоу на современном телевидении
Жанр телевизионной журналистики ток-шоу является наиболее популярным на современном телевидении. Жанр особенный, не похожий на все остальные. Разговор в процессе передачи ведется непринужденно, ведущий отличается особой артистичностью и харизмой. Аудитория всегда во внимании .
Как появился данный жанр? Ответ на этот вопрос можно найти в истории американского телевидения. Именно там он случайно возник в 60-х гг. ХХ века. Его основателем считают знаменитого журналиста Фила Донахью. Итак, как же ему удалось создать столь интересный и популярный жанр журналистики? Однажды во время прямого эфира у журналиста закончились вопросы к гостю, а время нужно было чем-то забивать. Тогда он решил обратиться к одному из зрителей и спросить, нет ли у того вопросов к гостю. И произошло невероятное. У зрителя оказались вопросы. Он начал их активно задавать. Вот таким необычным образом появился новый жанр в журналистике.
Это была утренняя программа, которая транслировалась на телеканале WHIO-TV. Фил Донахью приглашал в студию гостей и беседовал с ними в прямом эфире. Тогда еще не был так знаменит, поскольку работал в провинциальном городке. Данная программа имела меленький бюджет и, как вы понимаете, заполучить знаменитых гостей журналисту было совсем непросто. Тогда он решился на невиданный в то время шаг. Стал приглашать к себе на шоу не звезд и других знаменитых личностей, а никому неизвестных людей. Но обсуждал он с ними скандальные проблемы, о которых не было принято говорить вслух.
Так, например, первой участницей его шоу стала Маделин О’Хэйр, которая была завзятой атеисткой. Он обсуждал с ней конфликты, возникавшие между студентами колледжей на религиозной почве. Отметим, что впервые шоу в таком формате состоялось в Дейтоне (штат Огайо), и называлось оно «ThePhilDonahueShow».
Именно тогда впервые ток-шоу стало приобретать черты отдельного жанра.
К концу 80-х гг. о Филе Донахью уже говорили многие. Изобретение нового формата вести передачи сделало его популярным. И сами ток-шоу в разных его вариациях стали появляться на всех телеканалах Соединенных штатов. Это касалось как крупных каналов, имеющих общенациональное значение, так и мелких, провинциальных. Появилась жесткая конкуренция за эфир. Именно тогда стали уходить на задний план социальные и политические вопросы. Акцент делался на скандалах. И чем крупнее он был, тем больше зрителей сидело у экранов своих телевизоров.
В России шоу Фила Донахью появилось в 1986 году. Тогда впервые использовали телемост, который в прямом эфире связывал американских телезрителей советскими. Это была уникальная передача того времени. В Москве шла активная реклама шоу. В информационных листовка того времени отмечалось, что Фил Донахью вел прямые эфиры из тюрьмы штата Огайо, трансляция также велась из луна-парка Уолта Диснея. Однажды съемки велись на пароходе «Миссисипи Квин», а однажды с собрания, на котором присутствовали 5 тысяч человек. Они обсуждали проблему равенства прав мужчин и женщин. В своих передачах американский журналист сумел соединить элементы психологической драмы, уличного театра и сеанса коллективной терапии.
Партнером Фила Донахью с советской стороны стал Владимир Познер. Именно на этих телемостах его узнал весь Советский Союз. После этого шоу Познеру удалось стать ведущим еще многих программ, где участвовали люди разных национальностей, профессий и возраста .
Познер полюбился советским зрителям. Он отличался эрудицией, тактом, доброжелательностью. И все это умело сочеталось с его сильной мужской волей и четким осознанием цели. Вся страна искала истину вместе с Познером. Его передачи оказывали огромное положительное духовное влияние на телезрителей .
Так что же такое ток-шоу? Некоторые исследователи телевизионных жанров называют ток-шоу разговорным жанром. А порой и характеризуют, как современный аналог теледискуссии. Название жанра произошло от английского talk-show. Жанр заимствованный и адресованный «не всем, но каждому» .
В рамках данного жанра сформирована определенная задача, которая непременно должна выполнятся. Ее можно сформулировать следующим образом – активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения.
Но в современном российском ток-шоу есть одна деталь. Внешне форма подачи абсолютно свободная. Но на самом деле, сценарий четко прописан. Цель у ток-шоу – внушить зрителям ту или иную мысль.
Исследователи сходятся в одном – жанр ток-шоу является наиболее популярным на современном телевидении. Причем совершенно не столь важно какая будет тема: более интересная или менее интересная. Люди включают телевизор в определенное время, и ждут очередного выпуска. Тему им даже можно не анонсировать. Они все равно будут смотреть.
Элементы ток-шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда – информационно-аналитические, что является характерной особенностью отечественного телевидения .
Таким образом, жанр ток-шоу зародился в Америке в 60-х годах. Его основное предназначение –обсуждение острых, злободневных вопросов с участием знаменитостей и простых людей. Однако порой ток-шоу может превратиться в рекламную площадку, в этом случае оно теряет рейтинг. Если, это произошло, то одно шоу сменяется другим .
В 90-е годы это жанр набрал высокую популярность в России. Но его цели, особенности, способы передачи информации за последние годы сильно изменились. Произошла кардинальная трансформация данного жанра. По своей сути ток-шоу из чисто информационного жанра превратилось в развлекательный. Он соединяет в себе черты таких видов публицистики, как телемост, дебаты, беседа, дискуссия. Но неотъемлемыми атрибутами ток-шоу все же являются: харизматичный ведущий, гости, эксперты и зрители. Основную цель, которую преследует ток-шоу на телевидении – это манипуляция. Задача жанра вложить в голову населения ту или иную информацию и определить отношение к ней. Но это не означает что-то плохое. Современные ток-шоу могут пропагандировать здоровый образ жизни, возрождение семейных ценностей и так далее. В этом и заключается основная роль данного жанра на современном телевидении.
1.2 Понятие «манипуляция» в журналистике
Манипулятивные технологии на телевидении в России используются полномасштабно и в самых разнообразных вариантах. Почти каждый человек во время просмотра телевизионных программ, а в особенности ток-шоу, является объектом воздействия манипулятивных технологий.
Со временем продвижения изменений в обществе, менялась и система средств, которые использовались для манипуляции сознанием человека. Сначала самую важную роль играли книги, журналы и газеты, а также кино. Позже массовую аудиторию получило телевидение, которое стало основным каналом для распространения информации и манипулирования сознанием граждан.
Произошла смена типа сообщений средств массовой информации, которые переключились на тип информационного потока мозаичной культуры.
На телевидении возник тип сообщений, который предназначался для разрушения логики мышления, то есть они делали его некогерентным, решалась задача создания в общественном сознании перехода от порядка к хаосу. Подвергались сомнению ценности и символы, чем снимался психологическая защита от манипуляции.
Человек современного городского общества является зависимым от телевидения, лицо частично теряет свободу воли и проводит у экрана гораздо больше времени, чем требуется для удовлетворения потребностей в информации. Средняя американская семья проводила у телевизора более семи часов в сутки … В 2017 году одна из американских газет провела эксперимент: она предложила 120-ти семьям по 500 долларов за то, чтобы они в течение месяца не смотрели телевизор и 93 семьи (78%) отказались от этого предложения .
Обычный человек, потребляя телевизионный продукт, не может рационально оценить характер его воздействия на психику и поведение и продолжает потреблять телепродукции, даже если осознает негативное влияние от этого.
Специалисты даже ввели термин «Видеократия» (власть видео), признав сильное влияние телевидения на граждан.
Телевидение, в частности ток-шоу, создает для лица иллюзорный мир, по сравнению с которым реальность кажется гораздо менее истинной, чем образы на экране. Как было отмечено в фильме Стэнли Кубрика «Заводной апельсин», «краски реального мира человек признает реальными только после того, как увидит их на экране» .
Президент Американского общества газетных редакторов Лорен Гилионе считает: «Репортажи новостей на телевидении всегда вызывали сомнения – реально то, что в них представлены. Природа визуальных средств информации – развлекать, драматизировать, создавать сны наяву для массового зрителя – влияет на содержание информации. Мир фантазии смешивается с миром факта. Для многих людей то, что появляется на экране телевизора, становится реальностью» .
Создание фиктивной реальности связано с манипуляцией сознания. Л. Гилионе приходит к гуманистическому выводу: «Настоящие журналисты должны будут противостоять давлению манипуляторов, диктаторов, «изобретателей», стремящихся размыть границу между действительностью и фантазией» . Человек может контролировать, «фильтровать» сообщения, которые он получает через один канал, например, через слово и через визуальные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность попадания в сознание резко увеличивается – «фильтры» выходят из строя.
Таким образом, манипуляция стала неотъемлемой части работы телевидения. Ведь сегодня человек проводит большую часть своего времени перед телевизором, а, значит, сегодня воздействие на сознание человека через этот канал становится самым эффективным.