Курсовая с практикой на тему Восстановление функциональной тренированности после длительного перерыва в занятиях эстетической гимнастикой 16-18 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ГИМНАСТОК 16-18 ЛЕТ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРЕРЫВА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1. Структура тренировочного занятия в эстетической гимнастике 6
1.2. Возрастные особенности девушек 16-18 лет 10
1.3. Опыт применения медико-биологических мероприятий для укрепления опорно-двигательного аппарата спортсменов 13
1.4. Физиологические механизмы и закономерности восстановительных процессов в спорте 14
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1 Методы исследования 20
2.2. Организация исследования 22
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОИСКОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 24
3.1. Оценка результатов анкетирования тренеров 24
3.2. Программа повышения функциональной тренированности гимнасток 25
3.3. Оценка функциональной тренированности в процессе эксперимента 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
Введение:
Актуальность исследования. Анализ тенденций развития эстетической гимнастики позволяет утверждать, что за последние годы в этом виде спорта значительно увеличилось количество сложных и травмоопасных элементов, в которых необходимо продемонстрировать чрезвычайно высокий уровень развития физических качеств, который зачастую не соответствует функциональным возможностям гимнасток и приводит к травмам. Основные структурные группы элементов необходимо выполнять с амплитудой, значительно превышающей физиологическую норму, повышая вероятность повреждений опорно-двигательного аппарата [3, 5].
Двигательные возможности спортсменов в значительной степени лимитируются надежностью функционирования суставов, где первостепенной ставится задача достижения амплитуды движений, которая невозможна без радикальных изменений конфигурации суставной поверхности, размеров связок, площади хрящевого покрытия [22, 23].
Одной из главных причин возникновения травм является нерациональное использование средств спортивной тренировки, а также неправильное восстановление работоспособности организма после длительного перерыва между тренировками.
Возобновление тренировок после длительного перерыва является ответственным и трудоёмким процессом, во время которого спортсмену необходимо сознательно себя во многом ограничивать и воздерживаться от большого числа тренировок. Программа тренировок после перерыва должна быть во многом похожа на программу для начинающих.
Также стоит учитывать физиологическое строение спортсмена, врожденные или приобретённые травмы, чтобы избежать ухудшения здоровья организма и повысить его функциональное состояние.
В эстетической гимнастике от спортсменки не требуется исключительных данных, поэтому заниматься этим видом спорта могут девушки и женщины любого возраста.
Возникает необходимость поиска правильного составления плана тренировок, эффективность средств физической культуры, разработки новых научных, оздоровительных методик, технологий, которые могли бы решить данную проблему.
Таким образом, существует проблема повышения функциональной тренированности гимнасток с одной стороны, и недостаточная разработанность программ улучшения функционального состояния гимнасток после длительного перерыва, с другой.
Объект исследования – формирование функциональной тренированности спортсменок в эстетической гимнастике.
Предмет исследования – средства и методы восстановления функциональной тренированности спортсменок в эстетической гимнастике после длительного перерыва между тренировками.
Цель исследования разработать программу повышения функциональной тренированности спортсменок 16-18 лет в эстетической гимнастике после длительного перерыва между тренировками и экспериментально проверить его эффективность.
Гипотеза предполагалось, что правильно построенный план тренировки высококвалифицированных спортсменок для восстановления их тренированности позволит:
Уменьшить дальнейшее развитие травматизма опорно-двигательного аппарата;
Стабилизировать мышечный баланс всего организма;
Повысить уровень физической подготовленности спортсменки в эстетической гимнастике.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Оценить функциональную тренированность спортсменок 16-18 лет в эстетической гимнастике.
3. Разработать методику восстановления функциональной тренированности спортсмена и экспериментально проверить её эффективность
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование; дыхательные пробы Штанге, Генча, индекс Скибинского, оценка жизненной емкости легких, индекса Руффье; методы математической статистики.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые научно-обоснована программа восстановления функциональной тренированности организма после длительного перерыва в эстетической гимнастике. Впервые выявлена эффективность разработанной программы на повышение физической работоспособности и функционального состояния кардиореспираторной системы спортсменок.
Практическая значимость исследования заключается в создании и одобрении программы по восстановлению функциональной тренированности после длительного перерыва в эстетической гимнастике. Теоретические и практические результаты исследования могут быть использованы на лекционных и обучающих занятиях для студентов, курсах повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта.
Разработанные методические указания и практические рекомендации для восстановительных тренировок со студентами позволяют вернуть организм к работоспособности без вреда для здоровья, укрепить мышечный скелет человека, и имеют практическую ценность для специалистов по физической культуре.
Заключение:
На основе анализа научно-методической литературы по проблеме исследования целесообразно сделать следующее заключение.
Эстетическая гимнастика как современное двигательное направление в гимнастическом спорте, основанное на теории художественно-эстетического и физического воспитания, в настоящее время переживает период становления. В тоже время ее средства применяются на практике уже долгое время. Большинство компонентов учебно-тренировочного процесса этого самостоятельного вида спорта, относящегося к категории «видов спорта для всех», еще только начали изучаться теоретиками и практиками спортивной деятельности, и, к тому же, они до конца еще не сформировались.
Постоянно возрастающие требования к тренировочной и соревновательной деятельности гимнасток обуславливают необходимость своевременного применения средств, стимулирующих и повышающих их работоспособность. Интенсификация тренировочного процесса изменяет состояние психоэмоциональной сферы, сердечно-сосудистой и нервно-мышечной систем спортсменов, вызывает развитие утомления, состояние перетренировки, травматизма, хронические заболевания, срывы тренировочных программ. Все это приводит к вынужденным перерывам в тренировочном процессе, зачастую очень продолжительным, что негативно сказывается на техническом уровне мастерства всей команды.
- На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у спортсменок наблюдались сниженные относительно нормы показатели дыхательных проб, индекса Скибинского, жизненной емкости легких, индекса Руффье, что свидетельствуют о сниженных адаптационных возможностях кардиореспираторной системы у гимнасток после длительного перерыва в занятиях.
- Разработанная программа аквафитнеса у гимнасток позволила достичь весомых результатов в улучшении функциональной тренированности. Программа занятий аквафитнесом для спортсменок рассчитана на два месяца. В подготовительную часть занятия входили упражнения с умеренным темпом выполнения и амплитудой движений; упражнения на освоение водной среды, упражнения для формирования специфических рефлексов вестибулярного и дыхательного аппарата; на адаптацию к водной среде. В основной части выполняли упражнения с предметами и без них, направленные на развитие физических качеств, обучение и совершенствование техники плавания, повышение уровня тренированности. В заключительной части использовались дыхательные упражнения и аквастретчинг.
Результаты формирующего эксперимента показали, что применение разработанной программ аквафитнеса приводит к улучшению пробы Штанге – на 39,00% (р<0,05), Генчи – на 96,77% (р<0,05), жизненной емкости легких – на 3,15 % (р<0,05), индекса Скибинского – на 39,11% (р<0,05), что свидетельствует о положительном влиянии разработанной методики аквафитнеса у гимнасток на функциональное состояние респираторной системы. Достоверно снизился индекс Руффье – на 3,02 усл. ед. (р<0,05), что свидетельствует об улучшении физической работоспособности спортсменок.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанной программы аквафитнеса и могут служить основанием для практического внедрения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ГИМНАСТОК 16-18 ЛЕТ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРЕРЫВА В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Структура тренировочного занятия в эстетической гимнастике
В последнее время гимнастика трансформируется в новые ее разновидности: танцевальная, художественная, гармоническая, эстетическая гимнастика, черлидинг, euro team, фитнес-аэробика и т.д. Это ведет к тому, что каждый может выбрать том вид, который способствует его «максимальному раскрытию» в спорте, что создает благоприятные условия для вовлечения различного контингента людей в систематические занятия этим поистине зрелищным двигательным направлением.
Эстетическая гимнастика представляет собой не просто сложнокоординационный вид спорта, а своеобразный синтез грации, музыкальности, пластичности и выразительности [12, 16, 19]. Выполнение соревновательной композиции требует даже от юной гимнастки согласованного выполнения технически сложных элементов с музыкальным сопровождением и передачей художественного образа. Все это предъявляет большие требования к организации и содержанию занятий эстетической гимнастикой на всех этапах многогодичной подготовки [37].
Эстетическая гимнастика – синтетический вид спорта. Она вобрала в себя несколько сложнокоординационных видов, но в основе лежит, несомненно, художественная гимнастика.
Это групповой вид гимнастики, где в приоритете при оценивании соревновательной композиции находится согласованность движений с музыкальным сопровождением, синхронность исполнения, четкость и красота перестроений, использование всего пространства площадки, а также умение команды создать идейно-тематический неповторимый образ [35].
В настоящее время эстетическая гимнастика переживает период становления, хотя ее выразительные средства применялись уже давно [9, 10, 11].
Несомненно, азы эстетической гимнастики в России неразрывно связаны с деятельностью людей, работавших над формированием художественной гимнастики, а также выразительностью и пластикой человеческого тела [22, 23].
В тоже время, как отмечает М.Э. Плеханова, 2006 [35], эстетическая гимнастика – не «возрождение» гимнастики прошлых лет, а база для строительства нового и оптимального для современности.
Опираясь на классическую школу художественной гимнастики, эстетическая гимнастика находится на поисковой стадии накопления своего неповторимого опыта и «багажа» методических находок, основанных на современных идеях [22, 36].
Для успешного выполнения этой задачи необходимо гимнастке освоить формальные, функциональные и эстетические компоненты внешнего облика и поведения спортсменов. В первый включены: стройность, пропорциональность и гармоничность телосложения. Все это характеризует внешний вид гимнастки. Способность четко, непринужденно, ритмично и свободно выполнять элементы, умение согласовывать пространственно-временные характеристики, не испытывая напряжения – вот что входит в основу функциональной стороны спортсмена [11].
В гимнастике эстетический компонент двигательной деятельности проявляется в умении выполнения элементов, связок и их структурных составляющий зрительно легко, красиво и непринужденно. Зритель не должен знать, как тяжело выполнить то или иное упражнение. Все увиденное им должно доставлять радость и являться источником наслаждения.
Немаловажное значение играет еще одно звено в подготовке спортсменок — артистизм и творческие способности. Это неразрывно связанно с формированием «школы движения», которая является связующим компонентом между спортивным мастерством и хореографической подготовленностью представительниц сложнокоординационных видов спорта.
Н.А. Фомина, 2014 [51] в своих исследованиях подтверждает, что в эстетической гимнастике используется музыка практически всех существующих жанров: популярная, классическая, народная, оркестровая, джаз, инструментальная, вокальная.
Однако возможность смелого выбора музыкального сопровождения соревновательной композиции далеко не всегда гарантирует успешное выступление, хотя и может способствовать оказанию впечатляющего воздействия на зрителей и привлечь их внимание к своей команде. Из-за этого нередко используются наиболее яркие, интересные, модные и современные мелодии и ритмы.
Лучшие представительницы эстетической гимнастики в своих выступлениях демонстрируют, прежде всего, тонкое понимание музыкального произведения, умение передать смысл. Здесь этот вид соревновательной деятельности вплотную подходит к искусству [37].
Стремление к полноте самовыражения спортсменок и тренеров, с одной стороны, и поиск популярности у зрителей, с другой, стимулирует развитие художественных возможностей, заложенных в эстетической гимнастике.
Важной качественной стороной двигательной деятельности, отражающей уровень физической подготовленности, является пластичность. Она характерна для двигательных действий, выполняемых слитно, без резких изменений их направления, без видимого напряжения. Легкие, свободные движения отличаются рациональным распределением усилий, высокой экономичностью, непринужденностью исполнения. Из специальной литературы известно, что под пластической выразительностью понимается умение посредством целостного, динамичного, танцевального характера исполнения двигательных действий произвольной комбинации передавать эмоционально-смысловое содержание музыкального произведения. Именно двигательные действия, близкие к совершенству, характеризуются наличием пластичности. Пластичность невозможна без высокого уровня согласованности двигательной активности мышц, ритмичности движений, а также темпа, динамики и гармонии [10].
Понятие выразительности широко распространено в сферах искусства (балета, живописи, архитектуры, музыки, сценического движения) и видах спорта с артистической направленностью.