Курсовая с практикой на тему Воспитания личности в коллективе и через коллектив
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ 5
1.1 Разные точки зрения педагогов определения понятия коллектив……………………………………………………………………………5
1.2 Психолого-педагогические теории коллективного воспитания А.С. Макаренко 9
ᅠГЛАВА II РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ 12
2.1 ᅠСодержание педагогического ᅠопытареализация принципа воспитания в коллективе и через коллектив 12
2.2 Технология работы по формированию коллектива младших школьников в образовательной организации во внеурочной деятельности 19
2.3 Результаты педагогического опыта 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Введение:
Усовершенствование нынешней образовательной системы выражено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образовании (далее ФГОС). В нем отражена главная цель модернизации начальной школы – это, необходимость общества в формировании гармонично развитой личности, способной реализовать себя в обществе.
Современный педагог решает вопросы по формированию и развитию умений учащихся соотносить свои возможностями и желания с потребностями окружающих людей, то есть способности жить и реализовывать себя в коллективе. Сплоченность и единство коллектива младших школьников предполагает собою основное условие, нужное для самоутверждения личности каждого начальной школы.
Показателями высокой степени сплоченности детского коллектива – это стремление учащихся заниматься трудом, являющегося, общественно полезным, их желание показывать высокие результаты в разных видах взаимосвязей.
В области формирования и развития коллективов научные исследования показаны работами многих великих педагогов и психологов: Л.С. Выготского, А.С. Макаренко, А.Н. Лутошкина, В.А. Сухомлинского, Е.Н. Минский, Т.Н. Абрамова, М.М. Плоткин, А.А. Огородников и т.д.. Невзирая на значимость имеющихся в настоящее время научных концепций, проблема формирования сплоченности коллектива у младших школьников является недостаточно разработанной. Это определяет проблему исследования – какие педагогические условия необходимы для формирования младшего школьного коллектива?
Объект исследования – развитие младшего школьного коллектива.
Предмет исследования — педагогические условия развития коллектива младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и проверить на практике педагогические условия развития детского коллектива обучающихся в начальной школе.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературы дать понятие школьного коллектива в психологии и педагогике.
2. Описать особенности формирования сплоченности коллектива младших школьников.
3. Раскрыть педагогические условия формирования детского коллектива младших школьников.
4. Теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс упражнений, направленный на формирование сплоченности коллектива младших школьников.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение), эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, социометрия).
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа» 16. В нем приняло участие 19 дошкольников в возрасте 7-8 лет; из них 10 мальчиков и 9 девочек.
Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
В последние годы в психолого-педагогических разработках замечено снижение количество работ, занимающихся проблемами становления и развития коллектива, это говорит о том, что уменьшается интерес к данному вопросу. Но в образовательных учреждениях реальная «картина» показывает, что без коллективной составляющей невозможно дальнейшее позитивное развитие общества.
Именно с помощью классного коллектива дети развиваются как личности, познают необходимые ценности и нормы общества, учатся позитивно взаимодействовать. Процессы, происходящие в детском коллективе должны направлять учеников на совместную деятельность, учить их избегать конфликтных ситуаций, развивать умение уважительного отношения к высказываниям другого, формировать желание помогать окружающим. Нужно отметить, что необходимо уделять внимание сплоченности коллектива.
Потому что сплоченность это один из важных психологических факторов становления деятельности коллектива. В становлении коллектива важная роль отводится общей деятельности, которая определяется как ведущий фактор, ведущий к сплочению коллектива и становлению в нем коллективных отношений. Эта положение показывает, нужность привлечения всех учеников в различную и содержательную в социальном и духовном отношении деятельность коллектива. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, помог увидеть содержательную и сущностную характеристику психологического климата учащихся младшей школы.
Опираясь на теоретические исследования в области изученной темы, можно сделать вывод о том, что эффект будет достигнут по средствам создания необходимых педагогических условий, в том числи и во время внеурочной деятельности.
Констатирующий этап исследования, в котором были использованы диагностические методики, помог определить уровень сплоченности коллектива младших школьников. С целью увеличения существующего уровня сплоченности, была разработана и проведена система упражнений, увеличивающая уровень сплоченности коллектива младших школьников. Данный комплекс упражнений проводился во внеурочной деятельности.
Результаты исследования показали повышение показателей уровня сплоченности, следующим образом: высокий уровень на 19%, показатели среднего уровня поднялись на 6%, а низкий уровень снизился на 25%. Данное исследование показало эффективность внедрения системы упражнений, целью которой являлось: установление положительного психологического климата, дружественных межличностных отношений в классном коллективе, а также уменьшение дискомфорта общения между детьми. Коротко обобщая все вышеизложенное, можно заметить, что развитие степени сплоченности коллектива возможно только при обдуманном подходе.
Классным руководителям в образовательных учреждениях нужно уделять больше внимания трудностям сплоченности детских коллективов, особенно в младшей школе, так как сплоченность это один из главных психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют огромную роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.
Таким образом, разработанный комплекс упражнений помогает добиться положительной динамики в развитии сплоченности классных коллективов начальной школы.
Предложенные занятия можно проводить в форме игр, что составит неподдельный интерес у детей и сформирует у ребенка коммуникативные умения, очень необходимые современному школьнику. 50 Данное исследование доказало результативность педагогических условий развития сплоченности коллектива младших школьников, и поэтому цель исследования считаю достигнутой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ И ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ
1.1 Разные точки зрения педагогов определения понятия коллектив
Понятие «коллектив» произошло от латинского «collektives» — собирательный. Оно означает общественную группу, связанную общественно-значимыми целями, коллективной деятельностью и общественными ориентациями[3, c.59].
Коллектив — сложное явление, в котором можно увидеть переплетение чувств, мыслей, интересов, стремлений и увлечений самых различных людей.
Развернуто устанавливал содержание коллектива А.С. Макаренко. «Невозможно вообразить себе коллектив, — считал он, — если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, взаимозависимость, соотношения частей, а если этого ничего нет, то и коллектива нет, а есть просто сборище или толпа» [19, с. 123].
В психологической энциклопедии «коллектив — команда связанных едиными целями и задачами людей, достигшая высокого уровня развития в течение социально значимой совместной деятельности». Со временем в российской социальной психологии был зафиксированы некоторые признаки, характеризующие группу как коллектив. Огромную роль в этом сыграли работы Л.И. Уманского, И.Н. Платонова, А.В. Петровского[21, c.118].
В основание характеристики коллектива Л.И. Уманский положил данные критерии:
— единая нравственная направленность группы (единство мотивов целей, ценностных направлений членов группы);
— единство организации;
— групповая подготовленность;
— психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).