Курсовая с практикой на тему Воспитание в целостном педагогическом процессе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения педагогического процесса как основной
категории педагогики. 6
1.1. Педагогический процесс как основная категория
педагогики. 6
1.2. Сущностные характеристики педагогического процесса. 9
1.3. Движущие силы педагогического процесса. 10
Глава 2. Анализ особенностей воспитания в целостном
педагогическом процессе 13
2.1. Сущность и содержание воспитания в педагогическом
процессе. 13
2.2. Проблема воспитания в целостном педагогическом
процессе. 17
Заключение. 25
Список используемой литературы.. 27
Введение:
Актуальность работы. Актуальность рассматриваемой темы
определяется тем, что развиваясь, любая наука обогащает свою теорию, наполняется
иным содержанием. И в данном случае происходит внутри научная дифференциация
важных исследовательских направлений, отраслей, разделов науки.
Большой спектр педагогических знаний, многообразие
типов педагогической деятельности, которая связана с обучением и воспитанием
индивида на разных этапах его жизни и в разной природной и социальной среде,
объективно обусловливает дифференциацию педагогики по ее отраслям.
Педагогический
процесс является специально организованным
взаимодействием педагогов и учащихся для того, что решать задачи воспитания,
образования, развития и обучения личности. Педагогический
процесс – это цепочка
отдельных педагогических взаимодействий.
Педагогические
взаимодействия являются
преднамеренными взаимными контактами педагога с иным человеком (временные либо
длительные), цель которых заключается в изменении в поведении, психике,
сознании, деятельности, отношениях человека.
Термин «педагогическое взаимодействие» обозначает
самую существенную специфическую черту педагогической деятельности – ее
двусторонний характер.
При этом ученик не просто присутствует в
педагогическом процессе, он, как и учитель, является действующим, либо
взаимодействующим лицом, так как он активно отзывается на действия учителя, а
тот строит будущую работу, учитывая отклик ученика на данные действия.
В определении «педагогическое взаимодействие»
выделяется активный характер участия второй стороны (ученика) в процессе
обучения (образования, воспитания) и наличие в этом процессе исключительно
взаимодействия его участников, которые являются субъектами педагогического
взаимодействия, педагогического (образовательного) процесса в общем. Данный
характер педагогического взаимодействия считается ключевым в современном
субъект-субъектном подходе к построению и пониманию педагогического процесса.
Во взаимодействии субъектов педагогического процесса
основная цель заключается в присвоении учащимися опыта, который накоплен
человечеством.
Главные
компоненты педагогического процесса заключаются в субъекте, цели и задачах педагогического
процесса; содержательная структура (процессы воспитания, обучения, развития и
их содержание); организационная структура (средства, формы, методы,
технологии).
В целостном педагогическом процессе воспитание представлено как
компонент в его гармоническом взаимодействии с другими компонентами и их
внутреннем единстве (воспитывающее обучение, обучающее воспитание). В контексте целостности педагогического процесса воспитание следует рассматривать как специально
организованную деятельность по развитию личности школьника (цель).
Степень разработанности темы исследования. Теоретические
основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в
трудах Бахмутского А. Е., Вершининой Н. А.,
Глубоковой Е. Н., Ильина Е. П.,
Выгодского Л. С., Новикова
С. Г. и многих др.
Объект исследования – педагогический
процесс.
Предмет исследования – место
воспитания в педагогическом
процессе.
Цель исследования – изучить
особенности воспитания в целостном педагогическом процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть педагогический процесс как основную категорию
педагогики;
2.
выявить сущностные характеристики педагогического процесса;
3.
определить движущие силы педагогического процесса;
4.
определить сущность и содержание воспитания в педагогическом процессе
проанализировать;
5. проанализировать
проблему воспитания в целостном педагогическом процессе
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные труды
известных отечественных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический
процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие
педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и
образовательных задач.
Из этого определения видно, что педагоги и
воспитанники являются главными субъектами педагогического процесса. Процесс (от
лат. processus – продвижение) – это:
— последовательная смена состояния; ход
развития чего-либо;
— совокупность последовательных действий для
достижения какого-либо результата.
Педагогический процесс характеризуется также
цикличностью.
Любая система управления, в том числе и
педагогический процесс, представляет собой замкнутый цикл «анализ –
планирование – реализация – оценка и контроль», который повторяется
многократно.
Педагогический процесс непрерывен по своей
сущности. Непрерывность в педагогическом процессе характеризуется преемственностью
содержания образовательной деятельности при переходе от одного вида к другому,
от одного этапа в достижении образовательных целей к другим.
Педагогический процесс – это многофункциональный процесс. К функциям
педагогического процесса относятся: развивающая, воспитательная,
образовательная.
Развивающая функция выражается в качественных
изменениях психической деятельности индивида, в формировании у него новых
умений и качеств.
Воспитательная функция проявляется в
воспитательном пространстве, в котором осуществляется процесс взаимодействия
педагога и воспитанника; в личности и профессионализме воспитателя; в учебных
программах и планах, методах и средствах, формах, которые используются в
учебно-воспитательном процессе.
Образовательная функция реализуется, в первую
очередь, в процессе обучения, в деятельности учреждений дополнительного
образования, во внеклассной работе.
В целостном педагогическом процессе воспитание
представлено как компонент в его гармоническом взаимодействии с другими
компонентами и их внутреннем единстве (воспитывающее обучение, обучающее
воспитание).
В контексте целостности педагогического
процесса воспитание следует рассматривать как специально организованную
деятельность по развитию личности школьника (цель).
С этой точки зрения цель воспитания совпадает
с целью образования, при разности их содержания, форм, методов, приемов.
Воспитание есть специально организованная
деятельность по достижению целей образования (целостная личность школьника —
результат его развития).
Фрагмент текста работы:
Педагогический процесс как основная
категория педагогики Для того чтобы достичь намеченной цели, обучение и
воспитание должно быть организовано. Данный процесс имеет название
педагогический либо учебно-воспитательный. Педагогический
процесс является процессом, в котором социальный опыт
педагогов переплавляется в качества личности учащихся.
Основной особенностью педагогического процесса является целостность. Это необходимо понимать как
значимость сохранения в нем всех важных составных частей.
Если что-то из процесса выпадет, то он уже не
будет целостным, и не будет обеспечивать решение задач на должном уровне.
Потому всегда важно следить, чтобы в учебно-воспитательном процессе были все
звенья. Обеспечение единства обучения, развития и
воспитания на основе целостности составляет основную суть педагогического
процесса [10, с. 241].
Педагогический
процесс является
внутренне связанной совокупностью многих процессов (процессы образования,
обучения, воспитания, формирования и развития личности).
Специфика обнаруживается при выделении
основных (доминирующих) функций каждого из процессов.
Доминирующая
функция процесса
обучения заключается в обучении, процессе воспитания – воспитание, процессе
развития – развитие. Однако, любой из данных процессов выполняет в целостном
процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только
воспитательную, однако и образовательную, и развивающую функции, а обучение не
может быть без сопутствующего ему развития и воспитания.
Эти процессы приводят к основной цели – формированию
личности, однако любой из них способствует достижению данной цели присущими ему
средствами.
Основные, повторяющиеся, объективные связи
педагогического процесса выражаются в закономерностях. Они показывают, что и каким образом
связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.
Закономерность
динамики педагогического процесса заключается в том, что величина всех следующих достижений
воспитанника на всех следующих этапах имеет зависимость от его достижений на
этапах предыдущих.
Это означает, что педагогический процесс обладает
постепенным, «ступенчатым» характером и чем выше промежуточные достижения, тем
выше итоговый результат. Следствие действия закона заметно на каждом этапе –
тот учащийся будет иметь наиболее высокие общие достижения, у которого были
наиболее высокие промежуточные результаты.
Закономерность
развития личности в педагогическом процессе. Темпы и уровень развития личности,
который достигнут, имеют зависимость от наследственности, воспитательной и
учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, способов и
средств, которые применяются для
педагогического воздействия [11, с. 112].
Закономерность
управления учебным и воспитательным процессом. Эффективность педагогического
воздействия имеет зависимость от интенсивности обратных связей между учителями
и учащимися, и от величины, обоснованности и характера корректирующих
воздействий на учащихся.
Если воспитанник и воспитатель общаются чаще, тогда
результат воспитания будет наиболее весомыми; если педагог вовремя устраняет
ошибочные действия, лучше вникает в поведение детей, верно понимает и вовремя
оказывает поддержку хорошим делам, тогда итоговый результат будет наиболее
существенным [11, с. 113].
Закономерность
единства логического, чувственного и практики в педагогическом процессе.