Курсовая с практикой на тему Воспитатель как субъект педагогической культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ВОСПИТАТЕЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Особенности педагогической
деятельности воспитателя
2.1. Цели и задачи
опытно-экспериментальной работы
2.2. Опытно-экспериментальная работа
по проблеме исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….3
Введение:
Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает
соблюдение особых условий организации дошкольного образования, которое будет
учитывать применение новых технологий и методов работы.
Помимо этого, современная
система дошкольного образования на сегодняшний день является открытой,
вариативной и ориентированной на качественное образование детей. И на первый
план выходит проблема обеспечения новых методологических подходов к организации
педагогической деятельности детского сада, улучшения эффективного процесса
социализации и развития личности ребенка. Такое положение в свою очередь ставит
потребность в педагоге-профессионале на первый план.
На сегодняшний день от
педагога дошкольной организации требуется развитие способности учитывать
меняющиеся социально-экономические условия, общую ситуацию в системе
образования и при этом самостоятельно принимать решения и прогнозировать
последствия этих решений, быть способным к сотрудничеству и т.п.
Условия интенсивных
изменений, которые наблюдаются в системе образования, предполагают, что
педагогическая деятельность становится более сложной и многогранной, а это
влияет на рост требований к качественной характеристике специалистов данной
сферы.
Сегодня педагог должен
организовывать образовательный процесс, при этом опираться на идеи
личностно-развивающего образования, а также владеть современными
методологическими знаниям и новыми технологиями.
Степень изученности темы исследования. Психолого-педагогическая литература
отечественных и зарубежных исследователей отмечает, что внимание к проблеме
педагогического профессионализма достаточно актуально, а также есть интерес к
проблеме формирования и роста педагогической компетентности воспитателя.
Так, исследование роли воспитателя,
смысла и содержания его профессиональной деятельности отражается в работах П.П.
Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина,
В.В. Давыдова и др.
Помимо этого, современные
исследования российских педагогов и психологов, среди которых Л. С. Подымова, Л. А. Дьякова, А.В.
Трацевская А.В. Щербаков, Е.А. Эннс и др., указывают, что на сегодняшний день
существует проблема определения субъективных свойств воспитателей, которые
будут определять продуктивность их педагогической деятельности и представлять
психолого-педагогическую компетентность, становясь предметом специального
теоретического и экспериментального изучения.
Цель исследования: заключается в изучении особенностей педагогической культуры воспитателя
в организации воспитательного-образовательного процесса
Поставленная цель
предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Определить понятие
педагогической культуры воспитателя
2. Охарактеризовать
содержание деятельности воспитателя при построении учебно-воспитательной
работы.
3. Организовать
опытно-экспериментальную работу по изучению сформированности педагогической
культуры воспитателя ДОО.
4. Проанализировать
результаты исследования и разработать практические рекомендации по формированию
педагогической культуры воспитателей.
Объектом исследования: выступает процесс организации воспитательно-образовательной
деятельности в дошкольных организациях.
Предметом исследования: является реализация модели формирования
педагогической культуры воспитателя дошкольной организации.
Методы
исследования, использованные в работе, следующие:
1. Теоретический
анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме
исследования.
2. Обобщение
отечественной педагогической практики.
Методической
основой исследования выступают педагогические теории и
концепции профессионального подготовки педагогов, теория личности и теория
деятельности Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, теория сущности целостного
педагогического процесса Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Д. Хмеля.
Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Анализ
педагогической теории и практики высшего педагогического образования приводит к
пониманию особой актуальности формирования профессионально-педагогической
культуры воспитателя дошкольной образовательной организации. В результате
проведенного исследования определено, что профессионально-педагогическая
культура не может формироваться стихийно, поэтому существует необходимость проведения
специальной работы в этом направлении.
Таким
образом, теоретический анализ научно-педагогической литературы позволил нам:
1) Определить сущность
профессионально-педагогической культуры посредством противоречий ее
формирования;
2) Изучить
содержание профессионально-педагогической культуры;
3) Исследовать
основные функции профессионально-педагогической культуры;
4)
Обосновать модель формирования
профессионально-педагогической культуры;
5)
Экспериментальным путем определить
показатели и уровни проявления профессионально-педагогической культуры
воспитателей ДОО.
Системное
целостное представление о профессионально-педагогической культуре, разработка
модели, эксперимент и наблюдение за педагогической деятельностью дали возможность
нам выявить следующие условия, способствующие эффективному формированию
профессионально-педагогической культуры:
1)
психологические
установки на формирование профессионально-педагогической культуры;
2)
развитие
профессионального самосознания, самоуважения, самопринятия, личностной
целостности педагогов;
3)
инициирование
субъект-субъектных отношений как основы общения педагогов и воспитанников;
4) в
учебных программах по психологии, педагогике и специальных дисциплин необходимо
сделать акцент на формирование профессионально-педагогической культуры;
5)
для начинающих педагогов будет создана
система повышения профессионально-педагогического образования.
Проведенная
опытно-экспериментальная работа, включающая методики диагностики уровня
сформированности профессионально-педагогической культуры, учебно-методическое
обеспечение процесса формирования профессионально-педагогической культуры,
представленное разработкой спецкурса «Культура профессионально-педагогического
общения» открыла перспективу реализации проверенных условий в системе
формирования профессионально-педагогической культуры и подтвердила истинность
теоретических позиций:
1) возможно внедрение условий эффективного
формирования профессионально-педагогической культуры в условиях дошкольного
образовательного учреждения;
2)
показано что, уровень сформированности
профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОО является главным
условием эффективности педагогического процесса;
3)
разработаны методические рекомендации по
формированию профессионально-педагогической культуры воспитателей детского
сада.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ВОСПИТАТЕЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1.
Особенности педагогической деятельности воспитателя
Особенности педагогической деятельности воспитателя
Современный воспитатель в
дошкольной организации является главным специалистом, который осуществляет
воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста.
Воспитателя можно
определить самобытной творческой личностью, которая отличается наличием
гуманистической ценностной ориентации собственного бытия, сформированной
коммуникативной и рефлексивной культурой. Это профессионал, который способен
создавать необходимые условия для развития личности дошкольников, владеть
систематическим видением педагогической реальности, использовать современные
воспитательные технологии [9].
Сегодня к личности
воспитателя выдвигается ряд требований, когда ему необходимо не только иметь
специальные знания и навыки, но также обладать определенными личностными
качествами. Важной служебной функцией воспитателя является постоянное общение с
дошкольниками. В связи с этим ему необходимо уметь давать ответы на множество
вопросов, учитывающих возрастные особенности детей. От правильного и быстрого
поиска подхода воспитателя к каждому дошкольнику, умения организовать
жизнедеятельность детей в условиях детского сада, зависят особенности развития
личности дошкольников. Помимо этого, главным в работе воспитателей можно
назвать ответственность за каждого ребенка.
Важным моментом является
то, что воспитатель не только занимается организацией работы детского
коллектива в целом, но и помогает налаживать личные взаимоотношения детей друг
с другом [11].
Задачей воспитателя
является развитие и обучение ребенка, понимание и чувствование детского мира,
сочетая в себе строгость и доброту, уважение к индивидуальности воспитанников и
требовательность. Каждый ребенок по- своему уникален. Некоторым детям нравится
жить по правилам, посредством которых они приобщаются к миру взрослых, другим –
делать то, что нельзя, тем самым показывая свою личность. В связи с этим перед
воспитателем становится требование о наличие терпения и гибкости мышления, для
того, чтобы индивидуально и точно использовать знания педагогики и психологии
при общении с каждым ребенком и его воспитании [13].
Приоритет личности
воспитателя дошкольных организаций в первую очередь определяется
ответственностью перед возрастным развитием воспитанников. Учет возрастных
особенностей определяется трудностями игровой формы обучения, которая является
ведущей деятельностью дошкольников, а также обуславливается целью и содержанием
воспитывающего и развивающего обучения. Тем самым воспитателям дошкольных организаций
необходимо быть гуманистически ориентированными на развитие личности
дошкольников разными средствами.
Помимо этого,
воспитателям дошкольных организаций важно иметь определенные знания, среди
которых мы можем выделить следующие: