Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Воспитательный потенциал молодежных организаций и его реализация в современном обществе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 5
1.1. Особенности, функции и виды молодежных общественных организаций как субъектов социального воспитания 5
1.2. Воспитательный потенциал молодежных организаций 12
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДМ «КОЛПИНЕЦ» 23
2.1 Краткая характеристика деятельности ДМ «Колпинец» 23
2.2. Мероприятия по улучшению уровня развития воспитательного потенциала молодежного объединения 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В последние десятилетия наблюдается рост различных социальных объединений молодежи, значительно разнящихся по целевым установкам, содержанию и способам его выражения. Новые формы социально-культурной деятельности стали элементом современной российской бытности. Значимость развития потенциала воспитания в условиях модернизации российского образования определяется толерантностью коммуникативностью, взаимоуважением, инициативностью, человечностью, взаимопомощью, патриотизмом, ответственностью, гражданственностью.
Отечественная педагогика накопила огромный опыт изучения молодежных объединений, деятельность которых носила как спроектированный, предсказуемый, так и спонтанный характер. Современные молодежные движения в подавляющем большинстве инициированы самими участниками, свободно выбирающими содержание и технологию деятельности. Педагогический потенциал этих движений своеобразен, а возможности его использования для решения сугубо педагогических задач формирования социально-значимых качеств личности достаточно полно могут быть реализованы лишь тогда, когда педагогическая наука от фрагментарного обращения к опыту разнонаправленной деятельности участников молодежных движений перейдет к системному и последовательному изучению этого социокультурного феномена.
Проведенный анализ показывает, что существует значительное число научных трудов, посвященных проблеме воспитательного потенциала различных видов деятельности, методов и средств. В современной педагогике воспитательный потенциал рассматривается рядом авторов: Е.В. Ароновой, А.А. Мелик-Пашаевым, А.А. Юриковым и др.; исследователями вводятся понятия: виды потенциалов социальных движений (Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), воспитательный потенциал досугового объединения культурно-оздоровительной направленности (Д.Э. Симонов), эмоциональный потенциал коллектива (А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник), воспитательный потенциал молодежного и молодежного общественного движения (Г.В. Дербенёва, С.В.Тетерский) и др.
Цель исследования – изучить особенности воспитательного потенциала молодежных организаций.
Объектом исследования — воспитательный потенциал молодежных общественных организаций.
Предмет исследования – процесс развития воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что воспитательный потенциал молодежной общественной организации будет успешно развиваться, если:
— системного и компетентно-ориентированного подходов;
— принципа культуросообразности как системообразующего фактора;
— компоненты проектируемой педагогической системы (цель, содержание технологию воспитания, деятельность воспитателей и подростков) привести в соответствие с требованиями системообразующего элемента (формирование социальной компетенции) и системообразующего фактора (принципа культуросообразности);
— разработки и апробации активных методов воспитания: тренинги, деловые игры, волонтёрские акции, конкурсы, разработка и реализация социальных проектов различной направленности.
Реализация поставленной цели исследования потребовала решения следующих задач:
1. Изучить особенности, функции и виды молодежных общественных организаций как субъектов социального воспитания.
2. Рассмотреть воспитательный потенциал молодежных организации.
3. Проанализировать особенности деятельности ЦКиД «Восход».
4. Разработать мероприятия по улучшению на повешение уровня развития воспитательного потенциала молодежного объдинения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теории и концепции отечественных и зарубежных педагогов, психологов, философов, социологов: идеи гуманизации воспитательного и образовательного процессов (А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Д.И. Фельдштейн и др.); теория социального развития и социализации учащихся (Г.М. Андреев, А.В. Мудрик, и др.); исследования по проблемам формирования компетенций (А.Г. Асмолов, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, С.Н., С.Е. Шишов и др.); компетентностный подход в системе образования (Дж. Равен, А.В. Хуторской и др.); методология педагогических исследований (И.А. Зимняя, Д.И. Фельдштейни др.).
Для достижения цели, решения задач исследования использовались следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, педагогические наблюдения, беседы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Молодёжные общественные организации, создание которых инициируется, как правило, самими участниками, заключают в себе определённый педагогический потенциал, который до недавнего времени находился на периферии системных педагогических исследований. Поэтому в воспитании социально-значимых качеств личности он использовался частично и фрагментарно.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что воспитательный потенциал молодёжного движения — это воспитательная система с разнообразными направлениями социокультурной деятельности позитивного характера, способствующими формированию социально-значимых качеств личности молодёжи.
Обучение, воспитание, социализация, самовоспитание, самообразование, самореализация – интеграция этих средств в молодежном общественном объединении и приводит к развитию личности. Возможности различных статусов, ролей, позиций, когда ребёнок может проявить себя как субъект деятельности, обеспечивается именно в молодежном общественном объединении, которое является средой их жизнедеятельности, социумом, где разумно организован их досуг. Поэтому систему работы по формированию социальной компетенции молодежи целесообразно строить, используя возможности молодежного общественного объединения.
В основе этого процесса лежит педагогическая система с характерными для нее структурными компонентами: целью, содержанием, формами, методами, средствами развития социальной компетенции, особенностями взаимодействия педагогов и воспитанников, поэтому к проектированию процесса формирования социальной компетенции подростков в детском общественном объединении следует подходить с системных позиций. Система формирования социальной компетенции подростков базируется на ряде подходов: аксиологическом, культурологическом, антропологическом, гуманистическом, синергетическом. В основу проектируемой системы формирования социальной компетенции подростков в качестве системообразующего фактора принят принцип культуро-сообразности, а системообразующим элементом, под который строится вновь создаваемая система, является социальная компетенция.
Условиями возникновения молодежного движения являются:
— демократизация жизни общества, позволяющая гражданам открыто проявлять свои настроения, чувства, реализовывать право на свободное объединение в различные ассоциации;
— политика государства, провозглашающего и реализующего идеи создания молодёжных объединений и организаций;
— теоретические разработки, обоснования новых подходов к воспитанию отечественных педагогов и ученых, исследующих относительно новый социокультурный феномен молодёжного движения.
При этом следует отметить существенные признаки современных молодёжных движений, то, что отличает их от молодёжных движений прошлого, — это инициируемость их создания самими участниками. Данный признак обусловливает некую непредсказуемость педагогического потенциала движений, принятие его в качестве данности.
Воспитательный потенциал молодёжной общественной организации является открытой педагогической системой и включает в себя совокупность средств, форм и методов социально-культурной деятельности, реализация которых обеспечивает возможность целенаправленного педагогического воздействия на формирование социально-значимых качеств личности молодёжи.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
1.1. Особенности, функции и виды молодежных общественных организаций как субъектов социального воспитания
Детские и юношеские движения на территории России появились в начале 20 в. Первые из таких организаций — скаутские и православные. Однако их роль после революции 1917 г. была утрачена. Ведь главенствующие позиции в жизни общества заняла идеология марксизма-ленинизма. Ее и начали применять для воспитания молодежи.
Упадок объединений, собиравших вместе молодых людей, наступил в нашей стране одновременно с распадом СССР. Однако с 2000 года общественные организации, политические партии и государство стали вновь уделять внимание вопросам работы с подрастающим поколением. Список молодежных организаций России существенно пополнился в 2005 г. Этот год стал рекордным по появлению в стране такого рода объединений. На сегодняшний день развитию молодежных организаций в России уделяется большое внимание. Юное поколение стремятся привлечь все. Это и левые, и правые, и «Единая Россия», и Кремль. Причем аналитиками отмечается тот факт, что конкуренция на рынке молодежных организаций и объединений России на сегодняшний день резко ужесточилась. Этому способствовали «цветные» революции в Украине и в Грузии. Ведь в этих странах главной ударной силой уличного движения стала именно молодежь. Но в то же время подрастающее поколение по большей своей части продолжает оставаться аполитичным. В этом и кроется самая большая проблема его мобилизации.
В списке молодежных организаций России на сегодняшний день находится более 427 тыс. различных детских и юношеских объединений. Они имеют разное направления и интересы, однако их объединяет единая цель — улучшить жизнь молодежи в современном обществе. Поэтому для нас важно выяснить особенности молодежных общественных организаций и их общественные функции.
Прежде всего рассмотрим суть понятия «молодежной общественной организации». Анализ этого понятия нужно начинать с трактовка общего термина «общественная организация», поскольку организации имеют все свойства общественной организации.
Известный американский исследователь общественных организаций Дж. Фишер назвал общественные организации независимым сектором. В его работах подчеркивается ключевая роль общественных организаций в формировании взаимосвязей между государством и народом [9].
Еще одно определение общественных организаций предложил западный ученый Д. Льюис. По его мнению, общественные организации – это часть гражданского общества, что начинает формироваться во многих странах и служит противовесом государства и рынка [12].
Как видим, общественные организации выполняют две важные общественные функции: функцию посредничества и функцию противопоставления. По нашему мнению, важно совместить эти две функции, ведь только при условии функционирования обоих — возможно построение гражданского общества и демократического государства. Поскольку, будучи посредником, организация передает власти требования и потребности общества, и наоборот, способствует распространению политики власти на население. И в то же время осуществляя функцию противопоставления, общественная организация осуществляет контроль за деятельностью и обеспечивает формулирование воли граждан.
Учитывая вышеприведенные функции, можно выделить следующие причины возникновения общественных организаций:
— реакция — ответ на политику государственной власти и отстаивания собственных интересов и прав;
— восстановление политико-культурных ценностей и реализация проектов, которые не осуществляют политические партии и власть;
— стремительное развитие всех видов коммуникаций, которые облегчают общение людей и способствуют их объединению.
Итак, если общественные организации являются посредниками между государством и обществом, то молодежные общественные организации в соответствии являются посредниками между государством и молодежью. Они создаются для отстаивания разнообразных потребностей и интересов молодежи. Основными их целями является защита этих интересов и потребностей, а также мобилизация и интеграция молодежных структур на выполнение социально значимых задач.
Молодежные общественные организации преимущественно возникают как следствие объединения определенной неформальной группы людей с одними идеями и желанием, чтобы достичь поставленных ими целей и задач. Далее эта группа формализуется (зарегистрировавшись в Государственном реестре) и происходит уставное оформления задекларированной цели. Может быть и другой сценарий создания молодежной общественной организации. Собственно, эта организация может быть инициировано как государством, так и политическими партиями. В этом случае уже под конкретную цель и цели происходит поиск членов — молодых граждан, симпатизирующих этим целям и идеям. Следующим шагом является также, как и в первом варианте, регистрация молодежной общественной организации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы