Курсовая с практикой на тему Воздействие компьютерных игр на психические свойства младших подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воздействия компьютерных игр на психические свойства младших подростков 5
1.1. Особенности психических свойств младших подростков 5
1.2. Влияние компьютерных игр на психику младших подростков 11
Глава 2. Эмпирическое исследование воздействия компьютерных игр на психические свойства младших подростков 17
2.1. Методы диагностики воздействия компьютерных игр на психические свойства младших подростков 17
2.2. Анализ исследования воздействия компьютерных игр на психические свойства младших подростков 20
Заключение 27
Список литературы 28
Приложение 1 30
Приложение 2 39
Введение:
Актуальность исследования. Актуальным становится выявление причин увлечения компьютерными играми, поскольку именно в младшем подростковом возрасте, в связи с изменениями психических установок, ме-няется отношение подростка к миру и самому себе. Младший подростко-вый возраст, является периодом социального развития и имеет особую нагрузку в становлении личности.
Проблемы, возникающие в период младшего подросткового возрас-та, в связи с эмоциональной нестабильностью и особенностями поведения, могут значительно отразиться на дальнейшей жизни человека.
Актуальность данной темы исследования состоит в увеличении числа младших подростков, увлекающихся компьютерными играми, в связи с развитием компьютерных технологий. На данный момент существуют раз-личные мнения на тему влияния компьютерных игр на состояние младших подростков. С одной стороны, — бесконтрольное времяпровождение у ком-пьютера приводит к усилению дезадаптации и повышению уровня тревож-ности. С другой, — компьютерные игры являются важным средством обу-чения, они учат логическому мышлению, реакции и координации движе-ний.
Объект исследования: психические свойства младших подростков
Предмет исследования: воздействие компьютерных игр на психиче-ские свойства младших подростков.
Цель исследования: изучение воздействия компьютерных игр на психические свойства младших подростков
Гипотеза исследования: увлеченность компьютерными играми мо-жет оказывать отрицательное влияние на психические свойства младших подростков
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности психических свойств младших подрост-ков;
2. Изучить влияние компьютерных игр на психику младших под-ростков;
3. Определить методы диагностики воздействия компьютерных игр на психические свойства младших подростков;
4. Проанализировать полученные данные исследования воздействия компьютерных игр на психические свойства младших подростков.
Научно-методологическую базу составили исследования: А. Е. Войскунского, Н. В. Богачевой, Е. Е. Воеводсковой, Л.С. Выготского, М.Е. Хилько, К. С. Янг.
Методы исследования: общенаучный, библиографический, эмпири-ческий.
Используемые методики:
1.Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компью-терными играми (Гришина А.В.).
2.Тест-опросник на выявление ранних признаков компьютерной за-висимости у обучающихся образовательных организаций.
3.Четырехмодальностный эмоциональный опросник Л. А. Рабино-вич.
Эмпирическая база исследования: общеобразовательная школа г. Ижевск.
Характеристика выборки исследования: младшие подростки 10-13 лет в количестве 30 респондентов.
Практическая значимость исследования: данные исследования мо-гут быть полезны студентам и практикующим психологам в организации коррекционной работы с младшими подростками.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Возраст 11 — 12 лет обычно характеризуется как младший подрост-ковый. Это период повышенной активности, значительного роста энергии, явно выраженного стремления к самостоятельной деятельности.
Увлечение компьютерными играми обосновывается реализацией ос-новных потребностей подросткового возраста: потребность во «взросло-сти», самостоятельности и жизненном самоопределении; в гендерно-ролевой идентификации, исполнении социальных ролей; потребность в ин-тимном и личном общении со сверстниками, для достижения престижного статуса в своей референтной группе.
Вопросы сохранения здоровья подрастающего поколения всегда волновали исследователей. Развитие индустрии электронных и компью-терных игр ставит перед психологией много вопросов о том, какое влия-ние они оказывают на развитие ребенка, можно ли эту деятельность назвать игрой, в каком отношении она стоит к традиционной ролевой иг-ре.
В исследовании мы использовали представленные методики:
1.Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компью-терными играми. Гришина А.В.
2. Тест-опросник на выявление ранних признаков компьютерной за-висимости у обучающихся образовательных организаций.
3. Четырехмодальностный эмоциональный опросник Л. А. Рабино-вич.
Данные, полученные в исследовании, помогают изучить зависимость подростков как от компьютера, так и от компьютерных игр, а также их эмоционального состояния от увлеченности этими играми. Младшие под-ростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выра-жения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компью-терным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных воз-можностей, лишенной ответственности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты воздействия компьютерных игр на психические свойства младших подростков
1.1. Особенности психических свойств младших подростков
Возраст 11-12 лет обычно характеризуется как ранний подростко-вый возраст. Специалисты описывают его как период повышенной актив-ности, значительного роста энергии, выраженного стремления к самостоя-тельной деятельности.
Прежде чем охарактеризовать основные задачи психического разви-тия, наиболее актуальные для данного возрастного этапа, отметим, что все они могут быть условно разделены на три тесно связанные между собой группы. Наличие этих групп задач определяется наличием трех условно выделенных сфер развития: физической; когнитивной (познавательной); психосоциальной [7].
Из трех названных сфер две последние обычно входят в поле зрения психологии и педагогики. Сфера физического развития обычно не рас-сматривается в психолого-педагогическом контексте, хотя нетрудно дога-даться, что именно быстрые изменения в физическом развитии, связанные, прежде всего, с половым созреванием, в значительной степени определяют и характер когнитивного развития, и особенности психосоциальной сферы младшего подростка.
Большинство специалистов, традиционно, считают, что основные психические новообразования приобретаются подростком в психосоци-альной сфере. Поэтому задачам психосоциального развития уделяется по-вышенное внимание. Согласно теории ведущих видов деятельности (Д. Б. Эльконин), основным видом деятельности младшего подростка, как и под-ростка в целом, является социализация. Основные психические новообра-зования личности младшего подростка формируются в общении [4].
Такой подход несколько упрощает представление о процессе разви-тия и поэтому часто критикуется в специальной литературе. Нет смысла вторгаться в особенности позиции критиков, и вполне можно принять как некоторую условность, что при всей важности игр, учебной и других ви-дов деятельности наибольшее влияние на психику подростка оказывает со-циальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Основными особенностями психосоциального развития младшего подростка являются [9]:
1. Развитие чувства взрослости, формирование адекватных форм одобрения самостоятельности.
2. Развитие интереса к себе как к личности, стремление понять свои способности и поступки.
3. Формирование первичных навыков самоанализа (рефлексии).
4. Формирование и развитие самооценки, формирование внутренних критериев самооценки.
5. Формирование интереса к другому человеку как к личности.
6. Развитие и интенсивное совершенствование навыков общения в группе сверстников.
7. Развитие нравственных чувств, сочувствия и сопереживания дру-гим людям.
Когнитивная сфера также подвержена значительным изменениям. К наиболее ярко выраженным особенностям когнитивного развития под-ростка можно отнести [17]:
1. активизацию познавательных потребностей («взрывная» любозна-тельность).
2. интенсивное развитие аналитического мышления.
3. Совершенствование и развитие когнитивных процессов восприя-тия, избирательного, устойчивого внимания, памяти и др.
4. Формирование широкого спектра интересов, а также выделение круга наиболее устойчивых интересов.
5. Развитие общих и специальных способностей.
Характеризуя сферу психофизического развития подростка, можно отметить, что в ней выделяют [8]:
1. интенсивное формирование представлений о происходящих изме-нениях, связанных с собственным ростом и взрослением.
2. «Насильственный рост».
3. Половое созревание.
Одной из ведущих особенностей психического развития младшего подростка является развитие чувства взрослости. Подросток начинает ост-ро ощущать, что он не ребенок, и постоянно борется за собственную само-стоятельность. Причем часто такая борьба развивается там, где она не требуется. Обычно любые попытки подчеркнуть несамостоятельность и зависимость подростка вызывают резкий протест. Элементы самостоятель-ности активно проявляются в предподростковом возрасте и даже в млад-шем школьнике, но именно в подростковом возрасте эта проблема стано-вится наиболее острой. Все это приводит к формированию новых форм одобрения собственной независимости, самостоятельности.
Учителя и родители должны знать, что часто даже в бескорыстных попытках взрослых помочь, научить, посоветовать подросток склонен ви-деть нарушение своего личного достоинства. Он очень требователен к взрослым в плане уважения собственной личности и активно требует от окружающих считаться с его стремлениями и интересами. Это сознатель-ное стремление к взрослости часто приводит к тому, что внешние, «лежа-щие на поверхности» атрибуты взрослости интернализируются. К ним ча-сто относятся негативные привычки, традиционные для многих взрослых (курение, алкоголь и т.д.), манеры и моральные нормы поведения взрос-лых [16].
Важной особенностью, вытекающей из стремления подростка «быть взрослым», является стремление делать что-то «не игрушечное», а насто-ящее — общественно полезное, значимое. Подросток активно стремится к «взрослым» делам, которые впервые стали ему доступны. В этом плане предложения системы дополнительного образования очень своевременны и важны. Включение ребенка в собственную исследовательскую деятель-ность, в проектирование, серьезная подготовка к художественному творче-ству призваны направить активность подростка в позитивное русло.
В этом возрасте зарождается и часто ярко проявляется эффект того, что в психологии называется «ценностным конфликтом». Подросток ак-тивно борется за собственное понимание справедливости. Он постоянно готов к этому в самых разных сферах. Любое замечание или отметка учи-теля, ценностные суждения родителей могут вызвать сильную волну «борьбы за справедливость». Особый протест вызывает у подростка обна-ружение отклонений от тех требований, которые он сам декларировал [11].