Курсовая с практикой на тему Восточно-Европейский регион СНГ: характерные черты и особенности развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Постсоветское пространство и восточно-европейский регион СНГ 9
1.1 Общая характеристика постсоветского пространства и его субрегионов 9
1.2 Характерные черты восточно-европейского региона СНГ 13
1.3 Роль восточно-европейского региона СНГ в современной системе международных отношений 17
Глава 2. Характерные черты и особенности развития на современном этапе государств восточно-европейского региона СНГ 25
2.1 Основные черты развития Украины 25
2.2 Республика Беларусь на современном этапе 30
2.3 Характерные черты развития Республики Молдовы 35
Глава 3. Конфликтогенный потенциал восточно-европейского региона СНГ 40
3.1 Проблема Крыма и её разрешение 41
3.2 Основные дилеммы развития Приднестровского конфликта 47
3.3 Конфликт на юго-востоке Украины (на Донбассе) и пути его решения 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Введение:
Восточная часть европейского континента характеризуется широким спектром геополитических, географических, культурных и социально-экономических коннотаций, активно обсуждаемых учеными и исследователями широкого профиля. Существует «почти столько же определений Восточной Европы, сколько ученых региона», во времена СССР это определение охватывало европейскую часть союзных республик (в т.ч. России) и стран социалистического лагеря, а на текущий момент преимущественно характеризуется в политико-географических координатах . Общепринятые в исследованиях западных ученых географические определения лаконично обозначают Восточную Европу как территорию между Россией, Германией и Италией .
Исторически эти страны разделяют нечто большее, чем просто их положение между могущественными странами русских и немцев. Исследователи отмечают сложившиеся стереотипы в западном описании Восточной Европы, включающие этническую близость этих стран (в отличие от западноевропейского национализма, который основывался больше на общей политической лояльности); более низкая плотность населения; сложная смесь религиозных групп, которая включала большое количество восточных православных христиан и мусульман; различные модели владения землей и наследования; гораздо более медленный процесс экономической модернизации и индустриализации (обусловленный поздним переходом к рыночному укладу, избытком ручного управления и бюрократии, их обычной в новейшей истории роли поставщиков сырья в Западную Европу и отчасти из-за того, что они не имеют выхода к морю); меньшая историческая роль для городов с их растущими коммерческими классами, профессионалами и интеллектуалами ; остаточные явления сражений с многонациональными империями, навязанные внешними державами, которые длились сотни лет; исторически близкие отношения между церковью и государством . Отдельный стереотип связан с Балканами (Балканским полуостровом), включающий в себя постоянные войны и межэтнические конфликты.
Тематические исследования по всем аспектам ранней истории региона, охватывающие политические, религиозные, экономические, социальные и культурные события (включая исследование мифов о происхождении и взаимопроникновении западных и восточных влияний) , приходят к осмыслению современной Восточной Европы, как суммы двух ее подгрупп: Центральной Европы и Балкан. Чтобы понять регион таким образом, требуются два дополнительных определения3. Центральная Европа: ученые сходятся во мнении, что Польша, Венгрия и Чешская Республика являются государствами Центральной Европы, поскольку географически они расположены рядом друг с другом, имеют общее наследие Габсбургов и, если вернуться в прошлое, соединены огромным количеством контактов, как положительных, так и отрицательных, с немецкоязычным миром. Большинство ученых также считают Словению, Словакию и Хорватию частью Центральной Европы. Балканы – это географический термин, который обозначает большой полуостров в юго-восточной части европейского континента, соединяющий Европу с Малой Азией (Анатолия). Сегодня на Балканах находятся восемь независимых стран: Греция, Албания, Македония, Болгария, Румыния, мирная Югославия (Сербия и Черногория) и Босния. Географически «Европейская Турция», небольшой регион вокруг Стамбула, также расположен на Балканах, и некоторые ученые считают Хорватию частью Балкан.
Самая большая дилемма в таком подходе, чтобы рассматривать Восточную Европу как сумму Центральной Европы плюс Балканы, состоит в том, что ни одна из подгрупп не включает все страны на «землях» между Германией и Россией. Это страны к востоку от Польши, такие как Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва и Эстония. Поскольку эти страны провели большую часть новейшей истории под контролем Российской империи или как составляющая часть Советского Союза, во многих ракурсах они рассматриваются как часть российской истории. При том что в политическом отношении они были частью российской сферы, в культурно-исторических традициях предыдущих веков, они во многих отношениях тяготели к странам Центральной Европы, однако сформировавшиеся научные, экономические и другие типы контактов обусловили присоединения части из этих стран к СНГ .
Распад СССР происходил в тот период, когда во многих регионах планеты начали реализовывать крупные интеграционные проекты, что привело к изменению баланса сил в мире. Процессы, связанные с распадом СССР, составили значительную часть политической и социально-экономической жизни постсоветских государств. Дезинтеграция СССР, оформленная путем создания СНГ, определила в то же время и интеграционное начало в отношениях новых независимых государств. Одновременно разворачивались стремительные процессы по вхождению этих стран в напряженные рыночные процессы, отмечались различные темпы по овладению нормами ВТО и конвенциально-методологической базой ООН , характеризующиеся резкими темпами усиления экологизации и гуманизации всех международных
программ. Политическая инициатива Восточного партнерства, запущенная Европейским союзом в 2009 г. и нацеленная на развитие отношений с шестью восточными странами из бывшего социалистического блока, в слабой мере отвечала задекларированным целям тесного сближения с ЕС. Опыт доказал, что страны, входящие в Восточное партнерство, развиваются по уникальным, непохожим друг на друга траекториям, что осложняет взаимодействие с ними по одинаковым меркам и стандартам . В последние годы процессы интеграции с участием государств постсоветского пространства, основанные на различных геополитических и ценностных подходах, способствовали появлению конфликтных ситуаций (гипотеза исследования), требующих осмысления и широкого научного диалога, что обусловливает актуальность представленного исследования.
Научной разработкой тематики занимаются множество отечественных и зарубежных исследователей, в т.ч. _____________(список формируется).
Совокупность указанных противоречий и проблем позволяет сформулировать цель настоящего исследования: установить характерные черты и особенности развития Восточно-европейского региона СНГ с исторической точки зрения, обозначить общие тенденции и специфику отношений, в т.ч. перспективы разрешения конфликтных ситуаций.
Объект исследования – СНГ;
предмет исследования – Восточно-европейский регион СНГ.
Достижение поставленной цели решается на основе следующих задач:
1. Проанализировать основные этапы формирования постсоветского пространства и восточно-европейского региона СНГ. Привести общую характеристику постсоветского пространства и его субрегионов;
2. Установить характерные черты восточно-европейского региона СНГ;
3. Определить восточно-европейского региона СНГ в современной системе международных отношений;
4. Проанализировать характерные черты и особенности развития на современном этапе государств восточно-европейского региона СНГ, в т.ч.
4.1 Основные черты развития Украины;
4.2 Республика Беларусь на современном этапе;
4.3 Характерные черты развития Республики Молдовы.
5. Проанализировать конфликтогенный потенциал восточно-европейского региона СНГ, в т.ч.:
5.1 Проблема Крыма и её разрешение;
Основные дилеммы развития Приднестровского конфликта.
5.3 Конфликт на юго-востоке Украины (на Донбассе) и пути его решения.
Методическую основу исследования составили классические и новейшие общенаучные методы познания: анализ, синтез, теоретическое моделирование, системно-структурный и функциональный подходы; проведено систематизацию, изучение и реферирование отечественных и международных правовых актов, научно-методической литературы, интернет — ресурсов, некоторых материалов деятельности общественных организаций (в направлении выработки позитивных решений).
Структура работы включает содержание, введение, 3 главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение:
После распада СССР, проект СНГ в формате ЕАЭК выполняет ведущую координирующую роль в процессе расширения многосторонних международных программ сотрудничества по внешнеэкономическим направлениям.
В то же время, Республики Белорусь, Украина и Молдова находятся в зоне активного влияния политики и экономики Восточного партнерства ЕС.
В настоящей работе установлено, что типология экономической деятельности и принятия решений в аспектах внутренней и международной политики республик Восточно-Европейский регион СНГ находится в стадии активной разработки и научных дискуссий. В то же время мировой опыт разработки и внедрения программ устойчивого экономического развития показывает высокую значимость правовой базы по регулированию рыночной деятельности, а также дискуссионный характер по типам применяемых правовых норм, что характерно для изученных государственных образований, и показывает высокий уровень особенностей их развития от состояния внешней политики, в частности от внешних инвестиций и предпринимательской культуры.
Сферы знаний по управлению экономическими программами и проектами, определяемые в изученных странах по соответствию стратегическим программам глобального и международного (межрегионального) уровней, в меньшей мере учитывают интересы и возможности каждого из участников, и в большей мере направлены на получение синергетического эффекта.
Вхождение постсоветских компаний в среду глобальной конкуренции требует переноса акцентов в гибком формате инновационного менеджмента, базирующегося на мировых принципах устойчивого развития экономики.
Слабый уровень готовности к рыночному управлению, в ряде случаев проявился в виде подмены и переноса общественных акцентов в сторону вооруженных конфликтов (для республик Молдовы и Украины), где нейтральная роль и дипломатическое содействие со стороны Беларуси, оказывает значительное влияние на сохранение баланса сил в регионе.
Ситуация глобальной пандемии активизирует методики глобального экономического планирования, которые позволяют проводить оценки в разрезе отдельных направлений социо-экономической деятельности, включая регионы и целые страны, образуя новый тип экономической и политической культуры управления. В этих условиях внутренние и международные экономические и политические стратегии характеризуются усилением внимания к поиску решений мирного сотрудничества.
В условиях падения мировых цен на энергоресурсы и системного кризиса экономик проанализированных стран, актуализируются задачи диверсификации внешнеэкономических связей, усиления роли регионов и межрегионального сотрудничества, формируются новые уровни осмысления роли республик Восточно-Европейского региона СНГ в глобальной экономике, и в особенности в направлениях рекреации техногенных территорий с высокими рисками промышленных загрязнений.
Усиливаются направления поиска инвестиций, для сохранения жизнеспособности экономик и перехода к решению задач устойчивого развития для всех сфер деятельности. В отличие от системы отношений в СНГ, базирующейся на взносах государств-членов, ЕС развивает политику финансово-технической помощи странам, обозначенным в формате Восточного партнерства.
STEP – первая региональная программа сотрудничества, реализуемая в государствах – участниках Восточного партнерства (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина).
Проект направлен на развитие национальной статистической системы и ее гармонизацию с системами стран-партнеров в рамках Восточного партнерства, а также с европейскими стандартами. Программа STEP реализуется с 1 января 2019 г. (мероприятия технической помощи – с октября 2019 г.). Срок ее реализации рассчитан на 34 месяца, с целью обеспечить использование достоверных статистических данных, которые лежат в основе политических решений, что будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества и координации между национальными статистическими институтами, политиками и учреждениями – и соответствующими системами ЕС. В условиях продления санкций на поставки продукции крымских производителей в Украину и страны ЕС, крымское правительство диагностирует определенное экономическое отставание полуострова и обозначает три возможных сценария дальнейшего развития событий – в зависимости от снятия, сохранения или усиления санкционного режима.
Согласно последним сообщениям, социально-экономическое положение в Крыму стабильно улучшается, идет процесс его «выравнивания» до среднероссийских показателей, темпы роста при этом – одни из самых высоких в стране.. Положительная динамика наблюдается почти во всех основных секторах крымской экономики.
В рамках процесса, включающего шесть фокус-групп внутри страны, четыре тематических фокус-группы в режиме онлайн и онлайн-вопросник, ФГО ВП (Форум гражданского общества Восточного партнерства) подготовил совместный документ, основанный на политическом вкладе более 200 организаций-членов ФГО ВП из стран ВП и ЕС.
ФГО ВП подготовило свой совместный вклад в консультации DG NEAR consultation, EaP CSF, следуя всеобъемлющей методологии, разработанной для сбора рекомендаций гражданского общества с точки зрения страны, региона и тематики. Следуя структуре официальной консультации DG NEAR, был проанализирован вклад ЕС в пяти тематических областях:
Экономическое развитие и развитие человеческого капитала,
Добросовестное гос. управление, верховенство закона, сотрудничество в сфере безопасности,
Развитие двустороннего и многостороннего партнерства с ЕС и между странами ВП,
Улучшение стратегической коммуникации и прозрачности,
Другие области
Документ предлагает совместное видение гражданского общества о будущем Восточного партнерства после 2020 года, согласно которому предполагается значительное расширение технической поддержки со стороны ЕС по всем направлениям партнерства.
Указывается, что ЕС должен помочь сломать изоляцию жителей и общин в зонах конфликта и спорных территорий во всех регионах партнерства. Для этого в ЕС планируется усилить поддержку программ для укрепления доверия внутри и между конфликтными сообществами; поддержку новостей, со стороны мирных журналистов и блогеров, которые имеют доступ и могут обратиться к населению в районах конфликтов, для создания альтернативного источника данных и описания ситуации; предусмотрено усилит поддержку правозащитников, для обеспечения большей свободы и безопасности в обеспечении прав человека в зонах конфликта.
Поддерживать сотрудничество с соседними государствами-членами ЕС, а именно с Румынией и Польшей, особенно по обмену данными, чтобы помочь Украине в отражении кибератак. Поддержать создание рабочей системы координации кибербезопасности для стран всего ВП, и путем вовлечения всех соответствующих национальных субъектов, включая гражданское общество. Регулярные форумы по кибербезопасности могут быть организованы для облегчения обмена информацией внутри региона ВП, через реализацию совместных инициатив в рамках цифровой трансформации.
Увеличение инвестиций в развитие цифровых навыков и медийной грамотности; которая является лишь частью процесса, потому что она работает с последствиями информационных угроз, которые уже произошли, и многие «угрозы» создаются СМИ. Поддержка и инвестирование в исследования по киберугрозам, позволят увеличить способность граждан выявлять и распознавать шаблоны в пропаганде и искажения информации.
В целом тенденции мирного сотрудничества преобладают среди населения всех стран Восточного региона СНГ, и усиление акцентов на программы устойчивого развития могло б стать основой значительного цивилизационного прогресса для всех сторон.
Опираясь на мнения политиков всего мира о необходимости глобальных изменений в сторону усиления содружества и гуманизации всех сторон жизни, следует ожидать выработки более гибких и эффективных механизмов преодоления вооруженных конфликтов, и более энергичного сотрудничества для достижения целей устойчивого развития, способствующих безопасности и миру на планете.
Фрагмент текста работы:
Постсоветское пространство и восточно-европейский регион СНГ
1.1 Общая характеристика постсоветского пространства и его субрегионов
СССР был создан в 1922 г. как федеративное государство на основе объединения четырех социалистических стран, и к моменту распада включал 15 республик. В 1920-30-х гг. он сформировался и развивался как политическая единица, внешняя и внутренняя политика которой существенно отличалась от традиционных государств своего времени .
Геополитическая идея, заложенная при создании СССР, была направлена на достижение идеи глобального масштаба – создания всемирной Социалистической Советской Республики. В период Второй мировой войны внешнеполитические концепции СССР эволюционировали в направлении традиционного вестфальского порядка, и содействовали формированию биполярного мира в послевоенный период, в котором советское государство (прежде всего с учетом военно-политической мощи) заняло место одной из двух сверхдержав. Советская социалистическая модель развития в 1950-70-х гг. привлекла внимание политических элит государств Азии, Африки, Латинской Америки, и при помощи СССР была воспроизведена в ряде стран Центральной и Восточной Европы.
Принципы государственного регулирования в экономической и общественной сферах, идеи социальной справедливости, сформировавшиеся в советское время, популярны в постсоветских обществах. К тому же, опыт правящих элит во многих государствах постсоветского пространства сложился в условиях советской действительности, которая, помимо прочего, обеспечивала также и стабильность нахождения у власти. Как представляется, наиболее устойчивым сегментом советского наследия является мировоззрение
значительной части поколения (старше 40 лет), которое сформировалось в условиях бывшего СССР.