Курсовая с практикой на тему Воспитание учащихся в учреждениях дополнительного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК
ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 5
1.1. ПОНЯТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ.. 5
1.2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.. 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 22
2.1. МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.. 22
2.2. МОДЕЛЬ ОТСЛЕЖИВАНИЯ УРОВНЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В
УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
Введение:
развитием общества развивается и сфера образования,
формируются различные институты общественного и государственного воспитания
молодого поколения. Система внешкольной работы с детьми, которая начала
формироваться в социальных образовательных учреждениях нашей страны в конце XIX
века, в конце XX века стала системой дополнительного образования детей, в
настоящее время в основном уже сформирована и научно обоснована.
Данная система разработана и реализована как система
педагогически организованной разнообразной деятельности детей в свободное от
основного образования время. В первую очередь речь идет о внешкольных
учреждениях, клубах, созданных для детей, подростков и молодежи и аналогичных
любительских объединениях во всех их формах, детских и молодежных общественных
объединениях и организациях, воспитательной работе в школах и других
образовательных учреждениях, а также учреждениях социально-педагогической
работы с детьми и семьями.
В концепции модернизации российского образования на
период до 2015 года подчеркивалосься, что учреждения дополнительного
образования играют особую роль в развитии склонностей и способностей,
социальном и профессиональном самоопределении детей и молодежи. Кроме того,
ежегодно неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей
в их дальнейшем трудоустройстве, организации социально значимого досуга,
профилактике правонарушений, наркомании и других антиобщественных проявлений
среди несовершеннолетних. Это подтверждает значимость такого вида образования и
свидетельствует об актуальности данного
исследования.
Объект исследования: система дополнительного
образования.
Предмет исследования: воспитательный процесс в
учреждении дополнительного образования на примере Детской музыкальной школы № 11 города
Прокопьевск
Кемеровской области.
Цель исследования — изучение особенностей
воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования на примере
Детской музыкальной школы № 11 города
Прокопьевск
Кемеровской области..
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были сформулированы
следующие задачи:
1) изучить функции и задачи системы дополнительного образования
детей и подростков;
2) проанализировать особенности выполнения
воспитательной функции в учреждениях дополнительного образования;
3) выявить основные методы и принципы работы учреждений
дополнительного образования как воспитательных организаций;
4) охарактеризовать возможности развития воспитанности
в учреждениях дополнительного образования на примере Детской музыкальной школы № 11 города
Прокопьевск
Кемеровской области.
Заключение:
Дополнительное образование детей является составной
частью системы непрерывного образования, предоставляющей дополнительные
возможности для духовного, интеллектуального и физического развития ребенка,
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное
образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую
знания, воспитание и развитие личности ребенка в один процесс. Основной целью
системы дополнительного образования детей является создание условий для
свободного выбора каждым ребенком сферы образования, профиля дополнительной
программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют следующие
факторы: разнообразие деятельности, личностно-ориентированный характер
образовательного процесса, его направленность на развитие личностной мотивации
к обучению и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их
самореализация.
Целью воспитания детей в учреждениях дополнительного
образования является формирование всесторонней, нравственно зрелой, творческой
личности ученика. Педагоги школы, родители и учителя учреждений дополнительного
образования должны помнить, что каждый ребенок талантлив и уникален, необходимо
только наблюдать за ним, поддерживать и развивать ростки творческого таланта в
процессе воспитания.
В данной работе предпринята попытка выявить и
проанализировать особенности воспитания детей в учреждении дополнительного
образования. Следует отметить, что в решении данной проблемы может помочь
работа педагогов на базе Детской музыкальной школы, способствующая духовному
развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных
потребностей детей, развитию их разносторонних способностей.
Сегодня детские школы искусств, в том числе
музыкальные, играют важную роль в жизни общества. Система образования, основанная
на принципах учебно-воспитательного процесса, накладывает свой отпечаток на личность
современного ребенка.
Педагог дополнительного образования помогает детям
выявить свои способности, установить дружбу в коллективе, направляет их на
развитие собственных интересов. В зависимости от педагогической ситуации,
индивидуальных способностей, интересов и возможностей детей они должны уметь
выбирать совокупность педагогических средств и методов воздействия на личность
для достижения цели всестороннего развития ребенка.
Таким образом, учреждения дополнительного образования
и воспитания на сегодняшний день являются наиболее демократичной образовательной,
воспитательной организацией, предоставляющей молодому поколению широкий спектр
услуг интеллектуального, оздоровительного и творческого характера,
предоставляющим детям не только равный доступ к различным сферам свободной,
творческой деятельности, но и реальные и дифференцированные возможности для их
духовного развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ, ИХ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Актуальность развития
системы дополнительного образования детей в современных социокультурных
условиях, в том числе взаимодействия различных сфер социальной политики
государства, участников образовательного процесса и общества, обусловлена
требованиями социально-образовательной политики России.
В соответствии с Концепцией
модернизации российского образования все граждане России, семьи и родители,
государство, его федеральные и региональные учреждения, органы местного
самоуправления, профессиональное и педагогическое сообщество, научные,
культурные, спортивные, коммерческие, общественные учреждения — все, кто
заинтересован в совершенствовании системы педагогической эффективной занятости
детей в свободное время, представляют собой систему дополнительного образования
детей.
В настоящее время
разработано множество концепций дополнительного образования детей. Авторы
определяют новые образовательные направления, раскрывают новую систему
образовательных ценностей, определяют технологии проектирования индивидуальных,
персонифицированных образовательных систем, рассматривают содержание
дополнительного образования детей.
Содержание образования
[20, С. 528] является одним из факторов экономического и социального прогресса,
направленным на: обеспечение самоопределения каждого человека, создание условий
для его самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование
правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватность
мировому уровню общей и профессиональной культуры общества; формирование у
обучающихся картины мира, адекватной современному уровню образования и уровню
образовательной программы; интеграция личности в национальную и мировую
культуру; формирование личности и гражданина, интегрированного в современное
общество и направленного на совершенствование этого общества. Содержание
образования должно способствовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми
и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и
социальной принадлежности; способствовать реализации права учащихся на
свободный выбор своих занятий и убеждений. Содержание образования в конкретном
образовательном учреждении определяется образовательной программой
(программами), разработанной, принятой и реализуемой данным образовательным
учреждением самостоятельно.
Понятие содержания
образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер) состоит из следующих структурных
компонентов: опыт познавательной деятельности, закрепленный в виде способов ее
реализации, т.е. знаний; опыт репродуктивной деятельности, закрепленный в виде
способов ее реализации, т.е. умений и навыков; опыт творческой деятельности — в
виде проблемных ситуаций; опыт эмоционально-ценностных отношений.
Каждый из этих видов
социального опыта представляет собой определенный тип содержания образования:
— знания о природе,
обществе, технике, способах мышления и делопроизводства. Усвоение этих знаний
обеспечивает формирование в сознании ребенка правильной картины мира, снабжает
его правильным методологическим подходом к познавательной и практической
деятельности;
— опыт осуществления
определенных действий, отражаемых совместно со знаниями в навыках и
способностях человека, овладевшего этим опытом. Система общих интеллектуальных
и практических навыков, составляющих содержание данного опыта, лежит в основе
многих конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающего
поколения сохранять социальную культуру населения;
— опыт творческой,
поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих в обществе. Это
требует самостоятельной реализации ранее полученных знаний и умений в новых
условиях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.
Этот вид социального опыта обеспечивает развитие у детей способностей к
дальнейшему развитию культуры. Самостоятельность и инициативность как
показатели формирования творческой работоспособности человека формируются у
каждого человека, но они должны быть заложены в содержании образования;
— опыт оценки объектов и
средств человеческой деятельности не состоит из знаний и умений, но
предполагает их. Отношение к миру, к себе и другим людям проявляется в
поведении человека, в практической и интеллектуальной деятельности. Усвоение
ребенком социального опыта направлено на превращение его в личный опыт, передачу
социального опыта личности на основе специально организованной деятельности
детей.
Все эти элементы
содержания образования взаимосвязаны и взаимозависимы.
Таким образом, содержание
образования является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности
ребенка, а также средством создания и осуществления этой деятельности, т. е.
является средством удовлетворения индивидуальных потребностей человека,
средством развития личности и формирования ее культуры.
На современном этапе
развития учреждений дополнительного образования выделяются следующие функции
[4]:
Социальная функция
направлена на удовлетворение:
а) социального заказа
(потребности общества, формируемые на стыке культуры, образования и
здравоохранения);
б) запросов родителей
(представления о том, что нужно или чего не хватает ребенку: работа во времени,
профессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение
проблем неполной семьи и т.д.),
в) потребностей детей
(удовлетворение потребности в познавательном или личностном развитии, общении,
досуге и качественном времяпрепровождении. Потребность детей динамична, так как
изменяется в процессе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и
соответствующего вида ведущей деятельности);
г) экономического спроса
(возможность зарабатывать деньги своей профессиональной деятельностью,
востребованность дополнительной или основной профессии);